Недавно мы рассказывали о встрече, которая состоялась на одной из радиостанций Свердловской области. Тогда у известного интервьюера Максима Путинцева побывали директор птицефабрики «Артемовская» Алексей Решетов и глава регионального Центра Компетенций Алексей Кувалдин.
Беседа была продолжительной, но очень интересной. Закончили мы разговор в прошлой публикации на моменте, как работники Артемовской ПТФ настороженно встречали молодых специалистов, которые пришли вершить перестройку в умах людей и на производстве. И главным их вопросом было – сколько стоят услуги приезжих помощников.
Сегодня публикуем вторую часть разговора.
Алексей Кувалдин: Поговорили с людьми, объяснили, что во-первых - эта помощь бесплатная для предприятия - все-таки национальный проект. Во-вторых, рассказали на каких промышленных, не промышленных, сырьевых, логистических и торговых предприятиях побывали. Люди задумались и сказали: «Ну ладно, хорошо, поверим, раз говорите, что там были и там были». Уровень доверия повысился.
Максим Путинцев: Конечно.
Алексей Кувалдин: Некоторые сотрудники стали даже приходить и говорить: «А вы у нас давно не были, зайдите к нам. А у нас там ничего не меняется за последний месяц».
Максим Путинцев: Люди привыкают к изменениям и в дальнейшем начинают их требовать?
Алексей Кувалдин: Да. К примеру, есть такой инструмент организации рабочего места - 5 С. Наверно, кто-то про него слышал, но в разных форматах. Если правильно его применять - очень хорошо помогает, и людям, чтобы облегчить жизнь, и в целом предприятию помогает выстраивать новую культуру труда. У птицефабрики часть этого инструмента уже была и работала. Это - к слову о сложностях проекта.
Такие предприятия, как «Артемовская» работают по стандартам отрасли - они очень строгие. Взять тот же ХАССП. Это стандарт, который показывает, какие должны быть требования к санитарно-гигиеническим условиям труда и производства. По сути своей – это элементы инструмента 5С, в котором есть пункт - содержи в чистоте, а у птицефабрики цеха по умолчанию каждый вечер покрываются мыльной пеной - отдраивается и дезинфицируется до блеска.
Добавляли уже в их режим работы свои интересные моменты. Расскажу, что происходит с обновлениями. Мы изменили, человек привыкает к обновленному процессу, он приходит и горит «у меня ничего не меняется, мне хотелось бы что-нибудь получше». И тогда мы показываем фото, сделанные до и после изменений. Люди вспоминают и соглашаются, что раньше было по-другому. Это очень классно, когда люди настроились на перемены и хотят постоянно чего-то новенького.
Максим Путинцев: Артемовская птицефабрика какие результаты получила? Какими конкретными цифрами можете поделиться, чтобы прокомментировать насколько эффективным оказалось ваше взаимодействие с РЦК?
Алексей Решетов: Цифры говорят сами за себя - начнем с показателей. Время протекания процесса, измеряемое в минутах. Это тот период, который требуется для создания продукции - от начала до конца. До проекта оно составляло -1727 минут. Цель которую мы ставили - добиться 1000 минут. По факту преодолели целевой показатель - создание продукта у нас получилось за 820 минут.
Максим Путинцев: Ускорили вдвое получается. Нормально!
Алексей Решетов: Следующий показатель - запасы в потоке, которые у нас остались неиспользованными. Цель была их сократить, потому, что все, что находится на складе - это деньги, а деньги должны работать, соответственно нужно со склада их убирать – реализовывать. До проекта запасы составляли 6 500 килограмм. Целью было снизить до 4200, по факту и эту планку мы преодолели и достигли показателей в 4130 килограммов.
Запасов сократили на треть. Выработка увеличилась - до проекта она составляла 67 килограмм на человека в час. Целью мы ставили увеличить показатель на 10 единиц. Увеличили его на 13 единиц. В совокупности всех мероприятий, цели, которые были поставлены, мы достигли. За полгода реальный экономический эффект, плюсом к основному, составил 4 миллиона 600 тысяч рублей.
Максим Путинцев: Вы довольны этими результатами, может настраивались на большее?
Алексей Решетов: Я доволен, но и понимаю, что можно идти дальше. И мы пойдем.
Максим Путинцев: Это только начало великого пути, получается. Алексей, ваш комментарий к вышесказанному.
Алексей Кувалдин: Добавить нечего.
Максим Путинцев: Цифры говорят сами за себя
Алексей Кувалдин: Мне кажется Алексей Николаевич сейчас поскромничал.
Максим Путинцев: Говорите, как уж есть
Алексей Кувалдин: Озвученные цифры были на момент завершения проекта, а сейчас прошло полгода, и предприятие на месте не стоит.
Максим Путинцев: Вы работали во втором полугодии 2021 года.
Алексей Кувалдин: Да, с июля до конца декабря.
Максим Путинцев: Уже полгода прошло с того момента
Алексей Кувалдин: Сейчас «Артемовская» полностью в самостоятельном плавании. Если посчитать эффект от того, что они самостоятельно внедрили, я думаю, он будет более существенным.
Максим Путинцев: Алексей Николаевич, можете рассказать о реакции сотрудников. Сначала на те изменения, которые предлагались в начале, и теперь - как люди существуют, уже в новой парадигме постоянных изменений.
Алексей Решетов: Сотрудники довольны проведенным мероприятием, положительно отзываются о команде РЦК, об изменениях. Команда РЦК ввела интересную процедуру в работу – обратная связь от сотрудника. Любой работник, на определенном месте может подойти и записать проблему. У нас для этой цели есть доска, которая размещена прямо в цехе. Эта запись будет мной увидена.
Максим Путинцев: Сотрудника за это не накажут, а скорее даже наоборот. Я правильно понимаю?
Алексей Решетов: Все правильно. Получаем предложение от сотрудника, если это повышает производительность, то сотрудник получает поощрение, плюс – сотруднику становится комфортнее работать. Комфорт на работе - прежде всего. Сотрудник, который приходит на работу с настроением - он производителен. Ему комфортно работать, ему нравится работать, он идет на работу с интересом, с хорошим настроением, нежели человек, которого тяготит работа.
Максим Путинцев: Те полгода, которые прошли с момента вашего активного взаимодействия с РЦК, они как прошли, что они показали? Вы ведь сейчас находитесь в свободном плавании, или не совсем правильно так называть?
Алексей Решетов: Взаимодействие продолжается. На все вопросы, которые у нас возникают в ходе текущей деятельности, команда РЦК дает ответы – помогает. Уже без выезда, но по этапам консультация продолжается.
Алексей Кувалдин: Ну вы пока нас и не сильно просили приехать.
Алексей Решетов: Мы боролись с временными трудностями, которые у нас возникли.
Максим Путинцев: Боролись самостоятельно?
Алексей Решетов: Самостоятельно.
Максим Путинцев: А как вообще в дальнейшем взаимодействие складывается между РЦК и предприятием?
Алексей Кувалдин: Я как выпускающий учитель. Начинается новый проект, и я задействован там, но, если появляются какие-то вопросы в предыдущем - мы их решаем в индивидуальном порядке. Мне можно позвонить и написать в любое время. И если предприятие запускает новые проекты и хочет какой-то помощи, допустим в диагностике - нам можно позвонить и договориться - мы приедем, высадимся десантом на недельку и поможем.
Такие практики есть, причем у соседей Артемовского - они так поступали год назад. Насколько я знаю, есть возможность дополнительной поддержки уже на коммерческой основе - это зависит от того, какие есть запросы у предприятия. Но это уже следующий этап по взаимодействию.
Максим Путинцев: Алексей Николаевич, а какие-то глобальные изменения в работе предприятия произошли или те изменения, о которых мы говорим, они носили скорее локальный характер - в отдельных цехах, на отдельных производствах.
Алексей Решетов: Конечно, произошли. Изменились подходы, в первую очередь к планированию, к снабжению фабрики. Раньше, мы в начале года ставили себе показатели, это были сухие цифры - в объемах выручки. Теперь планируем деятельность более детально. Нас научили декомпозиции целей, научили строить дерево целей. Сейчас мы ставим глобальную цель, разбиваем ее на множество маленьких частей – целей, которые в совокупности приведут к годовому целевому показателю. Стало просто планировать, эффективно добиваться этих целей маленькими шажками.
Максим Путинцев: Это важная история, ведь в последние месяцы мы оказались в новой экономической ситуации. Те подходы, те варианты решения проблем, которые были предложены в ходе взаимодействия с РЦК, насколько они применимы сейчас?
Алексей Решетов: На сто процентов. Детальное планирование – применимо. Измененное мышление сотрудников – работает. Если раньше, в благоприятной экономической обстановке, считали маржинальность конечного продукта, сейчас мы все больше обращаем внимание на маржинальность состава этого продукта. В условиях дефицита сырья, например, возьмем специи. Мы смотрим какие затраты идут именно на этот продукт на килограмм выпускаемой продукции. Если раньше выпускали один бренд товара, в который входило большое количество этих специй, сейчас смотрим по-другому - уменьшить специи и выпустить другую линейку товара, которая будет такая же вкусная, полезная, натуральная, но с меньшими затратами в этой части.
Максим Путинцев: Думаю, это вам помогает сейчас.
Алексей Решетов: Конечно. Мы постоянно находимся в поисках нового, ищем чем мы можем удивить потребителя, чего не встречается еще у мясоперерабатывающих производителей на нашей территории. Раскрою маленький секрет. Надеюсь, что в скором времени образуется некий тандем двух птицефабрик – «Артемовской» и «Ирбитской». Соседнее предприятие выпускает пищевое яйцо, и мы рассматриваем реализацию совместного проекта - приготовление готовых полуфабрикатов, как, например, пицца - только разогрел. Но это будет – яйцо. Возможно такая линейка продуктов появиться скоро на прилавках.
Максим Путинцев: В общем, стараетесь действовать на опережение - на шаг вперед, несмотря на то, что экономическая ситуация несколько затуманенная и непредсказуемая
Алексей Решетов: Это неизбежная часть пути к успеху.
Максим Путинцев: Алексей, вы на разных предприятиях работаете, внедряете изменения. В этом смысле, Артемовская птицефабрика, по сравнению с другими подобными предприятиями как себя показала? Поделитесь своими впечатлениями.
Алексей Кувалдин: Изначально было сложно.
Максим Путинцев: Ну как везде, и как всегда. Или это было сложнее, чем обычно?
Алексей Кувалдин: Это было сложнее, потому что раньше с пищевой сферой я не работал. Тут появлялись какие-то рамки, в которые надо было себя вписать. Но мне очень помогла квалификация команды, именно которая образовалось на птицефабрике. Я понимал, что они изначально были крутые, а сейчас у них появились новые способы, как вести бизнес, само производство внутри в своей кухне. Мы же не можем охватить все сразу за эти вот полгода. И у меня даже появилась гордость, что эти классные люди могут дальше работать самостоятельно - полностью автономно.
Но это не означает, что я буду против, если мне кто-то позвонить и спросит, чем заниматься дальше и в каком направлении двигаться. По итогу нашего присутствия мы составили детальный план, что дальше делать, в каких направлениях развиваться. Та же логистика, плюс у предприятия есть запрос на оптимизацию процессов выращивания цыплят. Мы в рамках проекта не могли эту часть охватить, они теперь могут. И мне немножко завидно.
Максим Путинцев: Нет того процесса, который не требовал бы оптимизации – наверное, так.
Алексей Кувалдин: Конечно.
Максим Путинцев: И к нему можно применить этот проектный подход, о котором вы рассказывали - некий общий принцип. Мне кажется это важная вещь, о которой вы нам рассказали. По большому счету, не важно о каком предприятии идет речь, какова специфика его деятельности. Те подходы, принципы эффективного бережливого производства, которые вы внедряете, они подходят всем, вне зависимости от того, чем занимается предприятие - выращиванием цыплят или производством стройматериала
Алексей Кувалдин: Внутри любого предприятия есть процессы перемещения – информации, материального сырья и т.д. У нас даже офисные процессы участвовали в проекте.
Максим Путинцев: И тоже оптимизировали?
Алексей Кувалдин: Да. Люди думают, что там оптимизировать, вроде нет килограммов, которые надо почистить, порезать, обточить, переложить упаковать, а нет - все равно найдутся задачи по сортировке каких-то файлов. В любой процесс можно влезть и найти в нем то, что приносит ценность.
Максим Путинцев: И то, от чего надо избавляться.
Алексей Кувалдин: Есть потери – то, от чего избавиться необходимо. То, что ресурсы потребляет, а ценность не добавляет.
Максим Путинцев: Спустя полгода после завершения проекта, как бы вы оценили работу команды Артемовской птицефабрики?
Алексей Кувалдин: На пять с плюсом.
Максим Путинцев: По сколькибальной шкале, уточню на всякий случай?
Алексей Кувалдин: По пятибалльной.
Максим Путинцев: Алексей Николаевич, вас хвалят. А почему, Алексей, поясните?
Алексей Кувалдин: Наверное, важно не то, как они работали пока я был там. А то, как работают сейчас. Недавно было областное мероприятие, куда приглашаются предприятия, которые очень активно участвовали в проекте. Были там Алексей Николаевич с его коллегой Романом Александровичем. Я начал спрашивать, что нового у них на производстве, так они мне в ответ выкатили огромный список улучшений. Я стоял и от удивления у меня челюсть опускалась. Это при том, что я знал, что они изначально планировали. Очень здорово, именно в плане продолжения работы - они молодцы, и я горжусь тем, что с этой командой работал.
Максим Путинцев: Алексей Николаевич, как у вас впечатления?
Алексей Решетов: Исключительно позитивные - от работы и от продолжения. РЦК помогли на всех этапах, научили нас. Сейчас у нас есть свои тренеры в команде, которые могут эффективно применять принципы бережливого производства, учить этому людей. Ну и Алексей уже сказал, что добились хороших результатов.
Максим Путинцев: В ментальность сотрудников удалось внести изменения?
Алексей Решетов: Конечно.
Максим Путинцев: Теперь люди действительно по-другому относятся?
Алексей Решетов: И относятся по-другому и вносят какие-то свои предложения и уже сами хотят идти вперед - не стоять на месте
Максим Путинцев: Это замечательно! Алексей, по национальному проекту, которые уже несколько лет существует, каковы ключевые цифры у нас в Свердловской области. Посоветуйте, как в нем принять участие? Вполне возможно, что кто-то задумался о том, что неплохо бы было пригласить, бесплатно - это важно подчеркнуть, сторонних наблюдателей, экспертов, которые помогут разобраться с эффективностью тех процессов, которые идут на предприятии и помогут изменить и увеличить эффективность производства. Проще говоря, если кому-то стало интересно, первый шаг, он какой? Куда идти, куда звонить?
Алексей Кувалдин: Первый шаг. Есть такая платформа Производительность.рф. Это основной портал, на котором собран максимум информации о национальном проекте. Если там зарегистрироваться, перед предприятием открываются различные возможности. Начиная от индивидуальных консультаций, заканчивая обучающими курсами.
Сейчас конкретные цифры. В Свердловской области этот национальный проект реализуется с 2019 года. За этот период около 200 предприятий получили поддержку по улучшению процессов на заводах, офисах - в зависимости от специфики. На данный момент существует пять базовых не сырьевых отраслей, предприятия из которых могут участвовать в проекте. Это обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт, строительство и торговля. И есть основные условия - годовой оборот предприятия должен быть минимум 400 миллионов рублей, и доля участия иностранных резидентов не должна превышать 50 процентов.
Самое главное, на что мы обращаем внимание - на «заряженность», понимание что предприятию нужно. К нам приходят очень сильные предприятия, с серьезными достижениями и зачастую говорят: «Мы улучшались, мы классные, но в какой-то момент мы поняли, что достигли потолка».
Максим Путинцев: Помогите нам его пробить?
Алексей Кувалдин: Нужен взгляд со стороны, чтобы пробить этот потолок. Они знают все идеально, но нужно что-то новенькое – подтолкнуть их чуть-чуть, а дальше команда начинает работать самостоятельно. В этом плане, точка входа – заполнение заявки на портале Производительность.рф.
Команда РЦК - часть большого национального проекта. Мы осуществляем выездную экспертную поддержку и помогаем справляться с теми потерями, которые есть. Помимо этого, есть и льготное финансирование для тех, кто успешно прошел фазу реализации проекта, есть помощь с административными барьерами, есть даже некоторые налоговые льготы для участников этого проекта. Я все рассказывать не буду, потому что это очень долго.
Максим Путинцев: Главное - наметить основные направления.
Алексей Кувалдин: Нужно понять, что хотим, зачем нам это надо, и welcome.
Максим Путинцев: И специалисты под эти цели обязательно найдутся. Они в РЦК есть и для этого они и существуют. С каким настроением дальше будете работать?
Алексей Решетов: Двигаться только вперед, развиваться, повышать производительность, темпы роста этой производительности, модернизироваться - искать что-то новое.
Максим Путинцев: Я не сомневаюсь, в том, что пример Артемовской птицефабрики, и те вещи о которых вы рассказали, сподвигнут многих бизнесменов, руководителей предприятий заинтересоваться национальным проектом «Производительность труда» и попробовать свои силы в нем. Тем более, еще раз подчеркнем тот факт, что это – бесплатно. Попробовать пригласить к себе экспертов, специалистов, которые посмотрят, как выстроены те или иные процессы, дадут свои рекомендации и, самое главное, посеют зерно постоянных изменений - изменений к лучшему, которые в дальнейшем на этом предприятии останутся и прорастут.