Времени почти не осталось. Меньше, чем через неделю, во всех квартирах, где есть школьники начнется: «Просыпайся, сколько можно повторять», «Собирайся, ты в школу опоздаешь», «Ты уроки сделал? Гулять не пойдешь». Как помочь ребенку влиться в учебный процесс после долгих каникул?
Советы родителям дает опытный педагог, учитель начальных классов школы № 1 Ольга Геннадьевна Свалова.
– Естественно, детям сложно сразу включиться в учебный процесс после каникул, – говорит Ольга Геннадьевна. – Но поблажек у нас никаких нет. Поэтому уже на первой неделе обучения мы проводим контрольные работы. Они необходимы, чтобы понять, с каким уровнем знаний дети пришли в школу после отдыха, и чтобы правильно организовать дальнейший учебный процесс.
Каждый ребенок по-разному втягивается в школьную жизнь. Кому-то достаточно двух-трех дней, чтобы включиться, кому-то – месяц. Сложнее всего будет первоклассникам. Для них учеба – стресс: новый коллектив, новый учитель, новые требования. Из-за стресса ребенок будет чувствовать себя некомфортно и пытаться всячески избежать школы, в том числе жалуясь на одноклассников и учителя родителям.
– Важно, чтобы родители формировали у своих детей положительное мнение о школе, одноклассниках и учителе, – говорит Ольга Геннадьевна. – Во время адаптационного периода ребенок может проявлять агрессию, ссориться с другими и жаловаться на всех родителям. Родителям и педагогу нужно сотрудничать, чтобы разобраться в причинах этих жалоб – действительно ученика обижают или он просто таким образом пытается избежать школы, потому что ему там плохо.
Ольга Свалова рассказала о семи способах, как облегчить ребенку адаптационный период и настроить его на получение знаний.
Способ первый: приучайте ребенка к самостоятельности
Обычно родители провожают и встречают первоклассника. Но со временем он должен будет научиться самостоятельно преодолевать этот путь. И чем быстрее это произойдет, тем лучше. Самостоятельность – это еще и умение выполнять поручения, и бережно относится к своим вещам. С последним, по словам Ольги Геннадьевны, существуют проблемы – дети постоянно теряют вещи, причем они их даже не знают. После уроков в классе остаются карандаши и ластики, хозяина которого найти не удается, и их приходится выкидывать. Забывают дети в школе альбомы, кофты, обувь.
Педагог Свалова советует родителям делать нашивки на вещи, ставить метки, приклеивать наклейки, чтобы ребенок их знал, помнил. Так будет проще найти то, что потеряется.
Способ второй: приучайте к режиму
Поздно ложиться спать и поздно просыпаться в последнюю неделю перед 1 сентября точно не стоит. Следите, чтобы ребенок засыпал не позднее десяти часов вечера и будите его в семь утра.
На последние несколько дней перед началом учебного года составьте ребенку расписание дня, где предусмотрите время, например, для повторения таблицы умножения или чтение книг. Про отдых, развлечения и физические нагрузки не забывайте.
Способ третий: напомните про вежливость
«Здравствуйте!», «Спасибо», «Пожалуйста» – простые слова вежливости. Только вот дети их почти не знают. Точнее, в своей повседневной жизни не употребляют. Повторите с ребенком вежливые слова, говорите их друг другу. Это не сложно, и вежливость способствует созданию дружелюбной атмосферы.
Способ четвертый: поддерживайте интерес к наукам
Попросите ребенка повспоминать, что необычного он узнал в прошлом учебном году. Сходите с ним на выставку, поговорите с ним о книге, которую ему задали прочитать на лето. Устройте соревнование, кто быстрее решит математическую задачу (конечно, ребенок должен победить). Посмотрите с ним передачу о животных или путешествиях, поиграйте в компьютерную (и не только) развивающую игру.
Способ пятый: настраивайте на позитив
Расскажите своему ребенку, почему вы любили ходить в школу, как вам нравились встречи с одноклассниками и любимыми учителями. Если ваш ребенок уже школьник, то вспомните вместе, как весело проходили школьные внеурочные мероприятия: концерты или походы. Рассказывайте, как здорово ему будет узнать для себя что-то новое.
Способ шестой: интересуйтесь чувствами ребенка
Не все дети с нетерпением ждут 1 сентября. Некоторых детей начало учебного года тревожит. Говорите со своим учеником, спрашивайте, как его дела, что его беспокоит, что он думает на разные темы. Спрашивайте, как у него прошел день, чем он занимался.
Иногда родители забывают разговаривать по душам с ребенком. И очень зря.
Способ седьмой: придумайте занятия после школы
Вы уже решили, чем ваш ребенок будет заниматься в свободное от школы время? В какой кружок пойдет? Или это будет спортивная секция? А может музыкальная школа? Пора выяснить интересы ребенка, ведь не исключено, что он хочет сменить дополнительное занятие, которое посещал прошлый учебный год. Дети меняются, меняются их предпочтения.
«Родителям не нужно настаивать, чтобы их ребенок был отличником по всем предметам. Лучше развивать в нем интерес к одному предмету, к которому у ребенка есть склонности. Помните, что не все медалисты становятся успешными людьми. Знания, полученные в школе, – база, которая пригодится для обучения на более высокой ступени», – говорит Ольга Геннадьевна Свалова.