Работа и жизнь этого педагога из п. Буланаш складывается как кубики лего в одну большую систему, где каждая мысль — это деталь, а любовь к своему делу — это вращающий механизм.
В кабинете Татьяны Геннадьевны Юнусовой много макетов, коробок с разными мелкими деталями, а еще самодельные декорации, на фоне которых стоят собранные роботы.
Татьяна Геннадьевна — педагог в «Центре образования и профессиональной ориентации» п.Буланаш: преподает занятия, на которых вместе с ребятами изобретают роботов. Удивительно, как из отдельных деталек ребята создают маленькие копии машин-помощников с искусственным интеллектом. Но не только изобретатели вселяют в механизм жизнь, но побеждают со своими разработками в конкурсах разного уровня.
Именно формирование соревновательной среды в игровой форме Татьяна Геннадьевна считает важной составляющей занятий с детьми.
С данной темой педагог приняла участие в областном конкурсе на соискание премий Губернатора Свердловской области.
Татьяна Геннадьевна в числе двадцатки лидеров прошла первый этап, в тройке - второй этап и вышла в финал.
- В этом конкурсе я участвую уже третий раз. В первый раз я даже в 20-ку победителей не попала. В этом году я дала учебное занятие «Джойстик: управление роботом». Для детей важен какой-то яркий момент, поэтому я заранее подготовила костюм робота. Я не давала указаний "ты делай так, а не иначе", а играла с ребятами. Возможно, поэтому все дети справились с заданием минута в минуту. Такая позитивная атмосфера вывела меня в третий этап.
На финальном этапе, который прошел на площадке детского технопарка «Кванториум. Екатеринург» 21 октября, Татьяна Геннадьевна провела мастер-класс "ROBOбатл" для молодых преподавателей, студентов ВУЗов.
- Целью моего мастер-класса было показать и научить молодых специалистов, как интересно и ярко можно готовить детей для участия в конкурсах. Это и командная работа, и четкое выполнение конкурсного задания, и работа в ограниченных временных рамках. В подготовку нужно включать интересные моменты, максимально приближенные к детскому восприятию: герои мультфильма, музыка, сюрпризные моменты и, конечно же, поощрения, - рассказала педагог.
Ранее Татьяна Геннадьевна доходила только до II этапа, поэтому участие в финале педагог уже считает победой.
- Всего было 57 участников, но до финального этапа дошли 10 человек. То есть попасть в десятку для меня это уже победа. В следующем году планирую еще раз участвовать, - делится впечатлением наш лауреат.
Конкурсы - это чаще всего и обмен знаниями, опытом, но не в этот раз:
- Не очень понравилось то, что участники заходили по отдельности в кабинет, где оценивала комиссия. Поэтому нас лишили возможности посмотреть работы других педагогов.
Берет гордость и радость, что наши дети могут заниматься у лучших педагогов. О звании "Лучший" говорят не только цифры (в рейтинге участников конкурса по итогам всех испытаний Татьяна Геннадьевна заняла IV место, уступив III месту всего 1 балл), но и возможность увидеть своими глазами то, как учитель проводит занятия.
- Я даю материал в контексте того, что близко ребятам. Например, с маленькими детьми выбираем такие изобретения: помощник маме, уборщик игрушек, - рассказывает Татьяна Геннадьевна. - А взрослые ребята уже изобретают что-то близкое к их интересам: кто-то беспилотники собирает, кто-то танками увлекается.
Все изобретения обязательно имеют какую-то значимость: для общества, для экологии, для государства, своего поселка и даже семьи.
- Мы нацеливаем ребят делать проект не ради проекта, а решать важные проблемы. Сейчас у детей есть потребность в реализации креативных идей, а мы в центре дополнительного образования создаем подходящие условия.
Участие в конкурсах - это возможность заявить другим о своих идеях, о желании быть полезным:
- Ребята участвуют в конкурсах от муниципальных до международных. Например, на конкурсе "Школьный патент" в прошлом году было два наших победителя. Проекты были творческие: робот-разведчик, «автоматизированная кормушка для моего кота Фили», автоматический калейдоскоп (это устройство для арт терапии для тех, кто плохо видит), проект микроскоп, который на конкурсе «Первые шаги в науку» в Москве занял гран-при.
Молодые изобретатели пробуют свои силы не только в научной сфере, но и в спорте: каждый год ребята презентуют своего робота-футболиста. У него есть мотор, который подкидывает мячик.
Как создаются условия постоянной успешной соревновательной деятельности в кабинете Татьяны Геннадьевны?
- Принцип наших занятий строится по двум направлениям — либо мы творим, либо мы устраиваем мини-конкурсы. Чтобы ребята могли адаптироваться к любым условиям, в ходе занятий мы часто меняем командные группы. Таким образом, дети не боятся защищать свои проекты, а, наоборот, рвутся в бой, к победе.
Но не всегда, конечно, удается быть первыми. Педагогу важно и здесь сформировать правильное отношение к конкурсам, чтобы у ребенка руки не опускались:
- К проигрышам я учу относиться так: это не поражение, а шанс нам доработать наше изобретение. Ведь если эксперты на конкурсе задают вопросы, значит нам дают возможность исправить, улучшить наш проект.
В классе Татьяны Геннадьевны простая игра в лего словно по волшебству превращается в живой механизм. Каждая деталь имеет свое значение, поэтому оснащение учебным материалом — это самое первое условие для развития изобретательности детей.
- Наш директор, Наталья Александровна Холоткова всегда заинтересована в улучшении работы центра. На данный момент учреждение полностью оснащено тремя видами конструкторов для разных возрастных групп: для начальной школы, для средней школы и для ребят постарше, где уже изучаем более сложное программирование. Этого материала хватает.
В современное время роботами уже никого не удивить, настолько они стали привычны в разных сферах жизни людей: в повседневном быту, в банковской сфере, медицине, промышленности и пр.
- Роботы нужны для того, чтобы повысить человеческую производительность, облегчить наш труд, но ни в коем случае не заменить нас. Есть сферы, где без роботов не обойтись. Мы развиваемся, потребности растут, поэтому нужны машины, которые будут помогать справляться с возрастающими проблемами и требованиями, - считает Татьяна Геннадьевна.
Удивительно, что Татьяна Геннадьевна, гуманитарий по типу мышления, легко справляется с разными техническими задачами. Но с другой стороны, именно творческий подход к работе уже 6 лет позволяет ей строить свои занятия так, чтобы они запоминались.
- Примерно в 2016 году, меня отправили на выставку, и там я увидела конструктор. Мне так понравилась эта идея, что вскоре мы тоже закупили для начала самые простые кубики лего, без моторов. Это направление сразу заинтересовало детей. На занятия приходило больше 200 детей в год.
Сейчас в центре дополнительного образования учат создавать роботов два педагога (второй - Сергей Валерьевич Кожевин). Ребяток, желающих заниматься этим интересным направлением, тоже с каждым годом становится все больше. Именно в кабинете Татьяны Геннадьевны Юнусовой происходит настоящее чудо: когда игрушки оживают, а дети получают полезный опыт и новые знания.