На днях с товарищами по работе и родным когда-то клубом, а нынче Центром досуга Соснового Бора попрощалась Ирина Николаевна Елисеева, много лет художественный руководитель, потом балетмейстер, основатель и бессменный руководитель знаменитого народного коллектива — хореографического ансамбля «Сосновоборочка».
Мы попросили родных и друзей Ирины Николаевны, людей, которые лучше других знают ее жизнь и характер, собрать неожиданные факты, связанные с «Сосновоборочкой» и ее балетмейстером. Приводим переданные нам факты и мнения.
*Ирина родилась на сцене. Комнатка, где жили родители, в 1949 году находилась за кулисами клуба Красных партизан Красногвардейского кранового завода в поселке Красногвардейском. На сцене она с детства и с детства мечтала о профессии культработника. Ирина Николаевна великолепно поет, можно сказать профессионально декламирует - стала лауреатом Всероссийского конкурса чтецов. Но декламантом лучше себя считает Ларису Аркадьевну Балакину.
* Ирина не крещеная, но живет, как и ее родители, по заповедям. Не ворует, но осуждает, не сплетничает, отдаст последнее. Даже если про человека скажут плохое, не верит, всегда ищет ему оправдание. Очень терпима к людям, но не терпима к непрофессионализму и лжекультуре.
* От родителей взяла много что. Они всю жизнь были примером. Всегда стремилась соответствовать их высоте. Талант отца, Николая Петровича Юланова, считает недосягаемым. А главное качество, что взяла от него - не отступать. Многодетность, занятость, болезнь - ничто не должно помешать. Если начал - закончи дело. Обещал - исполни.
* В семье культработников Елисеевых, где было четыре дочки в трудные 90-е держали корову. Когда была занята на репетиции, корову доил муж, дочь Ася и иногда помогала соседка. Корову взяли, потому что надо было кормить детей чем-то. Клубные работники раньше получали минималку, гроши. Поэтому в культуре оставались самые настоящие, преданные сотрудники.
* Все четыре дочери прошли путь ансамбля и творчества. Ведущей солисткой была Ася. Она танцевала с 4 лет и до 23. Четыре внучки прошли этот же путь. Все солистки. Самая титулованная из них - Асина дочка Маша. Зато другие - так уж совпало - выступали в день рождения Ирины Николаевны во дворце “Юбилейный” в Питере.
* С 1995 танцевальный коллектив стал Народным. Звание подтверждалось шесть раз, а подтверждать надо было раз в 5 лет. Добилась, чтобы участникам ансамбля выдавали свидетельства Народного коллектива.
* Работала без помощников. Бывали времена, что в хореографической студии клуба занимались одновременно 60 детей. Действовали ансамбли “Сосновоборочка”, “Мозаика”, “Кудряшки”, “Симбамбуринка” и “Бубенчики”.
* Отслужила в Сосновоборском Центре досуга (клубе) 51,5 год. Работала с 12 директорами. “Благодарна судьбе, что хватило сил дать отказ на директорствование и остаться в творчестве”. Репетиции ансамбля в любую погоду были 2-3 раза в неделю. Перед ответственными выступлениями - каждый день. Преподавала хореографию в школе и детсаду.
* У многих коллег удивлением было, что танец можно записать на бумаге. Это похоже чем-то на схему вязания. Кругляшки, треугольнички, палочки, стрелочки расставляются как на военной карте. Этому учили хореографов, это как стенография - только запись значками не слов, а движений.
*Какой танец самый трудный? Нет такого понятия у балетмейстера. Трудоемко работать с танцами народов, особенно если ты не знаешь культуры страны. Но это Елисееву никогда не пугало. В 20 лет она поставила кубинскую румбу. Сейчас сама удивлена своей наглости, но тогда никаких препятствий не видела.
* Многих интересует вопрос как складывались ее отношения с мужем Александром Павловичем, который был директором клуба. На работе, бывало, ругались, аж молнии сверкали. По творческим вопросам. Он - двигатель, идеи, система, она - порыв, творец, огонь. Весь поселок каждый раз говорил: “Так разругались, что скоро развод!” Но дома никогда не было ни ора, ни ругани, ни мата - все вместе и заодно.
*Александр Елисеев задолго до введения в районе Центральной клубной системы ее видел и внедрял. Поселковый клуб при нем стал лауреатом 1 степени Всесоюзного (СССР) конкурса культучреждений. Директора пригласили в Москву на новый год. Никто не верили, что он улетит, а потом вернется. Это в Советском Союзе тех времен было нереально: обычному сельчанину наскоком в Москву, на самолете. Но Александр Павлович смог.
* Улетел. Получил приз: два комплекта фирменной аппаратуры - малый и большой. Каждый включал синтезатор, пять микрофонов, микшеры большой и малый. При нем же альбомы о работе и сценарии новогодних цеховых театрализованных программ выставлялись на ВДНХ.
* Никогда не считала, ни грамоты, ни танцы, ни количество участников. Считает это бесполезным и ненужным. Но посчитала дочь Ася. Это 9 золотых составов “Сосновоборочки”. Это около 200 выпускников танцевальной студии, а всего в мероприятиях клуба участвовали более 1000 сосновоборцев трех-четырех поколений.
*Самый долгоживущий танец это, наверное, Чили чардан чили. Это мальчишеский венгерский танец. Буквально на днях в поселок к родне в гости приезжал с Дальнего Востока его первый исполнитель. Встретились, поговорили, вспомнили молодость.
*Самый массовый был танец “Во саду ли в огороде” вывел на сцену 24 человека. Это было при первом составе “Сосновоборочки”. Желающих оказалось очень много. Но после этого хореограф Елисеева поняла, что больше так делать нельзя. Тоже опыт!
*Не единичны были случаи, когда клинила фонограмма. Устаревшее оборудование клуба часто не подходило к новым звуковым блокам в тех местах, где выступала “Сосновоборочка”. Но девочки всегда готовы продолжать без музыки, под внутренний ритм - это отрабатывается. Были случаи падений на сцене девочек при крутках. но у всех есть установка: упал - встал - продолжаешь.
* Несколько сосновоборочек возраста 55+ из первого состава ансамбля до сих пор танцуют в ветеранских составах. Из танцевального коллектива женщины уже 60+. они сейчас наши "Октябринки"
* До последнего Елисеева не собирала деньги ни за занятия, ни на костюмы. Выбивала деньги на поездки на международные конкурсы, родителям оставалось только минимальные расходы.
* Была в свое время очень популярная телепередача с Валентиной Леонтьевой “От всей души”. Такую же клубные работники подготовили совместно с руководством совхоза. Так же искали потерявших связи людей, уехавших земляков, списывались, привозили в поселок и устраивали встречи друзей, родственников, одноклассников, товарищей по работе. В клубе на таких вечерах были полные залы, радость, слезы... Помнятся и через десятилетия.
* Сосновый Бор стал зачинателем Новогодних программ цеховых коллективов, когда на сцене состязались коллективы фермы, гаража, бюджетных организаций, конторы. Клубные сотрудники были и родоночальниками театрализаций в области.
* Одно из любимых детищ Елисеевой -- " Реверанс уходящему году". Он был популярен в городе. Ирина Николаева написала сценарии десятков районных праздников. Гордится, что работала с корифеями культуры района - Надеждой Костылевой, Тамарой Яремчук. Никогда не скрывала этого, а когда те при сменившейся власти оказались в опале, всячески демонстрировала уважение к этим настоящим профессионалам
* Елисеевы с их предками - самая большая семья культработников района. Юлановы-Быстровы - родители Ирины Николаевны. Юланова-Елисеев -- Ирина Николаевна и Александр Павлович, Аня Елисеева, сегодняшний работник Центра досуга, - третье поколение, Ольга Юминова, внучка Елисеевых, учится в культпросветучилище. И есть надежда, что артистичные двойняшки Варя и Тася, правнучки Елисеевых, посвятят себя тому же.
* Ничего не советует своим детям и внукам. Просто показывает пример. “Мы видим все и понимаем”, - говорят ее родные. Она, как все мамы и бабушки, радуется, когда все здоровы, когда нет проблем у детей и внуков. Любит колупаться в земле с цветочками, грибочками, грядкам. Радуется достижениям внуков правнуков.
* Сегодняшняя боль - что некому передать “Сосновоборочку”. Продолжить работу с ансамблем пытались несколько сосновоборочек, учились этому, но так судьба складывается, что бросали, понимали, что это не их.
“Мы вам бесконечно благодарны!”
Выражаю огромную благодарность светлому человеку, профессионалу своего дела и просто любимице всех ребят, воспитателю их творческого потенциала — хореографу Ирине Николаевне Елисеевой, Заслуженному работнику культуры Российской Федерации, руководителю народного ансамбля танца «Сосновоборочка».
На протяжении многих лет Ирина Николаевна играет важную роль в творческом и личном росте наших детей. Вместе со всеми нами Вы вносите свой вклад в их воспитание. Благодаря Вам, они достигли немалых высот. Надеюсь, что наших детей ждет большое и счастливое будущее, и в этом есть Ваша огромная заслуга.
Благодарю за то, что Вы с душой относились к своей профессии, работали с огоньком, с вдохновением, делились с нами неиссякаемой энергией, умело отдавали частичку своей любви к танцевальному искусству нашим детям.
Вы посвятили себя и отдали продолжительные годы своему детищу - ансамблю танца «Сосновоборочка». Все ваши выпускники и участники народного коллектива Вам безгранично благодарны за те яркие эмоции, которые они всегда испытывали находясь с Вами в общении.
Я бесконечно Вам благодарна за совместное и плодотворное сотрудничество, за ваш трудовой, бесценный вклад в наше общее дело, в развитие сферы культуры. Вы оставите в наших сердцах добрую память о себе, о своем подвижническом труде.
Хочется пожелать, чтоб огонек Ваших глаз никогда не погас. Живите и радуйтесь. Здоровья Вам крепкого, любви близких и родных вам людей искренней, благополучия. И знайте, Вы всегда можете рассчитывать на нашу помощь, признание и любовь.
Елена Сахарова, начальник управления культуры, от имени всех коллег