Дорогие читатели! 2020 год объявлен в России Годом народного творчества. Мы, конечно, не можем обойти это событие стороной. Поэтому начинаем новую рубрику.
С сегодняшнего номера на страницах нашей газеты в течение всего года мы будем знакомить вас с мастерами прикладного искусства – знаменитыми и неизвестными, дипломированными профессионалами и народными самородками. Это художники, ювелиры, керамисты, резчики по дереву и камню, ткачи, гончары, скульпторы, которых объединяет одно – желание творить красоту своими руками на радость людям.
Первым новую рубрику открывает профессиональный художник и керамист Юрий Сизов. Он делится тайнами работы с глиной, а заодно и своими философскими размышлениями.
Как всегда, все начинается в детстве. Юрий Викторович вспоминает, что учась в школе, в селе Конево, Невьянского района, он неплохо рисовал, а его школьный учитель однажды заметил: «Наверное, художником будешь».
На худграф в Нижнетагильский педагогический институт он поступил легко, тем более, что ему, деревенскому парнишке, были льготы. Его дипломная живописная работа с группой молодых людей на природе (среди которых замечены даже флейтист и гитарист), размером два на два метра красовалась в Москве на ВДНХ на выставке художественно-графических факультетов СССР в 1978 году.
Серьезными вехами в его творчестве стали выставки в Тюмени, Тынде, Иркутске, Нижнем Тагиле. Но все же, больше он прославился в Артемовском как мастер керамики.
- Юрий Викторович, отчего занялись именно глиной?
- Не знаю, чем я тут увлекся раньше – глиной или телесно ориентированные практиками. Тактильность… Слышали ведь такое слово? А проприорецепторы? Это старые, ну или родословные, как память, рецепторы. Это ощущение мира через тело, через прикосновения. Глина – очень сложный материал, физические затраты на нее очень большие.
- А вы ведь вели студию для детей «Живая глина» в лицее. Как все начиналось?
- Это было дополнительное образование при лицее. Мне позвонили из Управления образования и предложили на полставки вести студию. Вел я ее 17 лет! Представляете? Сам доставал и выбивал оборудование. Программа была рассчитана на три года – от простого (свистульки, коробочки, чашечки) к сложному. С 2005 года с легкой руки Натальи Юрьевны Воробьевой узнали о всероссийском детском фестивале-конкурсе народных промыслов и ремесел «Данилушка». Участвовали с той поры раз пять и всегда брали первые места, привозили дипломы.
- Скажите, а в чем трудности, тонкости и радости работы с глиной?
- Работа с глиной – процесс интерактивный. Процесс тишины души. Погружение в самого себя, начинает работать парасимпатика- человек расслабляется. Ребенок, который работает с глиной переходит в состояние умиротворения и покоя. Уходит состояние страха.
- Известно, что вы изучали в свое время восточную философию и психологию, нетрадиционные методы оздоровления.
- Да. Это же началось в 90-е годы, когда с нас сдернули корочку наивности. Мы не знали мира, а мир развивался по другим законам. Люди стали изучать йогу, мы тоже были захвачены этим. Интуитивно тянуло туда. Рефлекторно. Но надо было общаться с мастерами, мы мало тогда имели возможностей…
- Каковы ваши теперешние планы и творчество?
- У меня дома есть интересные керамические работы, например, посвященные Бажовским сказам. Но сейчас я занимаюсь рыбалкой, лечением, отдыхом на Севере, езжу с друзьями на снегоходах.
- Не жалеете, что сейчас не занимаетесь керамикой?
- Нет. Закончив с ней, я освободил место для чего-то нового. Сейчас я тоже занимаюсь тем, что нравится и получаю удовольствие от жизни.
- Это прекрасно. В настоящее время в Центральной районной библиотеке проходит музейная выставка работ ваших бывших студийцев – «Живая глина». Давайте прогуляемся по ней и посмотрим их.
- А давайте!
Мы отправляемся на выставку, где в витрине представлены керамические работы лучших учеников Сизова. Он легко вспоминает их имена, хотя с момента их общения прошло довольно много времени. А сами работы какие…Залюбуешься! Тут и библейские мотивы – лаконичная и выразительная композиция «Бегство в Египет» - Мария с младенцем Христом и Иосиф на крошечной лодке; невесомые и чуть печальные ангелы; отдыхающий олень с ветвистым ажуром рогов; задорные козы с петухами в подмышках – народные свистульки и венец творения – пышное, в стиле рококо, пасхальное яйцо - просто оторвать взгляд невозможно. Помнится даже мне, что оно было не просто призером конкурса «Пасхальные радости», а взяло гран-при.
И за всем этим стоит мудрый педагог и талантливый мастер-керамист Юрий Сизов.