И.о начальника ОМВД по Артемовскому району Олег Макаров провел брифинг по участившимся случаям мошенничества и доверчивости граждан. Он привел два свежих примера:
28 октября мужчина, житель Артемовского, обратился с заявлением в полицию. Выяснилось, что с 24 по 27 октября мошенники по телефону вынудили потерпевшего взять кредиты в банках и перевести им 200 000 рублей. Причем в банке ВТБ в Артемовском ему отказали в выдаче кредита. Тогда он поехал в Екатеринбург, где сотрудник банка вновь отказал ему в выдаче денег и предупредил, что его пытаются обмануть.
Но артемовец проявил смекалку и оформил кредитную карту на 150 000 рублей. Сняв деньги, он перевел их мошенникам. Недостающую сумму получил уже в другом банке.
31 октября женщина написала заявление в полицию о том, что увидела по телевизору рекламу брокерских бинарных опционов и, пройдя по указанной ссылке, установила себе их приложение. С 19 сентября по 13 октября она перевела на счет сомнительной компании, которая зарегистрирована в Британии, 2 360 000 рублей. Видя, что прибыль от вложенных средств не поступает, женщина пыталась вывести свой капитал со счета. Это ей не удалось и вряд ли теперь появится возможность вернуть деньги.
- Несмотря на принимаемые меры профилактического характера, преступления продолжают совершаться. Их жертвами становятся доверчивые граждане, в том числе пожилого возраста, - рассказал Олег Николаевич. - Переводы происходят с банковских карт граждан - таких случаев сейчас 27 (на три больше, чем в прошлом году на это же время). Мошенничества с помощью IT-технологий стало чуть меньше: снижение с 91 до 81 случая. Преступники используют IТ–технологии для скрытия следов преступления. Это, например, использование несуществующих либо измененных телефонных номеров. Поэтому раскрыть такие преступления и становить злоумышленников достаточно сложно.
Основные виды мошеннических действий:
- продажа товаров через социальные сети «Одноклассники» и «ВКонтакте» с предоплатой и без поставки продаваемого товара.
- через объявления на сайтах частных объявлений о продаже товаров по очень «смешной» цене. Продавец предлагает организовать доставку до места и оплатить покупку по карте. Гражданин соглашается и сообщает данные карты, после чего происходит списание денег с карты.
- мошенники представляются сотрудниками полиции или других правоохранительных органов и сообщают о том, что необходимо срочно обналичить свой вклад и перевести деньги на безопасный счет в новом «безопасном банке». Граждане выполняют требования «ложных сотрудников» и теряют свои деньги.
- знакомятся через социальные сети, используют трагедию граждан и войдя в доверие убеждают в том, что они стали наследниками. «Наследники» для получения наследства собирают деньги и переводят их мошенникам.
Мошенники могут использовать и другие способы убеждения граждан для получения денежных средств.
Но не думайте, что вы сможете легко противостоять злоумышленникам, они прекрасные психологи и используют различные ухищрения. Например, представляются сотрудниками правоохранительных органов и сообщают, что проводят расследование в отношении сотрудников банка, а вы помогаете изобличить преступников. Вы, решая им помочь, с помощью хитрых манипуляций лишаетесь кровно заработанных денег или того хуже — оказываетесь должны выплачивать крупную сумму денег банку в течение десятка лет.
Чтобы не стать жертвой мошенников:
- никому не сообщайте данные о своих электронных платежных документах (карточках)
- не отвечайте на незнакомые телефонные номера
- не совершайте действий с банками по указаниям по телефону
- установите на смартфоны программ «Анти СПАМ»
Будьте бдительны и внимательны, не сообщайте персональные данные третьим лицам.