Еще не забыты те времена, когда День работников леса в нашем районе торжественно отмечали во многих населенных пунктах, потому что жители были тесно связаны с работой в лесной отрасли.
В годы перестройки крупные предприятия закрылись, потом изменилось законодательство и основные лесные массивы перешли в пользование арендаторов. Не церемонясь, они стали рубить так интенсивно, как не планировали даже в советское время: в результате на месте красивейших боров появились бесконечные выруба. Когда еще вырастет новый лес?
Вопрос сбережения родного уральского леса всегда волновал лесничего Артемовского участкового лесничества ГКУ СО «Егоршинское лесничество» Артема Гареева. В профессию он пришел со школьной скамьи и как, показала практика, не ошибся в выборе. Сегодня он не представляет себя без любимой работы, а в свой профессиональный праздник Артем Михеевич рассказал корреспонденту, как начинал свой путь и о чем теперь мечтает. Оказалось, все мечты – сохранить лес для будущих поколений…
Кто из нас не любит леса за их красоту и таинственность, за вкуснейшие грибы и ягоды, за чудесное пение птиц? Но у многих эта любовь к природе быстро проходит, как только оказываешься на бездорожье, где начинают тучами летать комары и кусать мошки. Такие житейские трудности в свое время не испугали сосновоборского паренька, решившего основательно изучить загадочный лес. История его пути проста и в то же время необычна, потому что с выбором он попал в десятку. Как вспоминает собеседник, в профессию он пришел благодаря родному отцу, а начало всему положила школьная Малая лесная Академия.
- В сосновоборской школе от Лесотехнического института была создана Малая лесная академия, там с нами занимался бывший сосновоборский лесничий Николай Бешкарев.
На занятиях мы изучали мероприятия по уходу за лесом, по защите от пожаров, выезжали в лес, писали курсовые и рефераты. А дипломную работу защищали в лесотехническом институте. После школы я думал: «Пойду на железную дорогу работать». Но отец мне велел: «Иди учись!» И я пошел поступать в лесотехнический. А когда в институте учился, мне попал очень сложный психологический тест и по его результатам выпала профессия «лесник». Я был в шоке, но со временем убедился, что действительно, нашел себя. И не представляю, как бы я жил, работая на заводе или где-то в другом месте.
Получив высшее образование, Артем, пожалуй единственный из выпускников Малой академии, стал настоящим лесничим, душой полюбивший свое дело, настоящим профессионалом, - так о нем сегодня отзываются в коллективе. Работа мастером в Красногвардейском лесничестве, лесничим в Сосновом Бору со временем привела его в Артемовское лесничество.
Реорганизация структуры отрасли и появление Лесного Кодекса многое изменили, но оставили лесничим главное – функции государственных инспекторов, контроль за лесопользователями и учет лесного фонда. Хотя, как и ранее весь непростой труд Артема Михеевича и его коллег направлен на сохранение и восстановление леса. Мой следующий вопрос касался больного: «Почему происходит так, что лесов в округе почти не остается?» Ответ был очень горьким.
- Мне кажется, государство ведет печальную политику — хочется побольше выжать денег из лесного хозяйства, - высказывает личное мнение лесовод. - Отдали леса в аренду, и в дальнейшем за счет арендной платы планируют получать средства в бюджет. Работой по уходу по посадкам, по защите леса должен заниматься арендатор — такая ведется политика. Есть леса, которые не находятся в аренде, там мы отводим древесину для нужд населения.
- Может ли наступить тот период, когда леса вырубят. Это прогнозируется? Мне кажется, что совсем скоро лесов не будет.
- Я вынужден согласиться: тенденция такая, что леса мы истощаем. Хоть и разработаны методики расчетов неистощаемого пользования лесов, а по факту, когда приняли Лесной Кодекс, то поменяли подход к правилам рубок. Поменяли возраст рубок насаждений со ста лет, передвинули на 80, поменяли сроки примыкания лесосек... Все это ведет к тому, что мы уменьшаем площадь спелых насаждений.
- В СМИ говорят и пишут, что в Сибири вырубается все под чистую, для этого даже искусственные пожары устраивают, поэтому наводнения происходят…
- Леса там вырубаются в соответствии с правилами, которые утверждены Рослесхозом. Это головная организация.
- Была бы возможность внести изменения в Лесной Кодекс, что бы вы поменяли для сохранения лесов?
- Мне кажется, надо вернуть прежние сроки рубки — должны рубиться спелые насаждения возрастом сто один год. Это крупный древостой диаметром 36-40 сантиметров, который можно запустить в производство для получения качественного пиломатериала. А сейчас рубят 81 –летние насаждения диаметром 28-32 сантиметра. Какую доску можно получить с такого дерева? Придет время, когда придется менять подход к лесному хозяйству, потому что мы все поставили на рыночные отношения — чем больше денег, тем лучше, а это неправильно. Мы заявляем, что леса это легкие планеты, а на самом деле мы эти легкие дырявим и дырявим. Тяжело это осознавать.
- Раньше леса разрешалось рубить только зимой и осенью, а летом запрещалось — для спокойствия дичи. Почему рубят круглый год?
- Это разрешено правилами. Рубка ведется по усмотрению арендатора хоть зимой, хоть летом, закон это не регулирует. Есть рекомендации на слабых почвах производить рубку зимой, чтобы сохранить почву от повреждений.
- Кто должен восстанавливать дороги после того, как лесовозы сделают их непроезжими?
- Сейчас арендаторам стали включать в договоры пункт - в обязательном порядке восстановление дорог. Если не делают, это лишь подтверждает хищническое отношение пользователей к природным ресурсам — вырубить и потом туда не возвращаться. Хотя, возвращаться приходится.
- Что в перспективе ждет лесное хозяйство? Мы останемся совсем без лесов?
- На данный момент контроль за лесопользователем мы ведем, арендаторы более продуманно, более ответственно начинают относиться к работе. Люди смотрят, чтобы после рубки была произведена посадка и чтобы сосна, которую посадили, выросла. С арендатора есть спрос в плане исполнения обязательств договора.
Приятно приходить на вырубки, и видеть, как насаждения восстанавливаются. И больно смотреть, если сосна поднялась, а этот труд вдруг уничтожает огонь...
Самым главным результатом своего труда Артем Михеевич считает тот лес, который будет расти для будущих поколений. Но сколько сил и терпения нужно вложить для этого! Да и вырубка не должна быть такой повсеместной. По мнению лесничего объем годового пользования нужно снизить как минимум в два раза и оставить в покое защитные зоны — те нетронутые леса, где люди веками собирают грибы и ягоды, где привыкли отдыхать.
- Люди хотят жить в чистом районе, пить чистую воду, дышать чистым воздухом, поэтому отношение должно быть такое же: то, что есть, сберечь и приумножить, - считает Артем. - У нас в лесном хозяйстве «залетные птицы» не задерживаются, работают сильные, настойчивые, терпеливые люди. Всем коллегам я желаю здоровья, благополучия и терпения, а руководителям - мудрости, чтобы наш труд - новые леса, увидели жители будущих поколений.