Полноценный спектакль из восьми эпизодов про войну у нас уже есть. Артисты — тоже. Не хватает только зрителей.
В День народного единства, 4 ноября, на сцене ДК им. Попова завершился околотеатральный фестиваль-конкурс «Волшебный мир сцены». С его первого тура прошел ровно год. Для творческих коллективов, команд-участников он был насыщенным, интересным и незабываемым. Разочаровал только ковид, из-за которого четвертый этап конкурса перенесли с весны на осень. Печально, что состоялся он практически без зрителей и многие не увидели, как профессионально выросли команды, с каким мастерством играли, вернее, проживали свои роли актеры. А посвящен он был 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Пронзительное: «Папа!»
Шел 41-й год...Первый год кровавого безумства и ужаса. Мужчины: отцы, сыновья, братья, мужья уходили на фронт. Война перечеркнула мирную, спокойную и счастливую жизнь людей, а известие о нападении фашистских войск стало для всех оглушительной бомбой, осколки от которой проникли в сердце каждого и оставили в нем глубочайший след.
Удивительно сердечные и печальные сцены прощания мы увидели в исполнении команды «Окрыленные ролями» ЦКиК «Родина». Она сделала главный упор на игре актеров, сделав их выход лиричным. А пронзительное «Папа!» будто острым ножом разрезало сердце и сделало воздух в зале сырым и холодным.
Приказ № 1
О подвиге советских пограничников Брестской крепости рассказала команда ДК «Энергетик». Правдиво, без лишнего пафоса. Не так, как это обычно преподносят в современном кино. Не идеализируя героев, показывая их настоящие чувства и переживания.
Думаете, солдаты от природы были героями? Нет, они также как другие люди ощущали панику. И все же сражались не смотря ни на что. Совершали каждый — свой подвиг, куя общую победу, одну на всех. Шаг за шагом, превозмогая себя и ситуацию, осознавая, что стены крепости станут им могильными плитами, сопротивлялись и не сдавались. В этом их истинный героизм, их мужество.
Минимум декораций, немного световых эффектов, убедительная игра актеров и ощущение, что ты — в центре боя. А еще реальная история, в основе которой,самый первый приказ той войны. Для того, чтобы всколыхнуть генетическую память зрителей, многого не нужно. Во всех нас еще живет эхо тех страшных лет. Мы знаем: победить врага, превосходящего технически и численностью армии, можно. Силой духа и силой воли, характером и внутренним стержнем, стремлением жить. Гитлер так и не смог разгадать этот секрет русского солдата.
«Мечтаю идти по земле, а не ползти»
Команда «Маски» ГЦД «Горняк» показала зрителям будни медсанбата. Откровенные и искренние, трогательные истории фронтовых медсестер - вчерашних студенток и школьниц, которые неимоверными, невероятными усилиями выносили с поля боя солдат, возвращали их к жизни и заставляли снова идти вперед, под пули.
Сколько их было — сотни, тысячи бойцов. С каждым потерянным в сражении угасала частичка беспечной молодости и юности девчат. Душа распадалась на кусочки в искореженной снарядами земле, полевых госпиталях. И возрождалась вновь каждый раз, когда смерти на зло в, казалось бы, потухших зрачках солдата вдруг загоралась искра. Когда бесконечная любовь и воля к жизни давала им надежду и, главное, силы.
Истории фронтового санбата — личные, искренние признания, мечты и чаяния девушек. Тоска в их глазах, сдерживаемый стон в груди и дрожащая боль в голосе. А еще выдержка и самообладание.
Конвейер издевательств, опытов и смерти
Как рассказать историю одиннадцати миллионов узников, никогда не вернувшихся из немецких концентрационных лагерей? «Дахау», «Освенцим», «Саласпилсс», «Майданек»... - как за несколько минут представить мучения людей, их боль от жестоких издевательств, болезней, голода, невыносимого труда и бесчеловечных медицинских опытов? Команда «Фортуна» Покровского ЦД знает.
Ее постановка «Концлагерь» - это ожившие спустя много лет воспоминания. Мощнейший спектакль о детских страданиях, пронесенных через всю жизнь. Мучительные, разрывающие в клочья сознание и душу образы, представленные командой, актерская игра главной героини — Татьяны Бабкиной - кажется, не оставили ни одного равнодушного в зале. Затронули те самые, натянутые до предела струны памяти народа. Голос, интонации, взгляд, паузы и этот заключительный аккорд - «Люди мира, на минуту встаньте!» - способны воскресить мертвых, поставить их в одну шеренгу наравне с живущими сейчас.
Искусство на уничтожение
Историю уникальной крымской диверсионной операции «Премьера» со сцены ДК им. Попова рассказала команда администрации «Восьмое чудо света». Актеры-диверсанты Симферопольского театра (были и такие) вели подрывную деятельность в рядах подпольной группы «Сокол» и намеревались уничтожить фюрера, как только тот переступит порог их театра, тщательно готовились к диверсионным атакам и претворяли их в жизнь.
Находясь в глубоко оккупированном немцами городе, подпольщики взрывали архивы с секретными документами, передавали разведданные крымским партизанам. Спасли богатейшую коллекцию театральных костюмов. И почти все были уничтожены гестаповцами. Об этом подвиге богемы мало кто знает, но в годы войны даже искусство было направлено на уничтожение Гитлера. Спасибо актерам, что поведали ее нам.
«Горят амбары»
Одна из составляющих Победы, а именно партизанское движение тоже нашло свое отражение в постановке. На этот раз команды «»Засветись! ДК им. Попова Удачи и потери, долг, выполнить который ты должен ценой собственной жизни, опасность. А еще зачастую одна лишь смекалка вместо оружия, общая цель. Партизанский — был вторым, скрытым фронтом, где разгорались нешуточные бои. И там тоже царили дружба, взаимовыручка, командный дух. Что бы мы делали без них?
Все на бабьи плечи
Посвящением всем матерям и женам, дочерям и сестрам, на чьи плечи в годы войны выпала нелегкая доля растить детей и помогать фронту, стала яркая и сильная режиссерская постановка Красногвардейского ЦД «Фронт и тыл сражались вместе».
Хрупкие и слабые, пришедшие в мир, чтобы дарить жизнь, русские женщины вынуждены были стать ему опорой, твердью — незыблемой, несокрушимой. Пройдя адовы испытания, вопреки усталости, бессилию, безысходности и обиде они совершили свой подвиг — безмолвный и в то же время раздирающий глухим стоном пространство, время, тишину вокруг. Он словно танец — суровый, страшный, гневный пляс без музыки, с надрывом бьющихся о землю каблуков. Плач всех вместе взятых женщин русской земли. Сухопляс, сдавливающий комом горло, пробуждающий злость, отчаяние и ненависть к тем, кто выжигал целые деревни, морил голодом города, взрывал землю, что дает жизнь всем одинаково.
Питерские сироты
Будням ленинградцев в период блокады посвятили свой спектакль сосновоборцы. Без тепла,света, воды и еды, в оглушительном визге бомб, но с надеждой в сердце, смертям на зло тысячи людей спасались как могли. Отрезанные от остального мира, они выживали в суровых условиях. Работали и доказывали свое право на существование. Коллектив «Драмкейс» п. Сосновый бор весь будто родом из военного Ленинграда, так живо сыграли самобытные актеры героические и неизвестные факты судеб ленинградцев. Многие из них: воспоминания, стихи и музыка стали символами эпохи. Символами борьбы и победы.