Народ разделился на два лагеря. Одни бегом рванули делать прививку от коронавируса как только прозвучал призыв от разработчиков вакцины и и врачей-инфекционистов. Другие остерегаются. И часть антиваксеров, как называют противников профилактических уколов, довольно агрессивно пропагандируют отказ от прививок.
Почему не верят официальной информации, звучащей от властей и руководителей ведомств, которые должны защищать нас от страшных эпидемий? Почему нет у многих доверия к призывам по ТВ о вакцинировании как спасении от пандемии?
Ответ, думаю, прост: нас часто обманывали. Мы не раз слышали заверения о том, что пенсионный возраст останется на прежнем уровне, его не поднимут. По факту – подняли, и сразу значительно. Мы читаем о средней заработной плате по области – сегодня она превышает 50 тысяч рублей (по данным статистики за июнь, до вычета налога), а по факту не знаем родни и друзей, у кого был бы такой заработок.
У многих сгорели многолетние накопления на сберкнижках во время денежных реформ и дефолтов, несколько раз на ходу меняли правила начисления пенсий и получения жилья, неоднократно мы слышали сладкие песни о том, что вот оптимизируем медицину (образование, почту, железнодорожный транспорт) и будет нам счастье. На деле – слезы.
А сколько обещаний сыплется в выборы! Тут уж даже и слез нет, просто глухое равнодушие ко всем этим красивым речам и самовосхвалению на тему «я самый заботливый и хороший». На последних выборах была некая надежда на депутата Госдумы Дмитрия Ионина, который выдвинулся по одномандатному округу и имел реальный шанс пройти в депутаты. Но и та растаяла.
Помнится, в интервью нашей газете он говорил примерно так: «Я думал, что привирают, когда говорят, что депутаты Госдумы живут в своем мире, словно на другой планете. А оказалось, это так и есть». Система и тут победила: Дмитрий поддался на давление/уговоры/обещания и снял свою кандидатуру. О ком он думал тогда? О нас с вами? Вряд ли.
К накопившейся усталости от вранья и пустых обещаний добавилось влияние новой информационной среды. Когда-то (еще четыре десятка лет назад) были у нас газета «Правда» и еще несколько партийных, не сотни, а до десятка радио и телеканалов. Мы верили им. И потому, что журналисты, выученные на журфаках поколениями еще военных корреспондентов, не привыкли врать, это считалось позором, и потому, что власть тогда была еще близка к народу. В том же горкоме партии, главном руководящем органе власти, искали и находили понимание, защиту, помощь многие страждущие. Это обозначалось одним словом и для газетных публикаций, и для реагирования властей – действенность.
Появившиеся новые форматы информационной среды - социальные сети, сайты, мессенджеры - дали возможность узнавать то, что не скажут в официальных провластных СМИ и госведомствах. Это стало определенным плюсом, возможностью получать альтернативную, отличную от официальной информацию.
С другой стороны, появление таких информационных площадок резко снизило планку ответственности за появляющийся контент. Те, кто отрицает ковид и необходимость вакцинации сегодня нередко спекулируют на важной теме, распространяют в соцсетях и мессенджерах выступления неких “экспертов”, “профессоров”, “врачей”. И таким “специалистам” нередко верят больше, чем докторам из ТВ, потому что информация из официальных источников о коронавирусной инфекции часто не соответствует действительности, замалчивается, подгоняется под кому-то нужную.
Один пример: если мы посмотрим ежедневные сводки, то по данным Роспотребнадзора у нас на 26 октября с начала пандемии 1469 подтвержденных случаев коронавируса. А по данным местных инфекционистов - 5 702. Различие - в 4 раза.
В отношении людей к вакцинации проявляется настроение сегодняшнего общества, его протест против вранья властей.
«Инфодемия» назвала ситуацию с недоверием отечественной вакцине и вакцинации в целом глава Роспотребнадзора Анна Попова в интервью Владимиру Познеру в понедельник. Она признает, что влияние нового информационного пространства борцы с инфекцией недооценили. И сейчас приходится бороться не только с вирусной, но и с информационной пандемией. И эта пандемия тоже уносит жизни – потому что люди не верят.
С удивлением врач-терапевт Альберт Ахматьянов из ковидного госпиталя в Артемовском, записавший 3-минутное обращение в своем Инстаграм, констатировал, что за три дня его посмотрели около 15 тысяч человек. «Я думал будет 20-30», - говорит доктор.
А меня такое количество просмотров ничуть не удивило. Люди хотят знать правду о ковиде, хотят слышать ее не от руководителей, которым выгодно говорить только то, что «выгодно» и скрывать цифры. Такие, например, как число скончавшихся от ковида. По области мы их знаем, по району нет, хотя известно, что после выходных в городском морге бывает десяток и более трупов и большинство из них - скончавшиеся из-за ковида жители нашего и двух соседних районов.
Врач Альберт Ахматьянов - из Режа, он не боится потерять работу в Артемовском после своего выступления. А мы знаем, что высказывание мнения, не согласованного с главным врачом Артемовской ЦРБ, или в противовес ему, - чревато, наблюдали это не на одном примере. Впрочем, ничего секретного или критикующего режевской терапевт не сказал. Просто признался: «Мы очень устали».
Анна Попова говорит, что коронавирусная инфекция – это новый вызов. Трудно не согласиться. Такая вот своеобразная проверка – и нашей медицины, и наших врачей с медперсоналом (героических, без сомнения), и нас – дисциплинированных или «забивших» на призывы прививаться, носить маску, соблюдать социальную дистанцию. И нашего отношения к призывам властей.
Сейчас власти намекают (а кое-где и вводят) на жесткие меры: полный локдаун, то есть запрет пожилым выходить из дома без особой надобности, запрет работать многим учреждениям и организациям торговли, услуг и т.п. Цель – прервать цепочку передачи вируса от одного другому. В соцсетях разгорается буря против таких ограничительных мер. Инфопандемия получила очередную порцию дров в свою топку. Что ж, закономерный итог. Недоверие, неверие, отрицание возникли не на ровном месте.
А 3-минутный ролик доктора Ахматьянова для пропаганды должного поведения в выделенные нерабочие дни сделал, пожалуй, больше, чем десятки призывов руководящих товарищей. Потому что правду сказал тот, кто вызывает подлинное доверие (действующий практикующий врач из ковидария), потому что сказал откровенно, искренне, с конкретными цифрами, которые ему нет резона приукрашивать.