Дарья Скоробогатова, золотая медалистка из школы № 8 поселка Буланаш, рассказала о своем опыте подготовки к ЕГЭ. При сдаче русского языка и обществознания Даша набрала максимально возможные 100 баллов.
Даша говорит, что родные не заставляли ее корпеть над учебниками. Наоборот - старались отвлечь, уговаривали отдохнуть, отойти уже от компьютера. И то правда: на дистанционном обучении, когда контролем ученикам остались, по большому счету, лишь их совесть да бдившие родители, можно было и погулять, и сериал посмотреть, и в компьютерные игры порубиться вместо заучивания правил и формул.
А у Дарьи Скоробогатовой, теперь уже выпускницы школы № 8 поселка Буланаш, есть цель, которая для нее важнее безмятежного времяпрепровождения. Весь выпускной класс, все месяцы на дистанционном обучении, ей хотелось поразбираться в накопленном вагоне знаний, упорядочить их, подтянуть учебные темы, в которых считала себя недостаточно эрудированной, чтобы спокойно и уверенно чувствовать себя на госэкзамене, чтобы набрать те баллы, которые позволят учиться дальше там, где мечталось.
И такая внутренняя сила, такая целеустремленность оказались в характере этой 17-летней симпатичной девчонки, что непростые экзаменационные задания расщелкала, как семечки, и получила самые высокие оценки.
И этот опыт с Дашей уже навсегда. Она может. Она доказала. Она справилась. И знаешь, Даша, это все не зря. Это в жизни очень важно -- уметь преодолевать себя, ощутить вкус победы над собой.
Но как заставить себя учиться, когда на улице весна, когда тебе 17-18 лет, когда не надо ходить на уроки и отвечать перед доской? Как сдать эти злосчастные ЕГЭ, чтобы потом не было мучительно стыдно?
Мы расспросили об этом Дашу. Может быть ее опыт станет движущей силой для кого-то еще, кто перед последним школьным годом ставит свои цели и ищет пути к их достижению, может быть, окажется полезным и для тех, кто хочет поддержать своего ребенка на этом непростом пути.
- Даша, как проходила твоя подготовка к сдаче ЕГЭ?
- Моя более-менее серьезная и осознанная подготовка к экзаменам началась летом перед 11 классом. До этого, весь десятый класс, я занималась подбором предметов для экзамена, разбиралась в структуре заданий и оценивала их сложность. В основном к ЕГЭ я готовилась самостоятельно, однако раз в неделю ходила к репетитору по профильной математике, так как по ней есть много заданий, которые школьная программа просто не успевает охватить и проработать.
До карантина преподаватели в школе очень хорошо давали нам учебный материал, серьезно занимались нашей подготовкой к ЕГЭ: старались чтобы ученики не просто зазубрили материал, а поняли, как решается та или иная задача и рассказывали специфику заданий на экзамене. После того, как мы вышли на дистант, прибавилась личная ответственность: пришлось очень многое изучать самостоятельно и усиленно вникать в учебный материал. Но несмотря на карантин я так же, как раньше, общалась с нашими преподавателями.
И все же учиться виртуально было труднее: онлайн-связь никогда не заменит живое общение между учеником и учителем.
Поэтому я начала искать информацию своими силами:: смотрела различные вебинары, учила правила, прорешивала тесты. В подготовке к русскому языку мне было достаточно той информации, которую нам давала на уроках учительница. Если какой-то тип заданий мне был непонятен или сложен, я также консультировалась с ней или самостоятельно искала теорию в интернете. По обществознанию мне очень помогли различные открытые вебинары в интернете, эталонные работы прошлых годов, а также различные справочники с теорией например, справочник Баранова.
-Что было самым трудным при сдаче экзамена?
- По моему мнению, самое сложное в ЕГЭ - это подготовка. Она требует очень много времени и ответственности. Если готовиться правильно и основательно, то задания на экзамене не покажутся незнакомыми и невыполнимыми. Непосредственно на сдаче экзамена сложности возникли буквально из воздуха. Я была не готова к такой жаре, какая стояла в эти дни. Она была просто ужасная! Было очень тяжело сидеть, трудно дышать.
Нелегко справиться с волнением перед экзаменом, ведь на кону -- твое будущее, но когда садишься и берешь бланки, то волнение уходит и все уже нормально. Встречались задания, над которым приходилось подумать, но было и много вопросов из пробных вариантов, которые я прорешивала ранее сама. Так что для меня самой большой сложностью оказалась эта дикая жара. Приходилось очень часто выходить из кабинета, пить воду. Нас выпускали подышать в коридор, и это очень помогало.
- Как ученица, сумевшая получить максимальный балл сразу по двум предметам, скажи, что нужно делать, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов?
-- Единой унифицированной формулы как сдать ЕГЭ на 100 баллов нет и быть не может. Каждый экзамен в зависимости от предмета имеет свои тонкости и нюансы. Главное, хорошо знать структуру каждой экзаменовки, критерии оценки заданий, чтобы четко понимать -- как решать ту или иную задачу.
Но, конечно, основа успешной сдачи -- знание теории и большое количество практики. Мне очень помогли работы тех ребят, которые сдавали ЕГЭ на высокие баллы в прошлые годы (я искала их в интернете). Нужно уметь слушать своего учителей и работать самому, нужно верить в себя. Самое главное -- понять, что просто “зубрить” не стоит, надо пытаться понять. Понимание -- это лучшее, что есть для жизни.
Очень важно вникать в учебники и методички, просто заставляя себя работать каждый день. В начале прошлого лета я усилием воли усаживала себя делать задания, но к концу 11 класса все уже было автоматически: я садилась и стабильно решала в день по тесту, писала минимум 2 сочинения. Родители никогда не заставляли меня учиться в поте лица, нередко говорили, чтобы я отдохнула, не сидела за учебниками доводя себя до изнеможения. В общем, никакой убийственной нагрузки не было.
- Какие чувства ты испытала, когда узнала что получила максимальные сто баллов?
- Первой это узнала моя мама. Я боялась смотреть мои результаты ЕГЭ и попросила ее. Она посмотрела, позвонила мне и сказала, чтобы я поглядела сама. Я подумала: “Наверное, баллов 90 уже есть и можно отдыхать со спокойной душой”. Но когда я увидела свой результат, то была поражена и даже чуть-чуть заплакала.
- Можно ли было списать при сдаче ЕГЭ?
-- Нет, на ЕГЭ с этим очень строго. Пронести электронные гаджеты точно не получится. Письменные шпаргалки я также считаю бесполезными. Во-первых, на них невозможно уместить всю информацию, которая потребуется на экзамене. Во-вторых, заданий, идентичных прошлогодним, практически нет. В-третьих, я думаю, такого рода подсказки будут больше отвлекать, отнимая время экзамена.
- Где и на кого планируешь учиться дальше?
- Учебу планирую продолжить в Санкт-Петербурге, на образовательной программе, связанной с международной экономической деятельностью.
-Чем ты занималась в свободное от учебы и подготовки к ЕГЭ время?
-Первые полгода в 11 классе было очень тяжело, все мое время занимала учеба в школе, а по вечерам подготовка к экзаменам. С наступлением карантина появилось свободное время и возможность больше гулять, читать и заниматься, тем, что мне нравится.
-Многие критикуют ЕГЭ, говоря, что эта система несовершенна, что вопросы там составлены сложно и некорректно. Как ты считаешь, стоит ли что-то изменить в нынешней системе оценки знаний?
- Да, я согласна,что ЕГЭ далек от совершенства. Во-первых, некоторые задания из реального экзамена значительно отличаются от тех, что представлено в демоверсиях или досрочных ЕГЭ. Это в большей степени касается точных и естественных наук, в русском и обществознании я таких отличий не заметила. Также, по моему мнению, хорошим дополнением к ЕГЭ была бы более подробная и понятная система оценивания. Например, если эксперт снижает за какое-то задание баллы, он должен указать -- какая конкретно совершена ошибка и подчеркнуть, за что именно снимаются баллы.
-Кого бы ты поблагодарила за поддержку в эти трудные месяцы?
- Я хочу сказать огромное спасибо своему учителю русского языка Надежде Геннадьевне Смирновой. Мы все месяцы карантина работали: она проверяла все мои сочинения, давала советы по ним, разбирала ошибки. Надежда Геннадьевна очень помогала мне с теорией, мы всю ее прошли. Хочу выразить благодарность моему классному руководителю, Елене Радоциловне Крушиной. Она всегда поддерживала, всегда переживала, всегда созванивались, спрашивала, как дела, как результаты.
Ну и конечно же я бесконечно благодарна моим любимым родным. Я очень счастлива, что смогла оправдать их самые смелые ожидания. Больше всего на свете я хочу, чтобы моя семья была здорова, счастлива и никогда и ни в чем не нуждалась.