В июле исполняется 100 лет со дня освобождения района от белогвардейцев.
Гражданская война оставила свой трагический след на нашей территории. К концу первой половины 1918 года каждый взрослый житель наших мест, а чаще всего глава семейства, вынужден был определиться с политической силой, в «брак» с которой ему предстояло вступить.
При этом имели значение его имущественное и социальное положения, но немаловажным основанием при этом являлся случай: агитаторы с обеих сторон старались во всю – тут за «красных», а там за «белых».
К кому податься? Вступить в «брак» с «красными» скорее склонялись рабочие и беднейшая часть селян, а с «белыми» - остальные. В наших краях селяне составляли большинство населения, при этом зажиточных среди них было значительно меньше.
Вскоре первые, лишенные возможности «заробить» на хлеб, - а были и такие, кто даже и не стремился самостоятельно «заробить»,- нагрянули ко вторым и силой оружия начали принудительно забирать хлеб.
Вот в чем главный трагизм того времени.
Не закон, не совесть, а голод и призывы лозунгов руководили «красными» уральцами в тот период времени. А производитель и полноправный собственник своих благ – крестьянин, не имея существенных аргументов против сабли или нагана, а иногда и пулемета, конечно, становился жертвой переустройства жизни. Естественно в таком противостоянии одни «побивали» других, и те, и другие при этом не церемонились.
По этому поводу можно вспомнить эпизод из фильма «Чапаев», герой которого - крестьянин - говорит: «Красные придут грабют, белые придут грабют. Куда бедному крестьянину податься?». Да, именно так оно и было.
С осени 1918 года, когда Урал оказался под властью «белых», отношения строились по всей строгости военного времени. К тому же еще и оказавшиеся в наших местах «белочехословаки» конечно сами не пахали, не сеяли и, следовательно, продовольственные и фуражные запасы опять же норовили пополнить за счет местных крестьян.
Русский крестьянин – краеугольная фигура периода Гражданской войны, от него зависело благополучие обеих сторон конфликта. И те и другие хотели прокормиться за его счет, а потом ещё и в свою армию его мобилизовать. Не встретив ответного рвения, и те и другие глумились над ним по полной мере, не сознавая, что крестьянин и есть та самая Россия, за которую они воюют, не жалея живота своего.
В Гражданской войне не бывает победителей и побежденных, в ней не найти ни правого, ни виновного. Каждый самоотверженно сражался за свою единственно верную идею, часто за нее и погибал.
Понятие «Егоршинская оборона» широко известно в истории Свердловской области, да и всего Урала периода Гражданской войны 1918-1919 годов. Оно включает в себя боевые действия на участке фронта по линии населенных пунктов Ирбитский завод (п. Красногвардейский) – железнодорожная станция Егоршино – Режевской завод (г. Реж), длившиеся 58 дней - с 29 июля по 23 сентября 1918 года.
Основные сражения этого периода: бои вдоль линии железных дорог на Богдановичском и Екатеринбургском направлениях (8-25 августа), бой под селом Шмаково - Шмаковский бой (13 сентября), бой за село Покровское (9 сентября), бои под деревней Лебедкиной (сентябрь).
И только, исходя из стратегических соображений, войска красных были вынуждены оставить Егоршино и отступить на Нижний Тагил, а потом и на Пермь. Урал находился под властью белых почти год. Наши места были освобождены от Колчака 19 июля 1919 года. Именно в этот день 100 лет тому назад полк «Красные гусары» молниеносным ударом вошел в село Покровское и освободил его, в этот же день была освобождена и станция Егоршино.
19 июля 1972 года на здании вокзала станции Егоршино были открыты две мемориальных доски. Вот текст одной из них: «Выполняя директиву В.И. Ленина части сводного кавалерийского отряда 29-й и 30-й дивизий 3-й армии под командованием Н.Д. Томина 19 июля 1919 года освободили от колчаковцев станцию Егоршино. Особо отличился в бою полк Красных гусар во главе с командиром полка С. Фандеевым».
Время безжалостно стирает из людской памяти многие события, даты, имена. Хорошо, если факты оказываются зафиксированными на одном из носителей информации, например, записаны или напечатаны на бумаге. Ничто не должно быть забыто. Необходимо хранить связь поколений, любовь и уважение к предкам, к соседям, к своей Родине. Нить, связующая поколения дедов, отцов, сыновей, должна быть прочной и тянущейся без конца.
Минуло уже 100 лет со дня описываемых событий, участники тех боев давно ушли, к сожалению, в мир иной, а их потомки, здравствующие сегодня, смутно знают - по объективным причинам - что же происходило на нашей территории в те времена.
Но допустимо ли подобное? Забывать нельзя - это наша история!