Звукорежиссер ДК "Энергетик" рассказывает, как сделать так, чтобы праздник звучал как песня.
На мгновенье замирает зачарованный зал, все внимание зрителя приковано к сцене. Музыка словно обволакивает своим звучанием. Настроение вокалиста по невидимым каналам передается слушателям. Зал словно становится единой акустической картиной, на которой в финале слышны рукоплескания.
Это не что иное, как волшебство, созданное сердцем, душой, слухом и руками звукорежиссера. А вы и не заметили того, кто стоит или сидит за пультом с многочисленными “крутилками” (это фейдеры по-правильному)? Никита Налимов, звукорежиссер ДК "Энергетик", считает, что оставаться незамеченным во время мероприятия - это лучшая похвала его работе.
Когда наблюдаешь за тем, как виртуозно он управляет большим цифровым пультом, а во время обработки в звуковой ряд добавляет немного ярких моментов с такими сказочными наименованиями, как "эквализация" и "компрессия", то, честно, любому захочется хлопать в ладоши! Не работа, а песня - можно и так сказать, но все же это большой, напряженный и ответственный труд. Почему? Давайте узнаем у самого творца музыки.
Клетчатая сумка и кассетный магнитофон
Никита рассказывает:
- Все началось со школьных лет. Мы проводили дискотеки в классах. Так получилось, что за танцы отвечал я. Оборудования в школе не было, но это не останавливало: я просто носил свой двухкассетный магнитофон в обычной клетчатой сумке, той самой большой, "китайской".
Потом мы решили с друзьями проводить дискотеки уже на площадках побольше. В ДК им. А.С. Попова проводились мероприятия с большим количеством посетителей и туда меня, как магнитом, тянуло.
Мы постоянно посещали эти дискотеки в надежде узнать, как все работает. Завесу тайны для меня открыл звукорежиссер Павел Петрович Серебренников (сейчас директор ДК "Угольщиков").
За время обучения и работы мы с Павлом стали не только коллегами, но и хорошими друзьями.
Но в то время я все же был далек от звукорежиссуры. Но добился своего - начал проводить городские дискотеки.
Удары музыки и света
- Изначально на дискотеках мы просто включали музыку, но в один вечер наш музыкальный мир навсегда изменился, - продолжает мой собеседник. - В Лицее проводили крутые вечеринки, где звук рождался на диджейских вертушках. С исполнителями треков мы сразу познакомились. Они нас пригласили в свой гараж, где мы засиживались за их вертушками. Так началось мое становление как диджея.
Мы стали первыми, кто отыграл общегородскую дискотеку на вертушках. Такая музыка отличалась от привычной, потому что людям нельзя было заказать песню, сет подготавливал заранее тот, кто стоит за оборудованием. Поэтому народ сначала не понимал, что происходит. Эмоции были просто сумасшедшие!
Это был период диджей Life, проще говоря — началась жизнь в огнях светомузыки.
Так каждый год - праздник!
- Никита, как вы пришли к звукорежиссуре?
- Я самоучка. В Демидовском колледже получил далекое от музыки образование по направлению "Техническое обслуживание автотранспорта". К музыкальным школам у меня тоже особого интереса не было, занимался чаще всего спортом. Но после армии друг Миша Котлов позвал меня провести мероприятие в ДК "Энергетик". После этого проекта директор Дворца культуры Марина Валентиновна Аксенова предложила мне работу здесь.
- Встречи с людьми так и вели вас к этой профессии, согласны?
- Все, что случилось со мной — это благодаря людям, которые меня окружают. Я не боюсь подойти и спросить, задать вопросы, написать человеку. Например, мы ездили на концерт Наргиз. Там я познакомился со звукорежиссером группы, Владимиром Губатовым. Во время беседы на саундчеке я узнал больше, чем за три года своей работы.
И таких удивительных знакомств много, каждое помогало мне расти профессионально. Так, например, я общался с композитором, который пишет музыку и тексты для детского музыкального шоу «Кукутики».
- Как вы применяете эти знания у себя на практике? Просто копируете?
- Можно подсмотреть что-то у других, но по итогу получится все равно свой проект. Потому что все мы по-разному мыслим. Это, как новогодний салат делать, всегда получается особый вкус.
- Как умение общаться с артистами влияет на ход концерта?
- Я всегда общаюсь с людьми, чтобы понять, комфортно ли они себя чувствуют, подбираю ключик к каждому человеку. Мне нравится, когда накануне мероприятия проходят репетиции. В этом и есть главное отличие концертного звукорежиссера от студийного. Концертный делает звук здесь и сейчас, а у студийного есть время попить кофе, обдумать.
- Можно сказать, что у вас есть свой секретный ингредиент в создании звукового образа? Свой авторский стиль.
- Я люблю, когда вокал и аранжировка звучат, как одно целое. Главное — это голос. А музыка должна подталкивать зрителя к тому, чтобы хотелось встать и потанцевать или разбудить эмоции.
В художественную обработку добавляю разные элементы, которые приукрашивают звук, делают его ярче. Такие творческие фишки добавляют динамики и делают произведение очень интересным. Например, эдлибы — это случайные выкрики, звуки или слова, которые часто есть в современной музыке.
- Оборудования достаточно, чтобы создавать интересный и качественный проект?
- Когда я пришел в «Энергетик», оборудование справлялось только с обычными мероприятиями. Мощный толчок в развитии произошел в 2014 году, когда перед проведением масштабного проекта «Битва хоров» во Дворце культуры появился большой аналоговый микшерный пульт, мониторная линия, благодаря которой вокалисты себя на сцене слышат, приборы обработок для детальной корректировки звука в зале.
Это был самый шикарный вечер, когда мы с Мишей Котловым и Пашей Серебренниковым привезли оборудование и начали подключать его. Ответственность в подготовке к мероприятию зашкаливала.
Тогда появилась уверенность и желание развиваться дальше.
- Делитесь ли вы своими знаниями и профессиональным опытом?
- Мы организовали совместно с ДК «Энергетик» студию начинающего звукорежиссера «Импульс». Цель — дать базовые знания по профессии и выпустить практикующих звукорежиссеров, которые смогут проводить праздники на своих площадках (например, в школах), а также помогать нам в проведении мероприятий. Набор в студию закрыли буквально за два дня.
Сейчас занятия провожу для двух групп: приходят пятеро школьников от 12 лет, а также студенты и работающая молодежь.
Думаю, занятия в студии станут хорошей поддержкой для ребят в их профессиональном становлении.
- Звукорежиссура — творческая работа. Что вам помогает идти на работу с песней?
- На ход и итог работы влияет команда, которая создает проект. И я благодарен коллективу за доверие. Меня сильно вдохновляют дочка и сын. Я их часто привожу в свою студию. Еще занимаюсь бегом, во время которого много хороших мыслей в голову приходит.
- Звукорежиссер - волшебник звука. Удается ли вам совершать чудеса?
- Когда я слышу аплодисменты в зале и вижу, как комфортно чувствует себя исполнитель на сцене, то это уже похоже на маленькое чудо. Однажды ко мне пришла бабушка с обычной кассетой, на которой была записана музыка для вокального номера. Я лет 10 уже не видел кассетных магнитофонов! Нашел где-то в подсобке Дворца культуры списанный старый магнитофон, чтобы все же этот концертный номер состоялся.
В новогодние праздники у Никиты Налимова и его коллег очень много работы. Они трудятся для того, чтобы ваше настроение искрилось от радости. Обычное зрительское «браво!» каждому, кто создает для нас праздник!