«Я сажусь за контроллер локомотива и у меня душа поет», - рассказывает почетный железнодорожник, в прошлом - начальник локомотивного депо «Егоршино» Василий Яковлевич Печерин. И это, наверное, лучшее признание в своей любви к профессии машиниста.
Для тех, кто далек от всех тонкостей этой работы, кажется, что управлять поездом — сплошная романтика. Но посвятивший железной дороге 44 года жизни Василий Яковлевич с уверенностью может сказать — это большой, тяжелый труд, который требует полной отдачи сил.
Вслед за детской мечтой
«Я с детства мечтал стать машинистом. Сам родом из маленького города Петухово Курганской области. С 4 класса ходил по путям. Асфальта тогда нигде не было. Кругом грязь, пыль. А по железной дороге идешь — там всегда сухо и чисто. Все смотрел на проходящие мимо паровозы и тепловозы — так и появилась мечта стать машинистом».
После 10 класса Василий поступил в железнодорожное училище в Кургане. “А в Егоршино приехал после института и уже не один, а с женой и дочкой. Моя супруга тоже железнодорожный работник, связист. Мы вместе получили дипломы и дочь, - смеется Василий Яковлевич. - Здесь нам дали комнату в трехкомнатной квартире с общей кухней. Наверное, если бы я не женился, то вернулся бы в Курган».
Жены тоже на вахте
- Работа сложная, сильно влияет на здоровье, - поясняет Василий Яковлевич. - Не каждый может привыкнуть к изменчивому графику и особенно ночным выездам. Запомнились слова нашего машиниста-инструктора Владимира Павловича Бабкина, Почетного железнодорожника: «Я проработал до пенсии только благодаря жене. Если бы она меня не будила, я бы ни на одну поездку не проснулся».
Трудности, конечно, связаны не только с умением в любой час дня и ночи, а также в любую погоду быть начеку, управлять сложной техникой - железнодорожным составом. Без колоссальной ответственности за жизни пассажиров или за груз, который везешь, машинисту никак. И это тоже “давит”.
- Машинист — последний человек, который может предупредить какое-нибудь нарушение других служб, - говорит о роли человека в кабине локомотива Василий Яковлевич.
И хорошо, если все благополучно заканчивается, но бывают и горестные «уроки», которые еще раз доказывают, что на железной дороге все взаимосвязано, взаимозависимо. Работа железнодорожников очень похожа на движение вагонов в составе. Здесь все важно: от убранного вовремя путейцем костыля с рельс до грамотного выстраивания движения руководителями служб. Поэтому халатность любого из сотрудников недопустима, слишком дорого может обойтись людям.
Немало лет Василий Яковлевич работал ревизором Егоршинского отделения. “Самое сложное в этой работе - расследовать происшествия”, - вспоминает он.
Василия Яковлевич вспоминает случаи на дороге
Забытый костыль. «Трагедия случилась на станции “Малорефтинская”. В голове, в первом вагоне, ехал мужчина - составитель поездов, а локомотив толкал сзади состав из трех вагонов. И вдруг что-то произошло: ведущий вагон подскочил, два — сошли с рельсов, а машинист в этот момент увидел человека на рельсах. Это был составитель поездов. Долго не могли понять причину его гибели. Оказалось, кто-то оставил на рельсах костыль, который стал препятствием движению вагона, а составитель поезда плохо держался, упал... Три вагона и локомотив проехали по нему».
Тысячи светлячков. «Каждый год на путях гибнут и люди, и животные. Был случай: 77 коров и двух быка задавило за несколько секунд. Ночь. Июльская жара. Машинист Валентин Семенович Попов управляет пассажирским поездом (до 26 вагонов в составе), который идет со скоростью 100 км/ч. После небольшого подъема машинист увидел множество «светлячков». Оказалось, это у коров глаза светились от прожектора. Валентин Семенович даже затормозить не успел… Состав врезался в стадо и от столкновения сошел с рельсов. Я, когда на расследование приехал, то ужаснулся: стекло полностью в крови, везде разбросаны куски мяса.
Эти животные пришли с пастбища. Пастух их на ночь отправил в загон, уехал домой и запил на трое суток. Коровы проголодались, сломали перегородку и пришли на железную дорогу. Там ветерок, не так жарко, оводов меньше.
После этого случая машинист продолжал работать, но мне рассказывал, что это место всегда стоя проезжает. А у помощника машиниста случился нервный тик, он уволился и получил группу инвалидности».
Думать как машинист, принимать решения как начальник депо
Василий Яковлевич Печерин в должности машиниста проработал недолго, всего 2 года. Высшее образование открыло ему путь на руководящую должность. Но в любой ситуации он всегда пытался разобраться именно с позиции машиниста и с огромным уважением относился к людям этой профессии. А самое главное: часто ездил на локомотиве с бригадой.
- Когда я стал главным ревизором Егоршинского отделения и заместителем главного ревизора по безопасности движения поездов Свердловского отделения дороги, то значительно сократился брак в работе локомотивного хозяйства: было 140 случаев, а в 1996 году их стало всего 70. Я старался каждый месяц проходить пешком 100 км по железнодорожным путям.
С 1982 по 1987 годы Василий Яковлевич выполнял обязанности начальника локомотивного депо. Хорошо, согласитесь, когда в руководителях находится человек, знающий все тонкости профессии. Машинисты Печерину доверяли.
- У меня был такой подход: любой человек может ошибаться и если эта ошибка не вызвала серьезных последствий, не навредила, я обычно просто беседовал с нарушителем и отправлял его работать дальше.
Как было и как стало
Нет производства — нет грузовых направлений
“Когда я работал начальником депо, было 75 тепловозов. Сейчас их в депо «Егоршино» - 15. При мне было 44 грузовых поезда по направлению на Богданович и Алапаевск, 16 — на Свердловск, 8 - на Тавду. Я должен был ежесуточно выдать 20 локомотивов на грузовое движение. Сейчас практически такого учета нет.
Грузового направления на Свердловск и Тавду вообще нет, сейчас есть вывозное движение, то есть не весь поезд идет с грузом. Вагоны с грузом со станции «Егоршино» идут на Богданович и Алапаевск. Много угля возят на Рефтинскую ГРЭС из Экибастуза. Если электростанция будет работать в полную силу, то ей нужно 12 составов с углем в сутки, то есть примерно по 6 тыс. тонн топлива”.
Объем работы был больше
“У меня работало 1500 человек. Сейчас депо разделили на три части: эксплуатационную (в ней около 400 человек), ремонтную (около 200 работников) и 26 человек занимаются приборами безопасности. А ведь раньше и людей не хватало. Иногда не могли закрыть наряд, чтобы отправить поезд”.
В дорогу - только с колбасой!
“Локомотивным бригадам выдавали колбасу в поездку. Но иногда ее не хватало. Колбасы не досталось — машинисты ночью звонят, отказываются ехать”, - смеется Василий Яковлевич.
Автоматика и условия — лучше, контроля и внимания — больше!
“Сейчас стали выпускать в России очень хорошие вагоны и локомотивы. В Верхней Пышме выпускают грузовые электровозы и «Ласточки», а пассажирские делают на Коломенском заводе под Москвой.
Правила остаются те же, но сейчас в локомотиве больше всяких приборов. Это, конечно, отвлекает машиниста, усложняет ему работу.
В 1960 году, когда я начинал работать в депо Кургана, у нас даже рации не было, поэтому машинисты особое внимание обращали на светофоры. Когда появились рации, то участились проезды по сети.
Или вот еще один элемент «умной автоматики»: в кабине машиниста и помощника периодически загорается лампочка, на которую машинист должен отреагировать, нажав на кнопку. Если ответа от машиниста так и не последовало, то через несколько секунд включается экстренное автостопное торможение.
Сейчас начали вводить автомашинистов. Так что, возможно, что в скором будущем управлять поездами будут роботы. Но это, я считаю, небезопасно”.
Охота! Просто жить
Василий Яковлевич — очень активный и увлеченный человек. Будучи на пенсии, он не захотел разрывать связь с предприятием. Поэтому стал членом совета ветеранов двух отделений. Невзирая на почтенный возраст, ветеран уделяет много сил и времени деятельности общественного инспектора по безопасности движения поездов.
Еще одной неугасимой страстью в его жизни стала охота:
- С 13 лет хожу на охоту. Ношу билет с 1957 года, состою в обществе охотников уже 66 лет. Зимой три недели один жил в лесу. Заблудиться не боюсь: навигатор включаю, и он прямо к дому выводит.
Сейчас Василию Яковлевичу Печерину 82 года. В День машиниста, 31 марта, он вместе с другими ветеранами ездил на торжественное мероприятие в Дом культуры железнодорожников в Екатеринбурге. А домой с праздника возвращался своим любимым способом — за контроллером локомотива.
На праздник Василий Яковлевич надел парадную форму с государственными знаками отличия, среди которых есть две самые высшие для железнодорожников награды: знак «Почетный железнодорожник» и знак «Почетный ветеран железных дорог», который ему вручили в 2019 году.
И самая большая награда для него - гордость детей и внуков.
- Мои две дочери и трое внуков живут за тысячи километров, в Израиле. В социальных сетях «Егоршинских вестей» они увидели мою фотографию со Дня машинистов. Сразу же позвонили, поздравили! - улыбаясь рассказывает Василий Яковлевич.
И мы поздравляем Василия Яковлевича, всех ветеранов и нынешних железнодорожников с праздником в честь одной важной профессии (с опозданием немного). Пусть на вашем пути не будет никаких “костылей” и других препятствий и впереди всем начинаниям - только зеленый.