В последнюю субботу августа в п. Буланаш состоялись традиционные соревнования по мотокроссу. Приуроченные ко Дню поселка и посвященные Дню шахтера, в этом году они собрали намного меньше зрителей из-за пандемии коронавируса. И все же состоялись, а это в нынешних условиях, просто невероятно. К тому же на мероприятие съехалось огромное число довольно титулованных спортсменов. Сто одиннадцать участников со всей страны, в их числе - чемпионы области, России, Европы и мира — небывалый для АГО уровень, о котором другие территории могут только мечтать. Но и это не предел!
Организаторы соревнований говорят, что перспективы у буланашского мотокросса ого-го какие. И, если все сложится хорошо, он может получить право проводить чемпионаты области или даже УрФО.
На чем основаны такие предположения, каких усилий требует ежегодная подготовка трассы, почему мотоспорт молодеет и кто в АГО может организовать мотоклуб, читайте наше большое интервью с активистами-организаторами мотогонок Алексеем Ковганом и Дмитрием Семиохиным.
Дмитрий Семиохин:
«Нам говорят: «Вы — больные: трассу перестраиваете каждый год»
Шестнадцать лет назад пятеро энтузиастов-фанатиков из шахтерского поселка Буланаш решили, что пришло время поднять из пепла некогда утраченный вид спорта — мотоциклетный. Он особенно был популярен по всей стране в советские годы. На нашей территории существовали сразу несколько клубов. В них увлеченно занимались ребята. Часть тех, что потом попытаются возродить спорт на местном уровне, в юношеском возрасте застали его закат.
- Это был конец восьмидесятых, - говорит Дмитрий Семиохин, - я учился в школе. Потом, через какое-то время, была попытка возродить спорт, но в девяностых все заглохло насовсем. Не было больше мотокросса.
- Когда все изменилось? И как получилось, что мотокросс в Буланаше вылился в мероприятие, без которого сегодня мы уже не представляем себе поселок?
Дмитрий: - В двухтысячных образовалась группа заинтересованных людей, которые купили себе мотоциклы, техника появилась в свободном доступе. Кто-то занимался раньше, затем завязал, кто-то решил начать с нуля. В общем, интерес к мотоспорту в Артемовском начал набирать обороты, люди стали заниматься, участвовали в соревнованиях на других территориях.
В 2004-м году пришло понимание, что пора провести соревнования по мотокроссу дома. Они состоялись 4 ноября в поселке, на старой трассе. Мы ее восстановили, и с тех пор ежегодно проводим соревнования.
- Мы сейчас говорим о том, что инициаторами стала небольшая группа людей. Что команде пришлось сделать, чтобы реализовать свою задумку?
Алексей: - Все начиналось с того, чтобы просто купить лопаты. Первый год мы работали только ими. Откапывали старую трассу, ровняли.
Дмитрий: - Со временем она просела, заросла травой. Была восстановлена силами и на деньги неравнодушных людей. Помогал кто чем мог. Да и сейчас так происходит. Надо сказать, что на просьбы о помощи и содействие люди откликаются охотно, когда видят, что мы действительно стараемся. Нельзя же пойти и сказать: «Дайте нам деньги, мы хотим погонять!» Так никто не даст. А если ты проводишь соревнования, демонстрируешь, что мероприятие — зрелищное, и оно живет, тебе помогают. Хотят помогать. Так все потихоньку и пошло.
- Мы можем сегодня говорить о каком-то количестве артемовцев, занимающихся мотоспортом. Работает ли на территории клуб, секция, объединяющие спортсменов?
Дмитрий: - Клуба как такового нет. Но есть люди, которые занимаются самостоятельно. Без тренеров. Например, в классе любителей и питбайк очень много наших ребят. Это взрослые. Детям родители покупают технику. Конечно, в целом это не пять и не пятьдесят человек. Но число тех,у которых есть мотоциклы и кто участвует в соревнованиях, точно больше десятка.
- Вы сказали, что данный вид спорта не дешевый. О каких суммах идет речь?
Дмитрий: - Сам мотоцикл стоит где-то от десяти тысяч долларов. Плюс все остальное... тысячи две три долларов. Хороший шлем - порядка 30 тысяч рублей, хорошие боты — столько же. На все остальное еще где-то около ста тысяч рублей. По сути это как одеть хоккеиста. В свое время питбайки (китайский мотоцикл не самого высокого качества) расценивали как дешевый вход в мотоспорт. Но после они переросли такое представление и закрепили за собой другой статус. Так что да, вид спорта один из самых дорогих.
- Вы организуете мотокросс шестнадцать лет подряд, и ни разу не было перерыва. Это вопрос принципа или везения?
Дмитрий: - Это уже традиция. Ни финансовые трудности, ни пандемия не смогли ее прервать. Соревнования проходили и проходят по одной простой причине. Буланаш — поселок шахтерский. Мотокросс — мероприятие, привязанное ко Дню Шахтера. И, вы знаете, есть более богатые территории, тоже шахтерские, такие как Копейск, Левиха, которые тоже проводят мотокроссы и очень хотят забрать себе эту дату. Но им приходится проводить мероприятие в воскресенье. А это значит меньше зрителей и меньше участников.
- Какие тенденции выявляет ежегодный мотокросс? Становится ли больше участников, растет ли уровень соревнований?
Алексей: - В этом году нас показывали «Вести Урал». Но, если объективно, участников становится меньше. Я имею в виду вид спорта в целом. Тут разные причины.
Дмитрий: - Дорого. Если еще несколько лет назад купить новый мотоцикл стоило триста пятьдесят тысяч рублей, то сейчас — семьсот тысяч. Доллар растет, тут никаких чудес нет. Он в принципе как стоил за рубежом так и стоит, другое дело, какова его цена в России.
Алексей: - Да, не каждый решится купить себе, а уж тем более ребенку, игрушку стоимостью как неплохой автомобиль.
- И все же некоторые решаются.
Дмитрий: - Этим надо болеть. Вот, например, Николай Кузеванов. Он тренирует пермских гонщиков. По сути всю свою жизнь положил, чтобы вырастить сына Матвея. Человек — увлеченный, у него небольшие доходы за тренерскую работу. Он продал все, что можно, и вкладывается в сына. Тут надо быть фанатиком.
Алексей: - Ну либо далеко не бедным человеком.
- Кстати, о детях. Можно ли сказать, что мотоспорт молодеет? Много юных спортсменов приезжает?
Алексей: - Каждый год нижний возрастной порог — четыре года.
Дмитрий: - Это мировая тенденция. Техника позволяет: мировые производители выпускают байки для самых маленьких. Такие к двенадцати годам становятся мастерюгами. Считайте, падения они уже все пережили в детстве, пока косточки мягенькие. Ничего особо себе не ломают.
- Ну не знаю... После травм взрослому-то, наверное, сложно себя вновь заставить сесть на мотоцикл. Чего говорить о детях.
Дмитрий: - А мотоспорт он весь через преодоление себя. Тут большая воля нужна, чтобы поехать. И всегда страшно. Вообще всегда и всем. Вопрос только - в какой степени. В этом спорте каждый гонщик со временем становится травматологом в какой-то мере.
- У вас тоже были травмы? Насколько серьезные? Что ломали?
Дмитрий: - Да чего только не ломали... но не все так страшно, как кажется... В основном спортсмены ломают руки, ключицу, ребра. И после этого снова садятся на мотоцикл. Я как-то ломал ключицу. Пролечился, выписался, а вечером снова приехал в больницу к тому же доктору со сломанными ребрами. А в другом спорте не так что ли? Возьмите бокс. Там спортсмены выходят на ринг, зная, что получат травмы. Без этого никак.
- Что такого дает мотоциклетный спорт, чего нет в других видах спорта?
Дмитрий: - Физические нагрузки, помноженные на эмоциональные и психологические. Конечно, адреналин. А вообще, я всегда шутя говорю, что это спорт для ленивых. Я — лентяй. Не заставлю себя ходить в спортзал или бегать. Но сидя на мотоцикле, ты получаешь бешеные нагрузки и в то же время удовольствие.
- То есть смысл не только в том, чтобы погонять?
Дмитрий: - Нет, это не совсем не про то. Тут же сложность не в том, чтобы проехать трассу быстро (хотя и это в том числе), нужно еще и преодолевать сложные участки трассы. Хороший мотокросс — это, когда пятьдесят процентов времени спортсмен находится в воздухе. Потому его и называют зрелищным видом спорта. Все делается для того, чтобы зрителям было интересно.
- И все же, какую скорость достигают спортсмены?
Дмитрий: - Ну небольшую, порядка шестидесяти-семидесяти километров в час.
Алексей: - Ну как небольшую... если сравнивать с асфальтом, это одно дело, а когда ты едешь по пересеченной местности, то совсем другое.
Дмитрий: - Я всегда говорю, лучше упасть здесь, чем на асфальте. Это сто процентов. На асфальте результаты будут куда плачевней. А вообще, знаете, кто мотокроссом занимается, тот на дорогах не гоняет.
- Что мотоспорт дает ребенку? Какие качества в нем развивает?
Дмитрий: - Ребенок вырастает технически подкованным и физически. Там нагрузка идет от кончиков пальцев до, не знаю, волосяных луковиц. Ребенок учится надеяться на себя. Когда он едет по трассе, ему не на кого положиться. Надо ехать, не важно, грязно, сыро, холодно ли...
- Вернемся к соревнованиям. Хотелось бы узнать, как за шестнадцать лет расширяется география участников и насколько титулованные спортсмены к нам едут.
Дмитрий: - В прошлом году у нас был десятикратный чемпион мира Дмитрий Хамицевич. По гонкам на льду, но это не суть важно. Бугреев — чемпион Европы по мотокроссу. В этом году Пестов — вице чемпион Европы. Да около десяти чемпионов России, наверное, действующих или имеющих такой титул, плюс члены сборной России приезжали нынче. По участникам — нынче это Свердловская область, Пермский край, Челябинская область, Тюменская, Курганская области и ХМАО.
- Благодаря чему удается привлекать профессионалов? Зачем они едут в п. Буланаш?
Дмитрий: -В этом году благодаря пандемии. Не было же нигде соревнований. Буланашские стали одними из первых. К нам приехали две ведущих российских команды: челябинская и каменская. Это - ТОП-уровень. Сейчас все они в Туапсе на чемпионате России.
- Как они оценили трассу?
Дмитрий: - Они говорят, что мы — больные. Перестраиваем ее каждый год. Но не потому, что нам этого сильно хочется. Просто сначала в связи с подтоплением мы бежали от воды. Бежали-бежали, в итоге убежали прямо на дорогу. Но в прошлом году вариантов у нас не оставалось. Пришлось отсыпать больше ста метров дамбы, чтобы закольцевать трассу. Там, по-моему, машин триста грунта ушло. В этом году, раз воду откачали, пришлось возвращаться на старую трассу.
Алексей: - Нужно было восстанавливать трассу и возвращать ее в рамки прописанных стандартов прописанных, чтобы к нам не было вопросов. Ширина, длина - они регламентированы, как в любом виде спорта. Потратили почти месяц.
- А сколько денег, если не секрет, нужно на подготовку и кто помогает в организации мотокросса?
Дмитрий: - Уходит порядка трехсот тысяч рублей. Это очень скромно еще. Но, хорошо, есть те, кто откликается помочь. Из года в это одни и те же люди: руководители предприятий — наши спонсоры, и мы очень благодарны им за содействие.
Есть просто жители поселка. Вот, Семеныч — ему восемьдесят два года. Он говорит: «Я живу от нового года до мотокросса и от мотокросса до нового года. Его не надо звать, он каждый раз сам приходит, помогает. Или Карякин Михаил - тоже пенсионер. Он как по нюху: мы туда, и он. Колышки затачивает, чтобы ограждение сделать. В этом году мы не успевали совсем, да еще дожди мешали. Он приехал с ведром и ковшиком воду вычерпывать. И ведь никто не просит. Люди сами помогают. У нас на Буланаше дружный народ. Все праздники, можно сказать, в складчину проводятся.
- Мотокросс — одно из самых масштабных мероприятий АГО. Сколько зрителей обычно его посещают?
Дмитрий: - До пяти тысяч человек собираем. В этом году, конечно, намного меньше из-за пандемии. К нам едут гости из Режа, Ирбита, Екатеринбурга.
- А для вас лично мотокросс что значит?
Алексей: - Это наша традиция. Буланашская. У нас ведь почти ничего не осталось. Сабантуй и мотокросс.
Если рассматривать гонки в масштабах АГО, какое место они занимают?
Алексей: - Более масштабного мероприятия у нас нет вообще. Тот же день города с приездом звезд собирает меньше народа, мне кажется. У нас одних участников в этом году было сто одиннадцать человек. А по уровню участников — будто чемпионат России проходил.
- Поговорим о перспективах. Какое будущее у мотокросса? Какие планы?
Алексей: Наша мечта здесь провести чемпионат УрФО.
- Серьезные цели!
Дмитрий: - В этом году, я думаю, мы лицензируем трассу. Раз у нас сейчас ее больше не топит, мы вернулись к тем размерам, что требуют правила проведения соревнований. Получили предварительное одобрение федерации мотоциклетного спорта России. Думаю, получим лицензию. Она позволит нам проводить соревнования более высокого уровня. Возможно, в следующем году получим право проводить чемпионат области.
- А что для этого нужно? Какие ресурсы?
Дмитрий: - Деньги. Чтобы привести в порядок трассу. Эксперты будут смотреть безопасность трассы, ее соответствие необходимым параметрам, наличие места для закрытого парка, расположение зрителей. У нас сама по себе трасса — уникальная - с естественным рельефом, хорошими перепадами высот. Наша задача — поддерживать ее в хорошем состоянии.
- Что может помешать этим планам?
Дмитрий: - Ничего, наверное, кроме финансовых вопросов.
- Как насчет организовать мотоциклетную секцию? Или это из разряда неосуществимой мечты?
Алексей: - Невоплотимой. Это же очень дорого! Необходим штат людей, тренера, механики, медицина. Амуниция, инвентарь, здание предполагают огромные затраты.
Дмитрий: - Хотя здесь есть человек, который по крайней мере заикался о том, чтобы создать клуб. И он понимает порядок цифр, и вообще, что это такое. Не буду озвучивать его имя, скажу только, что у него команда в Испании по супермото. И он помогает нам не первый год. Суммами, которые мы раньше просто не видели.
А перспективы... Зачем проводят «Формулу-1»? Чтобы людям показать. Понятно же, что гонки -это не массовый вид спорта, но за счет него, знакомств и связей подтягиваются и другие. Возьмите Каменск или Ирбит. Там и стадионы, и трассы мотоциклетные есть. Они построены благодаря заинтересованности области в продвижении мотоциклетного спорта. Как раз этим городам помогал Сергей Щербинин — одиннадцати кратный чемпион СССР и России по мотоциклетному спорту, директор центра технических видов спорта области, советник областного министра по спорту. Был он и у нас. Ему очень понравилось.
- Вы — большие оптимисты. Но у вас слава Богу все получается. Спасибо за интервью и удачи в ваших начинаниях!
Спасибо за помощь!
В подготовку к ежегодным соревнованиям вовлекается множество людей и предприятий. Многие помогают практически на благотворительных, волонтёрских началах. В этой связи организаторы выражают благодарность:
- Председателю думы АГО К. Трофимову, руководству ТОМС Л. Вандышевой, и.о. главы АГО Н. Черемных, депутату Облдумы К. Некрасову, комитету по физической культуре и спорту, комитету по делам молодёжи и его волонтёрам.
руководителю пожарной охраны И. Петухову
генеральному директору «Урало-Сибирской Промышленной Компании» А.Балашову (второй год выступает в качестве генерального спонсора),
руководителям «Всп-Комплект» А. Упорову и Д. Упорову, коллектив «Всп-Комплект»,
О. Узунову («Буланаш Комплекс»),
ИП А.Азясеву, П. Белоусову, А. Хмельницкому за предоставленную технику,
машинистам строительной техники А. Ледянкину и В. Ермакову, машинистам погрузчика Н.Антонову, М.Корякину, И.Беспамятных, И. Кашицыну, Е. Колесникову, Г. Цветкову, Ю.Ильину, А. Яшину за помощь в подготовке трассы,
Д. Замараеву (магазин «Хит сезона»), Д. Жарикову, Р. Кротову, А. Пушкарёву, Е. Сазонову, А. Евдокимову, М. Семиохину («Арт бетон»), Ю. Русакову ( «Энергоремонт»), А. Васенькину (ДОСААФ), П. Бабинову, А. Малкову, В. Кисееву, Т.Петровой за финансовую помощь,
руководителям команд Платонову Александру Николаевичу( ДЮСТАМШ г. Челябинск) и Щербинину Сергею Кузьмичу (ЦТВС Свердловской области) и, конечно же, всем спортсменам и зрителей!