За рулем екатеринбургского троллейбуса Елена Сафронова всего два года, но уже участвовала во всероссийском конкурсе профмастерства водителей троллейбусов. И стала пятой. О землячке рассказала «Наша газета».
Среди победителей она оказалась единственной представительницей прекрасного пола. Корреспондент НАШЕЙ Марина Подкорытова узнала у Елены, почему она выбрала эту нелегкую профессию и что для нее самое сложное.
"С детства хотела водить большой автомобиль"
Елена приехала в Екатеринбург около 4 лет назад. Сама она из Артемовского. Когда стала искать новую работу, на глаза попалось объявление об обучении водителей. Изначально 27-летняя свердловчанка хотела стать водителем автобуса, но там оказались нужны права категории B.
– Прав у меня не было, да и сдавать не хотела, – призналась Елена. – Не люблю маленькие машинки. С детства хотела водить большой автомобиль. Раньше думала, что возьму себе что-то типа джипа. А потом увидела троллейбус и поняла, что это оно. По сути, по цене тот же "зилушка" – как джип, около 3 миллионов.
Она рассказала, что троллейбусом управлять сложнее, чем трамваем, потому что надо следить по зеркалам за дорогой, объезжать пробки и аварии. На автобусе же, по ее мнению, проще, потому что он более маневренный, может спокойно "перепрыгнуть" из ряда в ряд.
"Боялась выезжать в город"
Вообще обучение для водителей троллейбусов длится полгода. А потом нужно откатать 170 часов во время стажировки. Учиться, по словам Елены, было интересно. Но когда настала пора сдавать экзамены, объем информации, необходимой для сдачи, оказался таким большим, что хотелось все бросить.
Очень боялась в первый раз за рулем в город выезжать, – вспоминает Елена, как начинала работать. – После сдачи экзаменов отправили на стажировку на специальных троллейбусах. Там с наставником ездишь, который тебе помогает – второй педалью контролирует.
При этом она уточнила, что требования к водителям довольно высокие, штрафы за аварии, а два раза в год – переэкзаменовка. Также даже в жару им не следует открывать кабину, нельзя разговаривать во время движения, отвечать на звонки и обедать на рабочем месте.
Стараемся одеваться удобно и практично, потому что пачкаешься часто, когда токоприемники надеваешь или еще что, – рассказала Елена. – Как-то от пассажиров жалоба поступила, что водитель троллейбуса, мужчина, в жару без футболки за рулем сидел. Теперь говорят одеваться так, чтобы тело было закрыто.
Сложнее всего – менять угли
Как объяснила нам Елена, если график пятидневный, то за одной машиной закреплено по два водителя. Если один работает с утра, то второй – вечером. Всего водителю нужно откатать в в месяц около180 часов, поэтому одна смена составляет от 6 до 9 часов. А платят за эту работу не так уж много: около 25 тысяч рублей в зависимости от категории и отработки. Наша героиня отработал уже два года. И вопрос о тех сложностях, с которыми ей приходится сталкиваться, Елена Сафронова может спокойно сказать, что их особо уже нет.
Ко всему привыкаешь, – говорит наша собеседница. – Неудобно зимой в -20 залезать на троллейбус и менять угли между «щечками» (графитовые вставки в "башмаках", которыми "рога" соприкасаются с проводами. – Прим. авт.). А еще когда утром выезжаешь, а из-за наледи на проводах машина не едет и фейерверки пускает. Или когда весной очень сильный дождь. Раз по 7 за день приходится залезать наверх.
На конкурс не собиралась
Первым конкурсом профмастерства для Елены Сафроновой был городской, прошедший в Екатеринбурге в 2017 году. Участвовать она не собиралась, но коллега вписала ее фамилию в списки.
– Желающих было мало: много надо учить, требования серьезные, – объяснила екатеринбурженка. – Сначала соревновалась с коллегами из Октябрьского депо, потом из Орджоникидзевского. Сдавали теорию, ПДД, культуру вождения, практику. В итоге я заняла второе место.
И на всероссийский конкурс в Сочи Елена тоже попала случайно. Всего там было 35 участников из разных городов. Из них – 10 женщин. Елена стала лучшей из них, расположившись на пятой строчке следом за четырьмя мужчинами.
– В этом году на площадку в троллейбусе поставили банку с водой, почти полную. И надо было выполнить упражнения, старясь не пролить ни капли. А это сложно: даже когда троллейбус трогается, толчок идет автоматически, – поделилась она.
Но наша землячка справилась. За победу ей вручили грамоту и планшет. В родном же депо ее достижение пока никак не отметили.
Фото: Марина Подкорытова, «Наша газета»