Для того, чтобы понять ситуацию мы расскажем истории двух вахтовиков.
Первая встреча - с буланашцем, который начал свою работу вахтовым методом еще в 2008 году. Тогда многие буланашские шахтеры, электрики, водители потянулись за “длинным рублем” в Москву, в компанию “Космос”, строить новые ветки метрополитена. Сергей Юрьевич отработал там шесть вахт подземным электрослесарем и был доволен зарплатой. Но на хлебное место ринулись и различные мошенники, которые создавали фирмы-однодневки.
- Платить стали меньше, а где-то просто “кидали”, - вспоминает Сергей. - Пришлось завязать с московскими вахтами и устроится на работу дома.
Дальше в судьбе нашего собеседника были как неплохие вахты, где за сложную работу хорошо платили, так и крайне неудачные поездки.
-- Строили на Пякяхинском месторождении новое пожарное депо, отъездили три вахты. Все устраивало: зарплата, проживание, питание, оплата билетов на дорогу, - рассказал о самой понравившейся вахте Сергей Юрьевич. - Но контора закрылась, не смогла выполнить взятые на себя обязательства и пришлось искать другое место работы.
А дальше были поездка в Надым, где Сергей с братом, в тундре, 400 км от населенного пункта, протягивали уличные электрокабели: “Чуть живьем не замерзли. А нас заставляли на морозе по столбам ползать по 12 часов”.
Когда поняли, что попали в эту ловушку, стали искать способ как добраться до цивилизации.
-- Нам за всю вахту заплатили 3 тысячи рублей, - вспоминал вахтовик. - Спасло только то, что кладовщиком оказался наш земляк, который на грузовике вывез нас вместе с трубами в город. А так бы работали, как рабы, за пайку и ежедневные обещания.
Были и две вахты в 2017 году на полуостров Крым, где Сергей с братом строили новый аэропорт “Волна” в Симферополе. И после очередного “кидалова” на второй вахте одиннадцать дней добирались пешком, без денег, до парома, а там на перекладных - до Краснодара.
-- Хорошо, что фирма, через которую мы устраивались была екатеринбургская. С трудом удалось выбить у нее часть заработанных денег, - рассказал Сергей.
Потом была французская фирма в Н.Уренгое, с которой удалось получить лишь часть денег. Также в биографии буланашца - Ачинское месторождение, где в полярных условиях прокладывали греющие кабели на газовые трубы. Деньги за это получали на карточку, зарегистрированную в Армении. Следующий этап - Пермская турбаза, которую восстанавливали, но по деньгам “угорели”. Омская компания, где предлагали купить “корочки” специалиста по 5 тысяч рублей, хотя они у Сергея имелись и где был обман в почасовой оплате.
-- Когда отключили свет в омской общаге за неуплату, я понял, что нужно рвать отсюда когти, - вздыхает Сергей.
Наш вахтовик опять устроился на работу дома, но, не удовлетворившись зарплатой, рванул на Таманский полуостров строить новый порт. И наступил на те же грабли.
-- Мне красиво расписали условия работы, большую зарплату, пайковые. Да и знакомые, отработавшие в этой фирме несколько месяцев, убедили поехать, - рассказал недавно вернувшийся со стройки Сергей. - Но, приехав туда, я понял, что я ничей и никому здесь не нужен. Ни договора, ни инструмента. А работать нужно было вместе с промышленными альпинистами по прокладке пожарных кабелей, на высоте больше пятидесяти метров. Двенадцать дней кормили “завтраками”, что договор направят, а по факту - “пшик”. Родня перевела денег, на которые и улетел домой.
Сергей Юрьевич обращается к людям которые клюют на красивые обещания, как правило, кадровых агентств и гонятся за “длинным” рублем на чужбине: “Требуйте трудовой договор у работодателя сразу, а если уж решились ехать, то прежде свяжитесь с теми, кто давно там работает”.
После таких приключений наш собеседник дальше Екатеринбурга пока уезжать не планирует.
Второй вахтовик, Павел Сергеевич, тоже трудится вахтой. Он уже 6 лет работает от одной и той же екатеринбургской компании. На железнодорожной дрезине привез стройматериалы не на одну транспортную ветку от Забайкалья (Чита, Борзя) до китайской границы, а сейчас заступил на вторую 30-дневную вахту в Петропавловске (Казахстан) от этой же компании.
-- Меня в принципе все устраивает: проживание и питание приемлемые, - рассказал Павел. - Работаем каждый день по десять часов. Вот только в Забайкалье командировочные были побольше, но там мы всю свою работу закончили.
Работает Павел месяц через месяц, дорогу и проживание оплачивает компания. Заработки, конечно, не очень большие по меркам вахтовиков, но зато без обмана. К тому же идет горячий стаж за тяжелые условия труда, который позволит раньше выйти на пенсию.
Выслушав две истории вахтовиков и решив конкретно разобраться в вопросе “вахтового обмана”, мы обратились за разъяснениями к директору Артемовского центра занятости Олегу Рудольфовичу Новикову.
– Олег Рудольфович, отправляете ли вы на вахту артемовцев?
– Направление безработному мы можем дать на работу только в пределах транспортной доступности от его места жительства, - рассказал Олег Рудольфович. - У нас в районе она установлена в сорок километров. За пределы этой зоны направления не даем, но информируем безработных граждан о той или иной работе за пределами нашего района и области. Уезжают в разные регионы и города: Омск, Ленинградская область, на Байкало-Амурскую магистраль. Потребность в различных рабочих профессиях есть по всей России. Те работодатели, кто предоставляет нам информацию о потребности в рабочих, зарегистрированы на портале «Работа в России». Это реальные предприятия, а не кадровые агентства.
– Как уберечься от обмана при выезде на работу вахтовым методом? Что посоветуете?
- Обязательно требовать официальное оформление трудовых отношений. Если предстоит ехать в дальние регионы, то вы должны знать – в каких условиях вам предстоит работать, где и как будете проживать, сколько часов трудиться и за какую заработную плату, - рассказал наш собеседник. – Договор обязательно должен быть подписан обеими сторонами: работником и работодателем. Для спокойствия его можно показать юристу.
– Были ли обращения от граждан с жалобами на недобросовестных работодателей за пределами нашего района?
– В Центре занятости есть ящик почты доверия. Но обращения от «вахтовиков» ни в этот ящик, ни нашим сотрудникам не поступали. Если будут конкретные данные лица, чьи права нарушены, то, конечно, будут приняты действенные меры. В частности направлено обращение в инспекцию по труду.
Будет защита от мошенников?
-- Недавно Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в трудовое законодательство*, которые дают возможность дистанционного (онлайн) заключения трудового договора. Они касаются порядка ведения электронного документооборота при приеме на работу сотрудников. Подписание трудового договора на электронной площадке обезопасит гражданина от неправомерных действий в отношении него, - пояснил изменения в законодательстве Олег Новиков
Если вы решились на работу вахтовым методом, то воспользуйся информацией специалиста и обезопасьте себя от необдуманных действий.
Что такое электронный документооборот?
В сфере трудовых отношений под ним понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, - сообщил собеседник. - Электронный документооборот может осуществляться с помощью Единой цифровой платформы "Работа в России" (доступ к ней, в том числе, можно получить и на портале Госуслуг) или информационной системы работодателя, позволяющей обеспечить подписание электронного документа, его хранение, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений.
В Свердловской области Единая цифровая платформа будет работать с 1 января 2022 года. Ряд госуслуг в области содействия занятости населения будут предоставляться на этой платформе. А в полной мере пользоваться платформой, в том числе заключать там трудовые договоры, можно будет только с 1 сентября 2022 года.
*Федеральный закон от 22 ноября 2021 г. № 377-ФЗ
Вид на море с высоты 52 метра при строительстве порта на Таманском полуострове завораживает. Но сильные, промозглые осенние ветра уносят здоровье. Фото: Сергей Юрьевич К.
Укладка обогревающих кабелей на Ачинском газовом месторождении шла в дикие морозы. Без очков стекленели глаза. Фото: Сергей Юрьевич К.