Мы привыкли видеть их всегда нарядными и красивыми, в парадной обстановке. Нам знакома праздничная сторона их жизни, потому что в этом и есть ее смысл – творить праздник.
Один из них, культработников Артемовского, сказал мне: «Ну что – повседневная работа специалиста? Скучно! Вот если бы художественный руководитель на цирковом канате повис – вот это интересно!» Да, кто-то ищет новые формы, появляются необычные танцы, цирк со звездами и т.п., и некоторым постановщикам блестяще удаются новшества и неожиданные повороты.
Но профессионализм не обесценивается, самодеятельное искусство под чутким руководством истинных служителей культуры может создавать шедевры и в привычных формах. Достаточно посмотреть на наших мастеров культуры, которые находят в себе потенциал для достойной работы и новых ее направлений при этом.
Вспомним театрализации Ирины Костенко на городских праздниках и сцене ДК “Энергетик”, театральный фестиваль, где блистали несколько команд самодеятельных артистов, отточенные до идеала движения танцоров народной “Сосновоборочки”, ведомой к победам Ириной Елисеевой, мощный Покровский хор, нашу гордость, “Младешеньку”, искренний и радостный хореографический ансамбль Ольги Сокуренко. Можно еще перечислять.
25 марта отмечался профессиональный праздник - День работника культуры. Мы решили спросить у нескольких представителей большой команды -- что для них эта бесконечная работа в праздник, а также показать людей, которые обычно “за кадром”, но чей вклад как зеленые травы в букете, без которых цветочная композиция таковой не станет.
Должны же и эти люди когда-нибудь отдыхать! Но нет, на сцене ДК «Энергетик» вовсю идет репетиция. Ее сменяет другая, третья. Вот на сцене хореографы, затем театралы, позже придет вокальный ансамбль «Овация». Мы беседуем с Ольгой Сокуренко, пока дети из театральной студии «Кураж» (руководитель Ирина Костенко) готовятся к занятию.
- Сегодня у нас по плану – отработка хореографических заставок, поэтому репетицию провожу я. Готовится к выходу новый спектакль «Из жизни овощей», так что каникулы у ребят только в основной школе, а здесь занятия по расписанию, - говорит руководитель.
- Ольга Сергеевна, всем собеседникам сегодня я задаю три классических вопроса: «Что вы считаете главным в своей работе?» «Самый яркий момент в трудовой биографии»и «Пожелания себе и коллегам – работникам культуры».
- Что самое главное? Главное – чтобы номер звучал! Дети своими возможностями сами подают нам идеи, и главное, чтобы идея состоялась, прозвучала. Самый яркий момент – это захлестывающие эмоции, когда на конкурсе в Санкт-Петербурге «Младёшенька» стала чемпионом России. Это был наш «космос», выше уже некуда. Всем работникам культуры я желаю открывать новые горизонты, осваивать то, что раньше было неподвластно, быть всегда в поиске!
Казалось бы, самое простое – это крутить кино. Готовенькое, включил – и спи, отдыхай. Никогда так не бывает! В буланашском ЦКиК «Родина» творческие идеи кипят и рвутся в жизнь. Культработники придумывают профилактические кинопрограммы с раздачей буклетов и демонстрацией социальных роликов; участвуют в российских и областных киномарафонах с диспутом после сеанса; проводят кинолектории по самым актуальным лентам.
Наш визит пришелся на смену киномеханика Ивана Антипина. Его трудовой стаж в этом учреждении - с 2016 года, когда в «Родине» появилось новое, современное 3D-оборудование. Сеансы идут непрерывно, с 9 утра и до поздней ночи. Фильмы на любой возраст, вкус и цвет.
Я задаю собеседнику те же три вопроса.
- Главное, чтобы не подводила аппаратура, - говорит Иван. - А что зависит от нас, мы делаем. Самое яркое время – это новогодние праздники, каникулы. Тогда много зрителей, детей. Веселее, интереснее работать. Всем коллегам желаю творческих успехов, развиваться, быть креативными, всегда оставаться на позитиве!
От себя хочу заметить, что в стране наметилась хорошая тенденция – в культуру идут мужчины. Артемовский не отстает!
Сказав «Театр начинается с вешалки», К.С.Станиславский имел в виду и гардероб при входе, и общую культуру зрителя. Но весьма важную роль играет и та вешалка, на которой размещается сценический костюм. Встречают все-таки по одежке. Сначала зал ахнет от великолепных одеяний, а уж потом станет прислушиваться к тексту или музыке.
Почти тридцать пять лет во Дворце культуры им. А.С.Попова восторги публики по поводу костюмов не утихают благодаря труду Елены Марковой. Слава мастера своего дела влечет заказчиков и из других учреждений, и богатейшая костюмерная района делится своим арсеналом. Отвечая на мои вопросы, Елена Анатольевна сказала:
- Главное, чтобы твое творчество было созвучно замыслу руководителя коллектива и пришлось по вкусу артистам. Чтобы результат получился гармоничный. Одного какого-то яркого момента выделить не могу, всякий раз надеешься, что сейчас все получится лучше, чем было. Главная работа идет не за швейной машинкой, а в голове, причем круглосуточно. Коллегам желаю искать и удачно находить; гореть, но не тлеть. Прозябать на нашей работе нельзя, поэтому желаю, чтобы сбывались яркие мечты!
Как видим, пожелания коллег друг другу единодушны. Собственно, именно так оно и происходит. Талант и вечный поиск, помноженные на труд. Без выходных, без ссылок на трудности, без права на каприз. Мероприятие сорвать нельзя. Такая вот непыльная каторжная работа. Если потребуется, работник культуры может и забраться на канат, и нырнуть с аквалангом. Главное, чтобы красоты в мире от этого прибавилось.