Антон Воронцов, молодой предприниматель из Соснового Бора, продолжает восстановление животноводческой фермы, расширяет пахотные площади и занимается производством натурального молока.
Вы никогда не хотели стать фермером? Если подобные мысли возникали, то нужно четко понимать: работать придется до седьмой зореньки, финансовых вложений потребуется много, а вот прибыль получать — это еще как получится. Отпуска и выходные будут рыдать в сторонке, техника будет требовать ремонта, стоимость ГСМ — давать повод для всяких некультурных высказываний, решение кадровых вопросов добавит седины. Но - здесь важно уметь ждать. И идти к цели уверенно и планомерно. И обязательно верить, что трудолюбие и верность начатому делу обязательно принесут свои плоды. И дивиденды, конечно.
На Сосновоборской ферме раньше корреспонденты «Егоршинских вестей» бывали часто, как и на всех других объектах агрофирмы «Артемовский». В 2018 году ферма в поселке была закрыта, дойное стадо продано, корпуса стояли пустые, осиротевшие и медленно но верно приходили в упадок.
Два года назад в истории сосновоборской фермы начался новый этап. Молодой предприниматель Антон Воронцов взялся за ее восстановление. Сам он — местный, родился и вырос в Сосновом Бору, имеет опыт работы в лесопромышленной отрасли, но когда узнал, что ферму сносят и что вскоре от нее только рожки да ножки останутся, не смог равнодушно это пережить.
- Восстановление животноводческой фермы — дело хлопотное и затратное по всем статьям. Как дошли до жизни такой? - Интересуюсь у молодого фермера.
- Два года назад, весной 2022 года, я узнал, что ферму сносят. Приехал сюда, а тут орудовали ребята, которым за долги эту ферму якобы отдали. Не местные,. Помещение в буквальном смысле разбирают по частям. Повырывали все трубы, в корпусах все стойловое оборудование вырезали, продавали на металл. В планах у них было разобрать также и корпуса, продать их на стройматериал. Мы приехали, посмотрели, жалко стало — пропадет такая территория. У нас есть уже пример, птичник практически сравняли с землей, ничего не осталось. В общем, поговорили мы с этими ребятами и решили выкупить у них всю ферму, а не только металлический ангар, как планировали изначально. Они, кстати, продавали объект по адекватной, приемлемой цене. Ну, вот так, собственно, все и начиналось.
Если называть вещи своими именами, то здесь уже не ферма была, а сельскохозяйственная пустыня. И на этой пустыне молодой фермер начал новое дело.
Изначально, признается Антон Игоревич, был замысел создать здесь другое производство, не связанное с сельским хозяйством. Но затем Владимир Прядеин, который закончил сельхозакадемию, предложил этот вариант.
- Я, говорит, все знаю, все умею, помогу. Я поверил ему. И мы взялись за дело, - улыбается глава фермерского хозяйства.
В первый год, летом 2022-го, мужчины начали ремонт. Все было раскурочено, вывернуто, деформировано, вплоть до дверных проемов. На фото легко можно увидеть, в каком состоянии ферма была на момент приобретения.
- Самое первое, с чего мы начали — подготовили стойловые места для ста голов, - рассказывает Антон Игоревич. - Сделали ремонт, поставили молокопровод, наладили систему навозоудаления. Подлатали крышу, где-то шифер заменили, потому что все было в плачевном состоянии. Вкладывали свои средства, гранты нам не дали, мы по каким-то там параметрам не подходили. Потом нам дали кредит, вот мы на эти средства и начинали. Коров купили. Первую партию буренок мы привезли в январе 2023 года, приобрели в 35 голов, через два месяца купили еще 15. То есть у нас в первое время было 50 коров. Потом еще докупали нетелей в Талицком и в Алапаевском районах.. Сейчас у нас общее дойное стадо насчитывает 78 голов.
- Господдрежка есть?
- За покупку племенных нетелей у нас идет возврат средств примерно в размере 30 %, Ну, и есть субсидия на молоко.
- Вы молоко производите?
- Производим, конечно. Мы свое молоко, свежее и вкусное, натуральное, перерабатываем и реализуем. На данный момент объем переработки — порядка десяти тонн молока в месяц. Жирность нашего молока — 3,54 %. У нас свой логотип, сосновоборское молоко продается по Артемовскому району, в городе Артемовском. А еще около 35-40 тонн молока у нас уходит на заводы — продаем на «Белые росы» в Алапаевске и на Кушвинский молочный комбинат.
- Цена закупочная нормальная или так, ни шатко ни валко?
- Цена закупочная нормальной становится при достижении определенных объемов. Вот когда у нас будет корпус на двести голов стоять, тогда и будет хорошо. А пока у нас 78 голов, то так, на плаву держимся. Есть куда расти.
Глядя на селскохозяйственную технику во дворе фермы — одну косилку «Ростсельмаша» с упоением ремонтировал бригадир Владимир Погудин — спрашиваем, на какие деньги делались приобретения?
- В прошлом году мы комбайн приобрели в лизинг, в этом году косилку взяли, - радуется Антон Игоревич. - Трактора купили, поля обрабатываем. Засеяно порядка трехсот гектаров земли. В этом году мы довольно неплохо увеличили посевные площади — в прошлом году у нас было засеяно всего 100 гектаров земли, а в этом уже в три раза больше.
В нашем районе да и во всем сельском хозяйстве главная проблема — кадры. Да, соглашается Антон Воронцов, есть такая больная мозоль. Но люди все равно находятся, работают, стараются. На ферме работа в основном сезонная, жаркая пора — лето, когда идут полевые работы. Привлекают людей, платят, с объемами справляются. А зимой здесь в основном нужны скотники, доярки, слесари — для ремонта оборудования.
Кстати, линию по переработке молока молодому фермеру покупать не пришлось, она от «Курико» досталась. Цех пастеризации стоял опломбированный, линия была законсервирована. Новый хозяин восстановил, довел до ума, запустил, и она заработала.
Чему радуется молодой фермер сегодня? - Ждет погоду, надо сена заготовить на площади около 60 гектаров. Ну и второй укос многолетних трав на очереди, он запланирован на конец августа.
Корма мы не покупаем, выращиваем сами, - имеет повод для законной гордости глава хозяйства. - Кормами мы себя полностью обеспечиваем на год, это хорошее подспорье. С покупными кормами в трубу можно вылететь, а со своими — в кошельке основательная экономия.
Что сердце волнует ? - Наличие земли. Вся земля, которую предприниматель обрабатывает, взята в аренду на определенный срок, принадлежит другой организации. Сегодня она сдается им, завтра ситуация может измениться. Работа в этом направлении идет, но точка еще не поставлена. Дело в стадии переговоров.
Мы заглянули на ферме во все углы. Побывали в танкерной, бригадирной, в кабинете ветврача, увидели, как сушатся тщательно отмытые доильные аппараты, погладили коровушек, поплевали, чтоб не сглазить, на телят.
За два года фермерского труда один корпус фермы полностью восстановлен, там сейчас и дойное стадо располагается, и телята.
- Корпус рассчитан на двести голов. Сейчас поголовье растет, телята рождаются, хочется расширения, чтобы телята жили отдельно, - признается Иван Каргин, ветеринарный врач.
Иван Михайлович говорит, что работы ему хватает, скучать некогда. Что на повестке дня то вакцинация, то осеменение, все по графику, каждый день расписан. Видно, что к работе своей человек относится с душой. И в том, что коровушки смотрят на нас бодрым глазом, а телята веселые и игривые, в немалой степени — его заслуга.
Весной следующего года Антон Воронцов собирается восстанавливать второй корпус фермы. Необходимость есть, ведь поголовье растет, к следующему лету все буренки и телята в один корпус просто не поместятся. Мы зашли во второй корпус и за голову схватились. Работы здесь — непочатый край.
- Вы вообще крутой! Я бы, наверное, испугалась и убежала, увидев такое, - говорю откровенно. Молодой фермер, работающий на своей земле, улыбается и говорит, что глаза боятся, а руки делают — главное, правильно расставить приоритеты и для всего находить время.