В Екатеринбурге 3 июля открылся государственно-просветительский Центр «Эрмитаж-Урал». Это событие и его презентация связаны с 80-летием начала эвакуации музейных ценностей из Эрмитажа на Урал в годы Великой Отечественной войны.
Группа артемовцев из числа членов филармонического собрания города 1 августа побывала в центре изобразительного искусства в Екатеринбурге. Причем некоторые сделали это повторно. Руководитель группы Светлана Александровна Ефимова предварительно направила заявку на проведение для нас экскурсии в этом культурном Центре.
Думаю, выражу не только свое мнение сказав, что нам очень повезло с гидом Татьяной Николаевной Помазуевой. Образованность, отличная профессиональная подготовка, эмоциональность изложения, объяснения подробностей сюжетов и истории создания картин и скульптур, не отраженных в письменных аннотациях к каждому экспонату, вплоть до материалов, используемых художниками, нас просто покорили. Было увлекательно, познавательно и интересно.
Центр «Эрмитаж-Урал» - 3-этажный комплекс, где на каждом этаже расположена своя экспозиция.
Третий этаж - это мемориальная экспозиция « В глубоком тылу», где отражены все стадии эвакуации. Свердловск в годы войны был единственным городом, куда литерным железнодорожным составом отправили сокровища Эрмитажа и где в военное лихолетье работали его сотрудники.
На втором этаже расположена постоянная экспозиция предметов и полотен, переданных государственным Эрмитажем Уральскому филиалу в благодарность за сохранение эвакуированной музейной коллекции. Эта экспозиция представлена искусством античности и западно-европейской.
На первом этаже находится временная выставка 80 произведений французской живописи и скульптуры ХIХ века из собраний Эрмитажа. Кураторы Эрмитажа, подготовившие эту экспозицию, назвали ее «От романтизма к импрессионизму…».
Это движение в искусстве подчеркнуло и расположение произведений в зале. В ранней живописи это французская революция, низвержение королевской власти, эпоха Наполеонов. Далее традиционная живопись, но уже с полотнами на восточно-африканские сюжеты, появление французских пейзажей с анималистическим изображением животных, так называемая, барбизонская школа, салонная живопись Парижа, в том числе портретная.
Новое явление в искусстве в конце ХIХ века – импрессионизм и постимпрессионизм – представлены картинами Клода Моне, Ренуара, Ван Гога, Гогена, Сюзанна. Порицаемое и даже отрицаемое поначалу художественными салонами это направление со временем прочно заняло свою нишу в искусстве.
Переполненные яркими впечатлениями вернулись мы в родной город. Уверены, что приедем в эти залы еще не раз – в них планируется и проведение музыкальных камерных встреч.