Реформы, оптимизация, реорганизация, дефицит кадров и полный развал - такими словами характеризуется сегодня ситуация в организации здравоохранения в Артемовском городском округе.
...Я давно не хожу в больницу: каждый поход туда напоминает ад. Невозможно попасть на прием к терапевту, невропатологу, достать талончик к эндокринологу. Длинные часы ожидания, впустую потраченное время, и по итогу одна мысль: «Перетерплю».
Я не хожу в больницу и боюсь заболеть. Боюсь, станет плохо кому-то из моих родных. Страшусь панически, потому что, как и другие вижу, что происходит с артемовской медициной.
Из АЦРБ уходят врачи. Они увольняются чуть ли не пачками, и эту тенденцию, кажется, не остановить. За последний год мы лишились полтора десятка хороших, ответственных и надежных специалистов. Силков, Домрачева, Иванова, Аверкиевы, Котомцева... Сколько их ушло... и список докторов, покинувших больницу, растет изо дня в день. Ходят разговоры, что отделение неврологии может остаться без специалистов. Сейчас там один на всех Алмаз Кыдыкеев. Из-за ковида в поте лица трудятся реаниматологи, в стационаре все держится на одном Култышеве.. Всю инфекцию на себе держит А. Лындюк. Дневной стационар на С. Евдокимовой, а ведь еще совсем недавно она переболела коронавирусом. Лечила больных и “сломалась” сама. Болела тяжело, трудно. Выкарабкалась.
Перечислять можно долго, но и без того понятно врачей в АЦРБ крайне мало, они работают на износ, на несколько ставок, совмещая должности. Не дай Бог что случится, куда побежим?
Ощущение грядущей катастрофы захлестывает, когда смотришь кадры любительской съемки из приемного отделения больницы (на них — нетрезвая и сонная медсестра). А эти разговоры о пьяном в доску хирурге, намеревающемся в таком состоянии провести операцию ребенку, и матери, грудью преграждающей ему путь в операционную...
Закрылись ОВП на Кировки, некому лечить людей в Красногвардейском, остались не у дел жители Липино, Луговой. Буланаш — периодически “полыхает”, оттуда в редакцию приходят сигналы SOS.
Мы не преувеличиваем, просто город — маленький, все всё знают, да и дыма без огня не бывает. Очевидно, что проблем в АЦРБ море, и ковид, на который в последнее время списывают все, здесь абсолютно ни при чем. Он лишь позволил обнажить кровоточащие раны нашего здравоохранения.
Так что происходит с артемовской медициной? Куда и почему уходят врачи? Что нам, горожанам, пациентам, делать и чего ждать дальше? Эти вопросы мы задали медикам, которые покинули АЦРБ.
Кто-то из них ушел раньше, кто-то недавно и каждый - по своим причинам. Но все в голос говорят, что могли бы еще работать, приносить пользу людям на любимой работе, которой отдали большую часть своей жизни (кто-то 30, а кто-то 40 лет). Просто настала точка кипения, момент, когда сил — ни физических, ни моральных уже не осталось. И нынешний главный врач АЦРБ, точнее его отношение к врачам, подтолкнуло, нет, правильно сказать, заставило их принять непростое для себя решение.
Люди - как винтики: сломался - выкинули
С Андреем Карташовым, говорят доктора, очень сложно сработаться. Его назначение несколько лет назад врачи больницы приняли беспрекословно. У них просто выбора другого не было. Андрея Владимировича прислала область. Но еще раньше городское здравоохранение было выведено из-под контроля города, и городские власти перестали иметь хоть какое-то отношение к нему.
- Начальники от здравоохранения на местах получили возможность распоряжаться деньгами, вести деятельность, бесконтрольно со стороны горадминистрации. Это был первый шаг к развалу системы, - поясняет Андрей Беляев — опытнейший хирург АЦРБ, а ныне окулист ж/д больницы. Он оказался в числе первых, кто не сработался с главврачом.- Руководство больниц перестали выбирать из состава коллектива. А назначенцы от минздрава зачастую имеют цель выслужиться перед вышестоящим руководством. Им интересно смотреть наверх, в рот тем, кто их прислал, но никак не вниз на тех, кто от них зависит.
Андрей Карташов, сходятся во мнении уволившиеся специалисты, оказался как раз из таких. Может, по воле какого-то злого рока его - одного из лучших хирургов Екатеринбурга, заведующего 23-й горбольницей, “сослали” в провинциальный Артемовский.
- И первым делом он начал давить на коллектив. Он не был готов к конструктивному диалогу и общению, зато готов был наказывать за ошибки, - говорит Андрей Александрович. - Мы для него не существовали.
Очень быстро врачи осознали: честных зарплат им не видать. Ввели базовые ставки и стимулирующие, но руководство всегда находило, к чему придраться. Кто-то пытался ходить разбираться, но потом это всем порядком надоело.
Врач-травматолог с более чем сорокалетним стажем Григорий Терь-Терьян тоже не стал терпеть унизительные подачки и ушел. Никто даже не попытался его остановить и спросить, в чем дело. Никто не сказал “спасибо” за многолетний труд.
Также бесславно уходили из ЦРБ другие специалисты. Андрей Карташов проявленное со стороны СМИ и населения беспокойство текучкой кадров успокаивал: «Приходят врачи другие — не хуже», но качественнее помощь не становилась. Да и новые специалисты надолго не задерживались. Приезжие ставленники главврача очень быстро примеряли на себя шкуру предшественников и ретировались.
Временщиков из Средней Азии, так их называют бывшие коллеги, заманивали большими зарплатами, а те никогда не скрывали, что приехали набить руку, набраться опыта. Никто из руководства даже думать не хотел, как разгребать потом то, что оставалось после их отъезда.
Бессмысленная, беспощадная и оскорбительная кадровая политика руководства ЦРБ поставила крест на специалистах как старых, так новых. Потому что главный врач не умел, а главное не хотел говорить с подчиненными, слушать и слышать их, вникать в проблемы, убеждать.
- Андрей Владимирович всегда говорил: «Не хотите работать, никто вас не держит» и пользовался ситуацией — где в провинции врачу найти работу, куда устроиться? - объясняет бывший начмед АЦРБ Дмитрий Аверкиев.
Его слова находят отклик и у коллег: кто смог, перешел работать в ж/д больницу, кто-то уехал в Екатеринбург. Кто-то пока без работы. Отдыхает, восстанавливается.
- Но ведь мы не лентяи, - говорит врач-хирург высшей категории, недавно - заведующая отделением дневного стационара Татьяна Аверкиева. - Все, кто ушел, ответственные, старой, советской закалки доктора. У многих за всю жизнь - одна единственная запись в трудовой. Мы могли бы работать. Мне вот хотелось воспитать достойную смену. Ведь молодежь приходит - разная, есть такие ребята, из которых можно лепить хорошего врача с клиническим мышлением. Но это отношение руководства... Когда ты озвучиваешь проблемы, чтобы вместе найти пути их решения, а в ответ слышишь нелицеприятное о себе...
Последняя капля
Когда новый главврач пришел к руководству, он привел в больницу свою команду. Молодые, смелые замы стали вводить новшества, требовать, но даже с ними можно было разговаривать, объяснять, доказывать.
- Как можно говорить о том, что поликлинике не нужен дерматолог? - возмущается экс-зав. терапевтической службой Нелли Котомцева. - Или слишком много терапевтов? Год назад у нас было десять участков (не укомплектованных участковыми врачами), осталось шесть. Я говорила, что нагрузка вырастет и станет непосильной, жалобы польются рекой, мы не сможем обслуживать город и деревни. Но в ответ получала лишь одно: “Вы не зарабатываете!” “Надо экономить!”
Терапевтам ввели квоты на анализы, превысил норму - лишился стимулирующих, не назначил - отвечай перед проверяющими, оспаривай назначения, пиши объяснительные. Каждый чих стало нужно не столько лечить, сколько оправдывать.
В последнее время стало вообще невыносимо. В АЦРБ пришла работать супруга главного врача. Она выступила инициатором процедуры аудита. А в феврале 2020-го лечебное учреждение получило статус автономного. Началась большая перестройка, жертвой которой стали прежде всего люди. Ушли с постов даже те, кто когда-то горячо поддерживал главврача, нескончаемая смена кадров продолжилась.
- Юристы, экономисты. Поднимаешься на третий этаж административного здания, - говорит Нелли Ивановна. - А там опять на дверях кабинетов таблички меняют.
Андрей Карташов развернул бурную деятельность: в АЦРБ появился КТ, на базе детской больницы открыли межмуниципальный центр. К нам повезли больных ковидом из соседних городов. Дело, может и хорошее. Но все это, считает врач, главному врачу-хозяйственнику и строителю нужно лишь для того, чтобы подтянуть в больницу деньги, записать себе в заслуги.
С февраля, если бы не коронавирус, на базе АЦРБ должно было заработать межрайонное неврологическое отделение.
Все в руках Всевышнего
Вроде бы есть развитие. Отремонтирована детская поликлиника, инфекционка, обновляется оборудование, есть огромное желание построить новую взрослую поликлинику. Но для кого все эти старания? Кто будет работать, если специалистов нет, недоумевают доктора. Кадров осталось - с гулькин нос, и те работают с невозможной интенсивностью. Происходит выжигание людей, а потом их просто выбрасывают за борт.
- Качество медицинской помощи в больнице ухудшается, и это очевидно, - говорит Дмитрий Аверкиев. - Так, отличный маркер работы учреждения - хирургическая помощь - самая экстренная. Она разрушена, резерва специалистов нет. Мне больно говорить и про лечебную работу. Мертвые зоны поликлиники - терапевтические участки.
Врачи в буквальном смысле горят на работе от непосильной нагрузки, дежурств, без отдыха за унизительную зарплату. У всех на слуху смерть Дмитрия Мезенцева (трудился в ковидном реаниматологом), вышел из строя Александр Измоденов (инсульт). Остальные вынуждены терпеть и молчать. Воспитание не позволяет медикам устраивать митинги. А судиться с руководством бесполезно, это они давно поняли. Некоторые обращались в суд и отсуживали повышающие коэффициенты, дополнительный отпуск, доплаты за работу в выходные. Но таких главврач потом “давит” всевозможными способами.
- Как-то “скорая” судилась с ЦРБ, - рассказывает Григорий Тер-Терьян, - так на пятиминутках главврач заявлял: “Стимулирующие мы вам выплачивать не будем, потому что нужно компенсировать выплаты “скорой” через суд.
- Знаю, что по поводу положенных “ковидных” к нему обращались, - поддерживает коллегу Дмитрий Аверкиев, - он сразу готов уволить. Поэтому терпят все до последнего. И ждать, что что-то вскоре поменяется, не стоит. Сколько проверяющих приезжало, все уезжали довольные, без замечаний.
Ничего не изменит, считают врачи, даже новый министр здравоохранения области А. Карлов. Говорят, он дружен с Андреем Карташовым. Может быть, министр решит перетянуть коллегу обратно в Екатеринбург. Но к тому времени, как главврач уйдет на повышение, опасаются медики, от больницы останется пепел.
Не стоит ждать и новых специалистов. Слава о АЦРБ идет далеко впереди. Так что пациентам придется сидеть в очередях в ожидании медпомощи, молиться всевышнему, писать жалобы в министерство. Ну или включать гражданскую позицию, ведь общественное мнение - сильный инструмент в достижении цели.
Такие прогнозы дают уволенные специалисты. Да, не дай Бог у кого-то заболит живот, воспалится аппендикс. В этом случае, говорят они, выход только один: мчаться в Екатеринбург, лучше на Уралмаш, и вызывать скорую. Так будет хоть какой-то шанс выжить. Вот такие перспективы.
"Массово никто не увольняется"
И вообще больница справляется с объемом работ. Ответ с таким содержанием получили «ЕВ» от главного врача. Вот основные тезисы:
* С начала ЭТОГО года уволились из АЦРБ 16 врачей и 8 фельдшеров.
Принято на работу — 11 специалистов.
* Причины увольнения — выход врачей на пенсию и смена места жительства.
* Замещают уволившихся врачей другие специалисты по совмещению. Но АЦРБ старается привлечь новые кадры.
* Жалоб пациентов на отсутствие узких специалистов в стационаре и поликлинике не поступало. Вся мед помощь оказывается надлежащего качества, в требуемых объемах и в срок.
* Количество уволившихся врачей не превышает статистических данных движения кадров за 2018-2019 год.
А вот на вопрос, сколько врачей и каких специальностей больнице не хватает, так и остался без ответа.
Новый министр познакомился с работой артемовских больниц
“Мы хотим чтобы люди не боялись обращались к нам по вопросам выплат за коронавирус. Будем помогать им решать эти проблемы. Это святое - люди должны получать то, что они заработали.”
21 августа в Артемовской ЦРБ побывал министр здравоохранения Свердловской области, Андрей Александрович Карлов.
Как сообщает пресс-служба АЦРБ, он начал свою деятельность с объезда всех больниц региона. И уже посетил несколько учреждений в разных управленческих округах, а в прошедшую пятницу до Артемовского был в Реже.
Как смогли убедиться артемовские медики, поездки эти не формальные – Андрей Александрович внимательно смотрит, как организован лечебный процесс, какие люди работают в медучреждении, какие условия созданы для сотрудников и пациентов.
В Артемовском, по информации пресс-службы, Андрей Карлов осмотрел две поликлиники, детскую и взрослую. Обещал помочь решить вопрос с капремонтом поликлиники (строительством нового больничного здания).
«Я всегда считал и считаю, что главное – это люди, а не стены. Городу повезло, что здесь такие кадры работают. А условия можно улучшить, и мы этим будем заниматься», - сказал Андрей Карлов.
Корреспонденту “ЕВ” удалось лично задать министру вопросы волнующие городскую общественность.
-Андрей Александрович, вы прибыли с ознакомительным визитом. Где вы побывали, и какие у вас остались впечатления?
-Самые положительные! Вашему городу повезло, что у вас такие кадры здесь работают. Кадры советской закалки, имеющие классическое образование. В каких бы условиях они не работали, оказывают грамотную и качественную помощь.
Могу дать положительную оценку имущественному комплексу АЦРБ. С одной стороны, если смотреть снаружи, то есть проблемы. Фасады зданий требуют ремонта, и мы этим вопросом будем заниматься. С другой стороны, с внутренней отделкой зданий все в порядке.
-Относительно ремонта, городу давно было обещано новое здание ЦРБ, когда-то на пустыре стоял 7-ми этажный комплекс, но потом его снесли и новое здание до сих пор не строят.
-Я об этом честно говоря впервые слышу.
- Насчет кадров. По нашей информации порядка 16 врачей уволились за последний год. Работать некому.
-Я посмотрел, как налажена работа в детской и взрослой поликлиниках, мне очень понравилось логистика. Стены старые, но работа выстроена умно. Я все эти тонкости знаю и могу сказать, что вам повезло с главным врачом, берегите чтобы не убежал.
- Вы наверняка общались и с обычным персоналом. Дело в том, что существует такая проблема, что некоторым не выплачиваются премии за коронавирус.
-Этот вопрос у меня на личном контроле. Я сам вышел с самых низов медицины и хорошо понимаю значимость простого человека, который работает на рядовых должностях. Мы сейчас как раз пытаемся обратить на себя внимание людей, которым не выплатили эти деньги. Совместно с прокуратурой будем вести это дело. Мы хотим, чтобы люди не боялись обращались к нам по вопросам выплат за коронавирус. Будем помогать им решать эти проблемы. Это святое. Люди должны получать то, что они заработали.