Культура

Культура

В Артемовском прошло "ЭтноКино"

Детей тоже пришли. И были довольны
Фото: © Фото: Даниил Сковородкин "ЕВ"

 


Свердловский областной фильмофонд продолжает фестиваль «ЭтноКино».

В рамках этого фестиваля показывают современную документалистику, анимацию и игровое кино. Цели — заинтересовать жителей области этнокинематографом и краеведением. Также Фильмофондом выберет победителя среди кинозалов. Главными критерями являются: количество зрителей, использование новых форм и методов работы и участие во всех программах киномарафона.

Как известно, по этническому многообразию Свердловская область занимает одно из ведущих мест в России. В нашем регионе проживает 160 национальностей, для сохранения и развития традиций которых Правительство области прилагает усилия, особенно для популяризации культуры коренных народов Среднего Урала. Именно поэтому фестиваль «ЭтноКино» получил поддержку Министерства культуры Свердловской области и Свердловского областного фильмофонда. 18 сентября в «Родине» состоялась творческая встреча с уральским режиссером, членом Союза кинематографистов России, директором фестиваля «ЭтноКино» Иваном Головневым, и показ его фильма «Дальневосточная одиссея Владимира Арсеньева».

Мы опросили Светлану Сергеевну Горду, директора Свердловского областного Фильмофонда:

-Что такое фестиваль «ЭтноКино», что он из себя представляет?

-Этот фестиваль проводится не впервые, в этом году проходит в 31 муниципальном образовании, также мы нашли новую форму подачи. Это будут и показы, и творческие встречи, и кинолектории, и мастер-классы. В Буланаш мы сегодня привезли кинолекторий с Иваном Головневым. Иван Головнев — родоначальник, один из организаторов «ЭтноКино». Наш фестиваль поддерживает Министерство культуры Свердловской области, а организаторы — свердловский областной Фильмофонд.

- Что нового в этом году? Какая у вас целевая аудитория?

-Ранее фестиваль проходил в виде конкурса. Нам присылались работы молодых режиссеров, занимающихся этнокинематографией. Далее эти фильмы передавались в Свердловский областной Фильмофонд и показывались по Свердловской области. В последующие годы мы пришли к тому, что фестиваль можно провести как этнокиномарафон. Все это организуется для молодых людей. В современном мире нужно сделать шаг назад чтобы узнать свои корни, вспомнить свой родной язык, традиции. Говорят, что сегодняшняя молодежь только и делает, что листает интернет. Но на самом деле это наиумнейшая молодежь. Они продвинутые, у них огромный пакет информации. Кажется, ни одна флешка не уместит столько, сколько их мозг. Удивительно эрудированные - потрясающие и глубокие вопросы

задают. Встречи с ними проводить просто интересно.

 Больше всего интересного удалось почерпнуть из разговора с Иваном Головневым, режиссером и директором фестиваля:

 -Почему вы решили снять документальное антропологическое кино именно по этой тематике. Кто принимал участие в этой работе?

-К этой работе путь лежал через исследования. Я в течение нескольких лет работал с дальневосточными архивами, собирал информацию об этнографических фильмах советского периода, снятых на той территории, в частности с архивами Владимира Арсеньева. Дело в том, что именно он стоял у истоков самых знаковых работ этнографического характера советского кино: «Лесные люди удэхейцы» и «По дебрям Уссурийского края». Арсеньев был автором сценария и редактором этих фильмов. Именно тогда я познакомился с многострадальным, фрагментированным и израненным архивом Владимира Клавдиевича, который после его смерти был арестован органами безопасности, скитался, долгое время провел на обследовании в столичных структурах. И он, наконец, вернулся в общество изучения Амурского края во Владивосток и остался там. И надо иметь ввиду, что сегодня Арсеньев для Дальнего Востока — титульная персона, его именем названы населенные пункты, улицы, географические объекты и даже аэропорт, но с его архивами не так все хорошо. Если тексты более-менее известны, литературные в большей, а исследовательские в меньшей степени, то неизвестно его визуальное наследие. Совершенно случайно я наткнулся в этом архиве на творческий клад — большое количество ящиков с негативами и позитивами. Речь идет о фотоизображениях, которые были сделаны в экспедициях Арсеньева, им самим и его спутниками. Они не открывались с того самого времени. Возможно из-за незнания, как с ними работать, фотоматериалы так и остались невостребованны. Во всех изданиях было растиражировано всего-то 15-20 фотографий. Когда нам удалось открыть эти ящики, я сразу увидел там потенциал для кино. Эти изображения были, во-первых, неплохо сделаны с точки зрения композиции. Выходит, что Арсеньев был не только прекрасным рассказчиком и писателем, но и отличным, как тогда говорили, съемщиком. Все свои работы он мечтал иллюстрировать сам. Эти изображения будто бы выстраивались и просились на экран, так показалось мне и моим коллегам: Консультанту Ивану Николаевичу Егорчеву, оператору Максиму Дроздову, звукорежиссеру, Владимиру Персову. Задача была не сделать фильм об Арсеньеве, а дать возможность самому Арсеньеву снова с нами поговорить, стать посредниками в современном контакте. Дневники из этого же архива нам дали малоизвестные высказывания и литературные рукописи. Образ Арсеньева ранее в фильме «Дерсу Узала» воплощал Юрий Мефодьевич Соломин. И вот, пришлось придти в Малый театр без всяких предварительных договоренностей и попроситься к нему на аудиенцию, имя Арсеньева в этом помогло. Когда он нас выслушал — мгновенно изменился в лице, понял, о каком материале и человеке идет речь. Он все это принял и сказал, что внимательно изучит и даст свой ответ. И вот, я в очередной экспедиции на Камчатке, там, как в анекдотах, полночь, раздается звонок из Москвы, у них на восемь часов ранее. Юрий Мефодьевич совершенно другим голосом и тоном говорит: «Мы должны это сделать!». Таким образом нам удалось подключить важный ресурс и по возможности соединить самые разные линии. Когда работа завершилась — я подумал точно так же: «Нельзя было этого не сделать».

-Как-то повлиял на вас фильм Курасавы «Дерсу Узала»?

-Он оказал косвенное влияние, в частности сам образ Арсеньева как не только русского офицера, но и человека, имеющего выраженное альтер-эго. Он ведет диалог с окружающим миром, прежде всего с природой через нанайца Дерсу Узала. Повлияло и то, как держался Соломин в роли Арсеньева. Когда мы читали закадровый текст, для «переодевания» в Арсеньева обращались к опыту Курасавы. Также я помню внимательное рассматривание природы в кадре, весь эффект его фильма строится именно на созерцании.

-Расскажите о сегодняшнем мероприятии.

-Сегодняшней программой мы развиваем формат этнокино в новую сторону. Суть в эффекте сочетания исследований и творческого подхода к материалу. На мой взгляд, наш проект сегодня представляет собой компонент образовательный, производственный, популяризационный. Здорово, что Фильмофонд имеет связь с муниципальными и театральными площадками, где можно все это демонстрировать, собирая заинтересованных зрителей. Неизвестно, как мы встретим своего зрителя и как ему попадет этот импульс. Когда фильм смотришь впервые, тебе кажется это непривычным, ведь образ жизни, разворачивающийся перед тобой, в корне отличен от того, каким живешь сегодня. И все существование людей в природе — наше общее прошлое, наша общая история. И даже через экран проходят проходят невербальные, эмоциональные токи, которые попадают не в голову, а сердце. И человек будто бы вступает в контакт с чем-то из своей прагенетической памяти. В этом смысле этнография для меня — глоток чистой воды. Скоро, наверное, чистая вода будет стоить дороже, чем бутылочка «пепси». Если бы кинематографисты прошлого не сняли бы свои фильмы, то мы бы не имели возможности увидеть, как жила та или иная культура. В том суть и их деятельности, и нашей современной. Мы делаем практически то же самое — показываем нынешнее состояние традиций и инноваций в культуре. И потом они претерпят изменения, а наши потомки будут говорить: «как здорово, что тогда это было снято и сейчас осталось!».

-Какие у вас планы на дальшнейшее творчество?

-Я сейчас работаю над фильмом о кериках, это самая малочисленная народность, их по последней переписи всего четыре человека. Я их нашел, они проживают на Чукотке. Одна из героинь выучила песню в детстве, это единственный фрагмент их языка, который мы смогли отыскать.


 

Режиссер фильма Дальневосточная одиссея Владимира Арсеньева поделился интересными сведениями о съемках
Режиссер фильма Дальневосточная одиссея Владимира Арсеньева поделился интересными сведениями о съемках
Режиссер фильма Дальневосточная одиссея Владимира Арсеньева поделился интересными сведениями о съемках
Светлана Сергеевна Горда рассказывает о фестивале
Светлана Сергеевна Горда рассказывает о фестивале
Светлана Сергеевна Горда рассказывает о фестивале


Следом за творческой встречей стартовал киноурок Ивана Головнева «Этнокино и молодежь: образование, исследования, творчество». Урок начался с показа фрагментов фильмов 20-х годов прошлого века: киносвидетельства Дзиги Вертова и Владимира Ерофеева. Далее режиссер рассказал о современном этнокинематографе и его тенденциях. Закончился урок показом фильма «Дальневосточная одиссея Владимира Арсеньева» и викториной — самые внимательные получили флеш-карты и другие полезные призы.

Материалы по теме

17 октября 2019
Неделю, до 15 октября, в кинотеатре Центра досуга “Родина” демонстрировался фильм, отзывы о котором - самые…

Читайте и смотрите нас

Вы согласны, что капремонт дорожает из-за инфляции?
ООО «Газета «Егоршинские вести»

Адрес: 623785, Свердловская область, Артемовский, ул. Ленина, 12
E-mail: evest@mail.ru
Служба информации [корреспонденты]: +7 (34363) 2-43-92,
+7 (34363) 2-42-23, 8-9000-428-444
Служба тиража, приемная: +7 (34363) 2-48-27,
Рекламная служба: +7 (34363) 2-53-80, 8-9000-418-444.
E-mail: evest-reklama@mail.ru
Яндекс.Метрика

Найти

Отправка новости

Обратная связь

Спасибо, Ваше сообщение отправлено. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.