В Управлении образования АГО в пятницу 14 апреля состоялась акция "Горячая линия". Это день, когда у родителей и учащихся была возможность обсудить со специалистами вопросы об образовании и воспитании.
Предварительно в социальных сетях мы спросили подписчиков, есть ли какие-то проблемы в школах, где учатся их дети? Из 134 проголосовавших 63 родителя (а это 47 %) указывают на нехватку учителей в школах.
Так, например, родители школы №10 написали в управление образование обращение с просьбой разобраться с критической, по их мнению, ситуацией в школе:
- В прошлом учебном году многие специалисты из школы ушли по собственному желанию. Уроки химии начались у ребят только со второй четверти. Уроки информатики не велись вторую четверть полностью. На данный момент учителя химии, биологии уволились, не завершив учебный год. Снова некому будет готовить ребят к экзаменам. На одного учителя идет большая нагрузка, соответственно, он не справляется со своими обязанностями, - с тревогой сообщают родители девятиклассников.
Проблем, которые обозначили родители учащихся школы №10, много. Мы лишь привели в пример одну. По этому и остальным вопросам на данный момент специалисты управления образования ведут проверку, сообщили в ведомстве.
Конечно, когда нет постоянного предметника, то качество образования снижается. Если каждый раз меняются учителя или их нет совсем, то откуда появится любовь и интерес к предмету? Отсюда возникают уже более глубокие проблемы: если до детей нет дела, то и детям становится неинтересно посещать школу. И понятно, когда заинтересованность в качестве образования, в его организации на должном уровне идет со стороны родителей.
На комиссии по делам несовершеннолетних, которая состоялась еще в конце февраля, с родителями проводили беседу по поводу частых прогулов школьников. Количество прогулов приводит в недоумение: например, 14-летний ученик пропустил 189 уроков и на вопрос о причине непосещения школы отвечал: "Не хочу. Иногда бывает лень".
Или еще пример, когда мама постоянно делает уроки за сына шестиклассника. Мальчик уже пропустил 160 уроков. Как-то наверстывать упущенное он не планирует. Вообще в ответах школьников чувствовалось, что им все равно.
Работа специалистов "Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних" как раз направлена на предотвращение и профилактику противоправных действий со стороны несовершеннолетних и по отношению к ним. Поэтому представители комиссии во время беседы со школьником и родителями помогают разобраться в проблеме.
Но по большей части все решается в стенах учебных заведений:
- Вопросов в управление образование поступает немного, потому что, как правило, они решаются в образовательной организации, — сообщает в ответе Марина Леонидовна Ключникова, заместитель начальника управления образования. - О Государственной итоговой аттестации вопросы не поступали. Выпускники прошлых лет, а их 13 человек, кто повторно подал заявление на прохождение ЕГЭ в основной период, получили исчерпывающую информацию при обращении в момент подачи заявления. Выпускники этого года информацию в полном объеме получают в школе.
Удивительно, но во время "Горячей линии" родители, наоборот, не проявили большой активности. За период данной акции поступило всего 10 вопросов, 7 из которых по организации отдыха детей в летний каникулярный период. При этом в управлении образования подтверждают дефицит кадров:
- По-прежнему имеется острая потребность в учителях русского языка и литературы, математики, иностранного языка, начальных классов, физики, химии, - отвечает Марина Леонидовна.
Образование - это как отдельный остров, от которого зависит будущее всего Артемовского района. Почему? Приведем пример. В этом году "Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Н. А. Демидова" выпускает 19 молодых специалистов - учителей начальных классов. Ребята полны энтузиазма, желания делиться знаниями с детьми и быть полезными:
- Мне очень хочется преподавать в школе, именно там я чувствую, что действительно нашла ту профессию, которая мне по душе, - делится своими чувствами к будущей специальности студентка колледжа, Екатерина. - Я хочу быть таким педагогом, с которым детям будет легко общаться, как с другом, но в тоже время которого они будут уважать. На счет того, где именно работать, я пока думаю. А так, конечно, хочется уехать отсюда. Но если не получится, то останусь работать тут.
Обидно, правда, когда талантливая молодежь делает выбор в пользу другого города и будет учить не артемовских школьников?
В управлении образования понимают важность проблемы и предпринимают следующие действия, эффективность которых покажет время:
- Вакансии на 1 сентября 2022 года закрыты за счет внешних и внутренних совместителей, - отвечает Марина Леонидовна Ключникова. - Частично данная проблема решается посредством участия в региональных и федеральных программах поддержки молодых специалистов.
Так, в 2022 года получили единовременное пособие 2 педагога в размере 35 тыс. рублей и 1 учитель в размере 50 тыс. рублей.
Конкурсный отбор учителей, желающих получить единовременную компенсационную выплату по программе «Земский учитель» Министерством образования и молодежной политики Свердловской области в 2022 году не осуществлялся.
В этом году запланировали участие в программе «Земский учитель» 7 школ Артемовского района: № 1 (учитель начальных классов, учитель английского языка); № 2 (учитель русского языка и литературы, учитель математики, учитель физической культуры, учитель начальных классов, учитель физики, учитель английского языка); № 3 (учитель физики); № 6 (учитель русского языка и литературы, учитель математики, учитель истории и обществознания); № 8 (учитель математики, учитель русского языка и литературы);№ 10 (учитель химии и биологии, учитель математики и информатики); № 12 (учитель русского языка и литературы, учитель математики).
Всего в этом году в Свердловской области запланировано финансирование для 34 учителей, прошедших конкурсный отбор по программе. Основные условия для участия: педагог должен прибыть (переехать) на работу в общеобразовательные организации, расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, поселках городского типа, городах с населением до 50 тысяч человек.
- Также по целевому обучению в прошлом году заключены договоры с двумя специалистами по профилям подготовки "География и История", "Музыкально-компьютерные технологии", - дополняет Марина Леонидовна.
И это радует! Значит не все стремятся в большие города. И в наши школы тоже приходят новые специалисты. Например, в школу №16 в течение трех последних лет пришли 7 молодых учителей, которые и сейчас успешно продолжают свою работу.
Каждый педагог больше времени хочет посвящать обучению, общению с детьми, а не заполнять очередные отчеты:
- Очень много сейчас всяких внеклассных мероприятий. Подготовка к ним занимает большую часть времени, - рассказывает молодой учитель физической культуры в сельской школе.
С одной стороны это хорошо: конкурсы, мероприятия, новые молодежные движения и направления делают жизнь в школе разнообразнее и насыщеннее. Главное, чтобы все начиналось с добровольного желания школьников и учителей, не для отчетности:
- Многое делается для "галочки", превращается в формальность. Проводим мероприятия не потому что хочется, а потому что нужно, - говорит педагог.
Говорить всегда легче, чем осуществить. Но все возможно, если создавать нужную атмосферу в школе, на уроках, в педагогическом коллективе, в общении родителей с детьми. Формировать, прежде всего, уважение к учителю и его труду. Тогда в школы начнут приходить новые кадры, а дети вновь будут слушать уроки, как мы раньше, открыв рты, и фраза "лес рук" никому не покажется замечанием, а, напротив, будет звучать утвердительно!