В деталях

В деталях

Оркестр Школы искусств: не только работа, но дружба, судьба и счастье

Без оркестра “народников” трудно представить любое выступление учеников и педагогов городской Школы искусств. Это всегда фурор!
Фото: © архив ДШИ № 1


В любом концерте Артемовской городской школы искусств есть яркий, эффектный, поражающий зрителей-первооткрывателей момент: когда вдруг мощно, слаженно, красиво вступает оркестр народных инструментов и очень профессионально, тонко, эмоционально исполняет свою композицию.

И даже далекие от искусства люди понимают - какой большой труд стоит за этой сыгранностью и чистым звучанием, как непросто соединить инструменты и еще в общем-то учеников в один слышащий и понимающий один другого коллектив.   

Минувший год для Артемовской школы искусств отмечен ярким событием. 45 лет назад в музыкальной школе города был организован оркестр народных инструментов. Инициатором его создания стала молодой педагог Ирина Александровна Волгарева.

Сегодня, в дни подведения итогов Года наставника и педагога, наша беседа - с педагогами и выпускниками, которые занимались в оркестре. И в первую очередь - с Ириной Александровной Волгаревой, бессменным руководителем и дирижером оркестра-юбиляра.

Ирина Александровна рассказала о себе и деле своей жизни:

- Я закончила Асбестовское музыкальное училище по классу домры и оркестра народных инструментов. И в далеком 1979 году, то есть больше 40 лет назад, приехала работать в Артемовский. Тогда в музыкальной школе я оказалась одна струнница. У меня разбегались глаза, когда на одной из стен моего учебного кабинета я впервые увидела, как мне показалось, обилие струнных инструментов, висящих на веревочках.

Это и подтолкнуло к идее организовать оркестр. А почему она возникла? В Алапаевске, где жила и училась в музыкальной школе Ирина, был такой оркестр народных инструментов 

- Я занималась в нем несколько лет, играла на домре пиккало. На очень-очень маленькой. Мне ее дали потому, что в оркестре была меньше всех по возрасту и по росту.

Галина Александровна Беспамятных, тогда директор артемовской школы, одобрила предложение молодого педагога. И вслед за существующим тогда оркестром баянистов под управлением Михаила Сигизмундовича Сидоровича появился коллектив народников.

Все эти годы оркестр разрастался и регулярно обновлялся. В самом начале он насчитывал всего пять участников, но потом в некоторые годы их количество доходило до 40. Сегодня в его составе 31 человек.

Сотни и сотни учащихся за это время играли в оркестре. Он стал неотъемлемой частью образовательного процесса школы. И все дети, начиная со второго класса, играют в нем на том или ином инструменте.

Постоянно идет обновление - одни ученики, закончив школу, уходят, на их место приходят новички. Много педагогов вместе с учащимися играли в нашем оркестре.

- И это, надо сказать, большое подспорье мне, как руководителю. Педагоги ведут оркестровые группы и играют те же партии, что и их ученики, - говорит моя собеседница.

В коллективе три оркестровых группы - домры, баяна и балалайки. Людмила Георгиевна Иванова - педагог по классу домры. Еще учась в "музыкалке" играла в оркестре. Уже давно преподает и ведет оркестровую группу.

-- Я около 30 лет работаю в школе и счастлива, что не ошиблась в профессии, - говорит Людмила Георгиевна. - Очень люблю наш оркестр. Здесь мы все вместе музицируем, дышим одним произведением. Я чувствую, что и ребятам нравится здесь заниматься. Видно, как они тянутся друг за другом, стремятся лучше освоить инструмент, а это сказывается и на уроках по специальности. В оркестре нас, педагогов, называют иллюстраторами. Мы играем ту же партию. что и дети, учим их как правильно это делать в составе.


Оркестровую группу баянов ведет Александр Дмитриевич Широков. Он так же учеником играл в оркестре и вот уже больше 10 лет работает в нашей школе преподавателем.

– Нам с оркестром приходится очень много выступать, участвовать в конкурсах. Это подстегивает ребят в учебе, заставляет их серьезно подходить к занятиям. Здесь они получают новые знания, учатся совместно играть. Здесь у них появляется больше возможности общаться друг с другом, помогать друг другу, - считает Александр Широков.

Анастасия Александровна Юшкова работает на хоровом отделении. В оркестр она приходит по зову души и занимается здесь бесплатно.

- Оркестр -  мое хобби. И я с удовольствием согласилась здесь играть на аккордеоне, - рассказывает Анастасия Юшкова. - Еще в училище я почувствовала, что мне нравится народная музыка, народные инструменты, Когда я шла по коридору училища и слышала как играет домра или балалайка - останавливалась. Видимо, все-таки в крови я народница. К тому же оркестр позволяет мне самосовершенствоваться, развивать тембровый и ритмический слух.

Руководитель называет еще одного педагога, который работает в оркестре. Это Марина Зинуровна Галимова.

Эти педагоги сегодня - самые большие помощники и друзья, говорит дирижер: «Оркестр сплачивает, мы становимся одной дружной семьей. В нее обязательно входят и родители наших учеников. Их участие очень значимо. Они ездят с нами на выступления, конкурсы, они помогают купить концертные костюмы и радуются каждому нашему успеху».

За эти годы у коллектива было немало творческих побед. В 2019 году в Казани артемовцы завоевали Гран-при в большом музыкальном конкурсе и были пригашены Санкт-Петербург на фестиваль народных оркестров.

Эта поездка для оркестра незабываема. Дети познакомились с прекрасным городом, поучаствовали в большом красивом празднике музыки, где были представлены оркестры народных инструментов из Москвы, Петербурга, Сочи. Было очень здорово и приятно играть наравне с ними.

- Игра на музыкальном инструменте развивает такие черты характера как выдержка, настойчивость, усидчивость, убеждена педагог с огромным опытом. Эти качества всегда пригодятся в дальнейшей жизни ребенка и помогут в становлении его личности, - убеждена Ирина Александровна. -- По многим нашим выпускникам я вижу, какую роль сыграла в их жизни музыкальная школа и как ее составная - наш оркестр.

“Подвести нашего руководителя я не могла”

Выпускники ДШИ рассказали о том, как игра и дружба в оркестре повлияли на их судьбу.

Елена Зенкова  работает в музыкальной школе поселка Буланаш. 

- Когда училась в нашей музыкалке, тоже занималась в оркестре. Это была дружная семья. где один за всех и все за одного. Каждый понимал свою ответственность перед коллективом. Главная задача -- тщательно выучить свою партию и правильно сыграть на концерте. Мы очень старались, так как страшно было подвести других, в первую очередь, дирижера - Ирину Александровну.

Игорь Кузьминых закончил школу три года назад. 

-- Я всегда с удовольствием вспоминаю наш оркестр Мне было безумно приятно участвовать в таком интересном музыкальном коллективе. Мы много ездили, участвовали в конкурсах. Все это в дальнейшем помогло мне находить контакт с людьми, быть раскованным, Сейчас живу в другом городе, но очень хочется заглянуть к Ирине Александровне, повспоминать наши истории.. 

Анна Шайдурова благодарна руководителю оркестра.

-- В 1992 году я поступила в музыкальную школу и моим преподавателем по классу домры стала Ирина Александровна. И я благодарю Всевышнего, что встретила на своем пути такого педагога, а сейчас соратника и коллегу. Ирина Александровна - профессионал своего дела, замечательный человек. Уже тогда, ребенком, я видела в ней своего друга. Скажу честно, именно оркестр не позволил мне, когда возникали такие мысли, бросить музыкалку. Подвести Ирину Александровну я просто не могла. И сейчас я очень благодарна ей за это. 

Вероника Волгарева - дочка своей творческой, ответственной, преданной искусству мамы. 

- Я с детства наблюдаю ее переживания за оркестр. Я вижу, как дорог он ей. Сколько волнений и сколько радости было при каждом выступлении, на каждом концерте, конкурсе. Я в оркестре играла в оркестре на домре, хотя училась по специальности «фортепиано».
Никогда не забуду наш увлекательный опыт - мое соло на фортепиано с оркестром. Такая форма исполнения требует длительной отработки навыков. Тот большой успех -  результат кропотливой работы оркестра и его руководителя. Я могу сказать, что мама - прекрасный педагог, увлеченный своим делом и не изменявший ему никогда. А ее оркестр все эти годы справляется с одной из главных задач - прививать учащимся любовь к народным ценностям, к народной культуре.

Знакомим вас и с некоторыми нашими ребятами, которые сегодня играют в нашем оркестре.

Матвей Тропин (домра-альт): "В оркестре мне очень нравятся репетиции, нет такого напряжения как на выступлениях. Мы здесь общаемся, что-то обсуждаем в процессе занятий. Многое узнаем о других инструментах, об их звучании. Мне здесь комфортно".

Яна Парыгина (домра-прима): "Я рада, что занимаюсь в оркестре, очень люблю свой инструмент - он так красиво звучит. Мне нравится заниматься в музыкальной школе, знакомиться с композиторами, их произведениями. Например, у Прокофьева мне нравится"Танец рыцарей".

Павел Широковский (домра-альт): "Я первый год в оркестре, играю на домре. Это мой второй инструмент на котором я учусь играть. Основной - гитара. Еще занимаюсь в театральном отделении и участвовал в спектакле "В одном старинном городке" - играл и пел песню кота Матроскина. Люблю выступать!

Степан Смирнов (баян): "Мне родители посоветовали выбрать баян. Сказали: "Пригодится в жизни". Я уже при поступление одной рукой сыграл "Прощание славянки". Преподаватель тогда меня похвалил. Я думаю, что с баяном никогда не расстанусь У меня дедушка тоже в школе играть на баяне учился".

Денис Мухаматшин (ударные): "Я уже закончил школу по классу гитары. Вскоре увлекся игрой на ударных. Ирина Александровна пригласила в оркестр и я согласился. Мне здесь нравится. Хотя я живу достаточно далеко от школы, но стараюсь никогда не пропускать репетиции. Спасибо маме, она меня возит на машине, так как ей нравится мое увлечение. Мне даже домой ударную установку купили".

Никита Перминов (балалайка-секунда): "Я первый год в оркестре и мне очень здесь нравится. Мы много общаемся друг с другом, слышим разные инструменты. Я учусь по специальности "гитара", а в оркестре играю на балалайке Интересно на ней играть, Что-то новое узнаешь, расширяешь кругозор".

Анатолий Скутин (балалайка-прима): "Я занимаюсь в оркестре четвертый год. Очень нравится выступать, нравится как нас принимают зрители. И еще - участвовать в конкурсах, видеть как там играют ребята на разных инструментах. Всегда с удовольствием прихожу сюда".

Юрий Шатунов (домра-альт): "В оркестре я первый год. За полтора месяца освоил домру, так как учусь на другом отделении - гитары. Разница между инструментами в том, что на гитаре играешь пальцами, а на домре медиатором. Но ничего, все у меня получилось, И преподаватель мной доволен.

Максим Мозжерин (контрабас): "Контрабас - большой инструмент. Но я рад, что на нем играю в оркестре. Я вообще люблю изучать новые инструменты У меня дома много инструментов: калимба, укулеле, блокфлейта, бас-гитара, электронное пианино, электрогитара".

 

А вы куда на Новый год?
Баннер театра
ИП Жариков Сергей Юрьевич , ИНН:741205179316 , рекламодатель ЕРИР: #2VtzquYRj3w
реклама
ООО «Газета «Егоршинские вести»

Адрес: 623785, Свердловская область, Артемовский, ул. Ленина, 12
E-mail: evest@mail.ru
Служба информации [корреспонденты]: +7 (34363) 2-43-92,
+7 (34363) 2-42-23, 8-9000-428-444
Служба тиража, приемная: +7 (34363) 2-48-27,
Рекламная служба: +7 (34363) 2-53-80, 8-9000-418-444.
E-mail: evest-reklama@mail.ru
Яндекс.Метрика

Найти

Отправка новости

Обратная связь

Спасибо, Ваше сообщение отправлено. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.