С 1 по 16 июля в Артемовском районе заболели коронавирусом почти 100 человек. По данным на 1 июля было 131, на 16 июля — 229 человек. Рост взрывной. За это время в больницу попали анестезиолог-реаниматолог Александр Измоденов, у которого диагностировали инсульт, терапевт Светлана Евдокимова с пневмонией - оба работали в инфекционном отделении АЦРБ. О причинах роста зараженных, о нагрузке врачей - интервью с главным врачом Артемовской ЦРБ Андреем Карташовым.
— Андрей Владимирович, с чем связано такое большое число коронавирусных больных в июле?
— Стало тепло, и люди вышли на улицу, ездят на природу -- купаться, на шашлыки, на отдых. Собираются большими семьями, компаниями. Все, конечно, без масок, сидят вплотную друг с другом. Вечером пройдите по дворам -- пенсионерки выходят пообщаться на лавочках, разговаривают, тут же маленькие дети играют. Встретятся знакомые на улице -- обязательно нужно остановиться и поговорить вдвоем-втроем. И словно не слышат предупреждений, не реагируют на просьбы соблюдать дистанцию, беречься.
— Невозможно уже дома сидеть...
— Я, конечно, понимаю, что люди устали, что летом в жару хочется выйти из дома. Но возможности медиков тоже не безграничны. Врачи, весь медперсонал очень устали. В “ковидном” госпитале они работают в спецзащите, а в такую жару это в два раза тяжелее, чем в обычные, не такие жаркие дни.
— После того, как врач Измоденов попал в больницу с инсультом анестезиологов осталось по одному на стационар и инфекционное отделение?
— Да, случилось вот такое несчастье с нашим врачом. Доктор Измоденов лечится, но речь о том, что он выйдет на работу пока не идет. Ситуация сложная, на замену, “лишних” или свободных врачей нет -- заняты все, кто есть. Приходится перераспределять кадры, чтобы всюду успеть -- работаем сегодня на два фронта: в стационаре ЦРБ и инфекционном отделении. На помощь прибыли три врача из больниц других городов. Отделения анестезиологами укомплектованы.
— Как состояние доктора Евдокимовой, которая лечилась в Екатеринбурге? Светлана Брониславовна работала в инфекционном отделении с больными коронавирусом.
— Динамика у нее положительная, скоро перейдет на амбулаторное лечение если уже не перешла.
— В редакцию обратилась семейная пара с жалобой, что они с температурой, но их не забрали в больницу, не сделали КТ, не взяли тест на коронавирус.
— Состояние пациента оценивается по определенному алгоритму. У него проверяют температуру -- если 38,5° держится больше трех дней, это учитывается. Также измеряют сатурацию (наполнение крови кислородом, должно быть не менее 94% -- ред.) и проверяют частоту дыхания. Температура чуть выше 37° -- не повод ложиться в стационар или ехать на КТ.
— Хватает ли медиков для служб неотложной и скорой помощи?
— Пока справляемся, но на грани, ситуация, повторяю, сложная. И особенно обидно, что в такое время бывают ложные вызовы Неотложки и Скорой. Бригада приезжает, а ей двери не открывают.
— Ковидный госпиталь забит под завязку?
— Да. Лежат пациенты в состоянии средней тяжести и тяжелые. Один человек подключен к аппарату ИВЛ. Тяжело переносят коронавирус люди с сопутствующими хроническими заболеваниями -- диабетом, гипертонией, ожирением, астмой. Таким нужно особо беречься от заражения! Помимо пациентов в госпитале, еще около сотни под наблюдением медиков лечатся дома. Нагрузка огромная. И пациентов все больше.
В тяжелой ситуации медики и в других городах области. Эмоционально, остро, не выбирая особо выражений оценил ее главный врач Ревдинской городской больницы Евгений Овсянников. «Вот прямо так и напишите!», сказал он журналистам «Ревдинского рабочего». «Публикуем его слова полностью», пишет издание.
Приводим слова Евгения Овсянникова - главного врача города Ревды.
«То, что люди нервничают, это вполне объяснимо, потому что количество заболевших сегодня явно превышает возможности нашей больницы. Люди сами себе создали это геморрой своим поведением, неверием в коронавирус, игнорированием элементарных указаний. Сейчас они пожинают плоды своей безалаберности, – говорит главврач Ревды.
Никто новых врачей нам не родит, дополнительных скорых не даст, лишних компьютерных томографов не поставит. Это нужно понимать. Мы работаем вот этими ограниченными ресурсами, которые у нас есть, и ничего другого не предвидится. Если вы дальше намерены саботировать рекомендации, ситуация будет ухудшаться.
Ничего не закончилось, вирус никуда не ушел, он продолжает циркулировать, и мы должны предохраняться. Те, кто защищает себя, не болеют. Те, кто наплевали на все и машут трусами на пляжах, через неделю будут у нас.
Губернатор же не зря продляет режим изоляции для людей старше 65 лет. У нас сейчас «заезжают» пациенты 75 лет, 85 лет. И большинство из них умирает. То есть, пока все по домам сидели, были живы. Сейчас все пенсионеры выползли на улицу, значит, они просто будут умирать. И мы ничего с этим сделать не можем.
Коронавирус — это болезнь, которую люди сами себе на шею повесили. И сейчас вы хоть узвонитесь в Минздрав и упишитесь в инстаграм губернатора. Можете с тем же успехом покричать с балкона — это бесполезно. Вас всех предупреждали заранее, что будет такая ситуация. Если вы этого не слышите, это ваши проблемы.
Те, кто решил, что все это ерунда, пусть придут ко мне в реанимацию. Я им покажу, что такое ковид. И как от него страшно умирают люди.
Наши врачи уже все на коленках работают, с такими нагрузками, которые сегодня есть. Попробуйте в СИЗах поработать в 35 градусов. Это вы все на улице в шортах и майках. А мы здесь закупорены по самые брови, все мокрые, задыхаемся и лечим дебилов, которые ходят везде и заражают друг друга. За что мой медперсонал должен страдать?
Я бы еще понял, если бы эта беда пришла к нам из космоса, а когда люди сами создают себе и другим эти проблемы, мне трудно их понять. А потом еще и возмущаются, что их никто не лечит, что медицина плохо работает. Мы работаем, как можем сегодня.
Представьте, вчера было 94 вызова в отделение неотложной помощи. В обычный день — не больше 15-ти! А еще люди идут потоком. Вы подумайте, мы же не железные.
При этом никто не отменил аппендициты, инфаркты, инсульты, травмы. Люди продолжают болеть, а в такую жару этого всего в разы больше. При этом сегодня наша скорая помощь возит пациентов не в РГБ и не в Первоуральскую горбольницу, потому что она полностью закрылась на карантин и лежит на боку. А возит в Екатеринбург, где этих пациентов пока принимают. У нас в приоритете экстренная помощь, там, где угроза для жизни пациента, а температура — это неотложная помощь, которую, по протоколу, мы можем отодвинуть до того момента, когда руки освободятся.
Первоуральцам мы сегодня только можем сделать КТ, положить их некуда, на самом деле. Вообще компьютерная томография сегодня делается только тем пациентам, у которых 3-5 дней держится температура 38,5.
Жалобы пациентов, конечно, обоснованы. И я понимаю, что им нужна помощь, но ее оказывать просто некому. Когда дойдет очередь, тогда эту помощь они и получат», – предупреждает доктор городской больницы Ревды.