Рассказываем про изменения в процедуре главной проверки транспортных средств
Для получения полиса ОСАГО техосмотр проходить не обязательно. Но без него грозит серьезный штраф.
Госдума приняла в третьем чтении закон, который “отвязывает” техосмотр от полиса ОСАГО. Он вступит в силу с 22 августа 2021 года.
С этой даты страховые компании при продаже полисов ОСАГО не будут проверять наличие действующей диагностической карты на автомобиль. До 1 марта 2022 года она не нужна владельцам мотоциклов и легковых автомобилей, кроме такси.
Зачем понадобилось убирать эту привязку?
Ведь, по сути, только страховщики и проверяли у большинства автовладельцев прохождение техосмотра.
“Цель поправок - необходимость обеспечения доступности ОСАГО, который является публичным договором и не может зависеть от других факторов”, - поясняют в Российском союзе страховщиков.
Техосмотр для всех по новым правилам, с фотографированием автомобиля и загрузкой фото с координатами места съемки в информационную систему ЕАИСТО, должен был начаться с 1 марта этого года. Однако нехватка пунктов ТО, недостаточность их пропускной способности для обеспечения получения диагностических карт всеми, кому они требуются, заставили правительство продлить действие ранее выданных карт.
Срок продлен на полгода, но при этом истекает не ранее 1 октября. Впрочем, ситуация с количеством пунктов не улучшилась, а даже стала ухудшаться. Поэтому к 1 октября вполне может оказаться, что пунктов снова не хватит. В результате те, кто не смог пройти техосмотр, не сумели бы купить и полис ОСАГО.
-- Мы привели наш пункт технического осмотра в соответствии с новыми нормами, сейчас объясняем людям необходимость прохождения техосмотра, - рассказал нам директор по техническим вопросам ООО “Юмакс-сервис” Николай Валерьевич Дворников. - Но ажиотажа нет, в день ТО проходят до пяти единиц автотранспорта. А очереди могут возникнуть как перед октябрем, так и перед первым марта, когда автомобилисты окажутся без диагностических карт. За эти годы развалили отлаженную базу ТО, а страховые компании попросту продавали карты вместе с полисами ОСАГО.
Отвязав техосмотр от ОСАГО, депутаты, по сути, сделали его добровольным до 1 марта следующего года, когда вступят в силу поправки в КоАП, предусматривающие штраф за отсутствие диагностической карты.
Техосмотр обязаны проходить лишь автобусы, такси и грузовики. Для владельцев этих транспортных средств штрафы за его отсутствие действуют уже сейчас. Для всех остальных получается, что при наличии диагностической карты и покупке полиса ОСАГО до 22 августа, проходить ТО не требуется, потому что срок действия карт продлен до 1 октября минимум. А после 22 августа при покупке полиса ОСАГО проверять диагностические карты не будут.
Автовладельцам, чьим транспортным средствам исполнилось четыре года, а ОСАГО надо приобрести до 22 августа, придется пройти техосмотр.
Что грозит, если техосмотр в даты не пройден.
Если владелец авто решил не проходить техосмотр с 22 августа 2021 до 1 марта 2022 года, то ему надо понимать последствия этого.
Если владелец легкового автомобиля, не прошедшего техосмотр, совершит ДТП по причине неисправности автомобиля, то страховщик выплатит пострадавшим ущерб и выставит регресс в полном объеме своему клиенту.
-- Техосмотр, как таковой не отменили, а лишь разрешили страховым компаниям выдавать полиса ОСАГО без диагностических карт. Но это не значит, что проходить его не нужно, - предупреждает специалист страховой компании “Росгосстрах” в городе Артемовском. - Водителю даже в целях личной безопасности необходимо проходить диагностику автомобиля в установленные законодательством сроки. Проблемы могут возникнуть, например, если виновник ДТП окажется клиентом страховой компании N и у него не окажется диагностической карты. С него действительно будет взыскана сумма ущерба (регресс), выплаченная компанией N, страховой компании пострадавшего автовладельца. И не забывайте, что с первого марта вам будут приходить штрафы с видеокамер, если диагностическая карта не внесена в базу ЕАИСТО.
Проверка ТО на дорогах начнется 1 марта, когда вступят в силу прописанные в законе ответственность автовладельца и может быть назначен штраф за его отсутствие.
Проверять машины (и, соответственно, наличие необходимых документов) начнут с помощью камер фотовидеофиксации нарушений. Штраф в 2000 рублей может прийти вам один раз в сутки, а если умножить на 30 дней? Думаю, в этом случае все автовладельцы добровольно решат пройти ТО, который для легкового автомобиля в Артемовском стоит всего 498 рублей и эта стоимость не меняется уже много лет.
Глава Госавтоинспекции МВД России Михаил Черников заявил, что МВД рассматривает вариант сделать техосмотр легковых автомобилей физических лиц добровольным, но для этого надо отменить норму о штрафе с 1 марта.
Что же касается аварийности по причине технической неисправности автомобилей, то 80% автовладельцев и так не проходили ТО, а покупали заключение о нем, не проходя никакой диагностики. Добросовестные же водители следят за своей “лошадкой” и вовремя проводят техническое обслуживание.