Татьяна Евгеньевна Гетманская, директор «Центра социальной помощи семье и детям» называет учреждение «Центром ненужных детей». И он не пустует. Сюда регулярно поступают новые ребятки. Нет, не на временный отдых, а чтобы жить. Так как их родители почему-то решили, что есть дела поважнее, чем воспитание родных детей - алкоголь, наркотики, веселые компании.
- Сейчас в центре находится 32 ребенка, из них только один сирота, четверо без попечения родителей и почти все остальные - 27 человек- определены полицией по акту безнадзорности, - говорит заведующая отделением социальной реабилитации Юлия Нэфисовна Маслова.
В Артемовском с родителями, которые наплевали на жизнь и воспитание своих детей, работают специалисты Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. На учете в ТКДН состоит 59 семей. Обычно на комиссии, разбирая поведение горе-мамаш и папаш, у которых вынужденно забрали детей, взрослым предъявляют ряд требований, после выполнения которых ребенка готовы вернуть домой. Например, закодироваться, устроиться на работу, встать на учет к наркологу, купить продукты, сделать ремонт в доме или даже просто прибраться. Родители говорят: «Все сделаем!». И на этом обычно все заканчивается.
- Обычно, такие родители вообще прекращают приходить к детям,- рассказывает Юлия Нефисовна. - Или могут заявиться месяца через три с запахом перегара и двумя конфетками. Начинают обещать, что скоро заберут свои любимых детей. И вновь пропадают.
Как правило, в центр дети поступают грязные, голодные, с повышенным чувством тревожности. Нередко следующим испытанием для них становится юридическая потеря родителей, которых лишают прав. Решение о передаче искового заявления в суд о такой процедуре принимают специалисты Территориальной комиссии и Управления социальной политики №2.
- В прошлом году родительских прав в отношении 22 детей лишили 16 человек. При этом у 16 детей лишены родительских прав либо оба родителя, либо единственный родитель, то есть это те дети, которые остались без попечения родителей, - поясняет заместитель начальника Управления социальной политики № 2 Галина Брониславовна Рукавишникова.
Есть родители, ограниченные в своих правах на уход и воспитание ребенка. Это когда детей по какой-либо причине опасно оставлять с родителями или нет достаточных оснований, чтобы лишить их родительских прав.
- В этом случае родители имеют право общаться с детьми, - поясняет Галина Брониславовна. - В прошлом году было девять таких мам и пап. Их права ограничили в отношении одиннадцати детей: шестеро из них были ограничены в своих правах вследствие поведения, остальные - по состоянию здоровья.
В этом году за последние три месяца были лишены родительских прав семь человек в отношении десяти детей, семеро детей из них стали социальными сиротами. У троих ребятишек лишили прав только одного родителя, второй имеет право на воспитание.
Только представьте: каждый месяц 2-3 ребенка становятся сиротами...
За что им такое? В чем они так провинились, что родители наказывают их своим безразличием, а порой и физическим воздействием?...
Наказание, унижение, издевательства, вовлечение в свои часто преступные деяния - привычные методы общения таких “родителей” с детьми.
- К сожалению, в Артемовском районе есть факты жестокого обращения с детьми. Всех ребят, которые поступают к нам по акту, дома безжалостно наказывали, - говорит Юлия Нэфисовна. - Кого-то не кормят, кого-то бьют, кого-то просто всякими словами ругают. Часто ребенок даже не понимает, почему родитель так его обидел, ударил, выместил злобу, выгнал из дома.
Жестокость всегда порождает жестокость. Ребенок думает так: “Если самые дорогие люди, мама и папа, так делают, значит это могут делать по отношению ко мне и все остальные”.
В истории каждого ребенка в «Центре социальной помощи семье и детям» - своя маленькая трагедия.
- Нужно, чтобы люди знали, что у нас есть учреждения, готовые помочь семье, детям, которым плохо. Ваше неравнодушие к соседям-пьяницам, возможно, спасет ребенка, его будущее, - говорят специалисты Центра.
Расскажем вам несколько таких «маленьких трагедий»
Коля (все имена изменены - ред.)В Центр весной поступил дошкольник. После развода родителей ребенок остался с папой. В этом году маму лишили родительских прав. В феврале ребенка привели в садик с синяками на голове, после чего его доставили в больницу.
После выписки мальчика вернули папе. Но вскоре история повторилась. Мог ли ребенок так сильно удариться сам или это факты насилия? На данный момент это решают следователи.
- Ребенок чувствует себя нормально, - говорит специалист центра. - О папе вспоминает часто, но называет его не «папа», а «отец». Мальчик его любит.
Паша и Антон. 12 сентября в центр поступили два брата-дошкольника, 5 и 3 лет. Дома у них отключили электроэнергию за неуплату, мама злоупотребляла спиртным.
- За все это время она пришла в центр всего три раза. У мамы все хорошо! А дети ее уже не помнят. Или может не хотят помнить.
Витя. Во время нашей беседы Юлии Нэфисовне позвонила тетя еще одного мальчика, который поступал в центр уже несколько раз.
- Ребенок - инвалид. Мама всегда сильно пила. Всю пенсию по уходу за ребенком она пропивала. Потом у мальчика умер отец. Она стала получать еще одну пенсию, по потере кормильца. И, соответственно, больше пить. Потом все-таки мать лишили родительских прав. Но пока решение не вступило в законную силу, она будет продолжать получать пенсию. А ребенок нуждается в реабилитации, в индивидуальном уходе. У мальчика есть тетя, которая постоянно приезжает к нему, привозит одежду, лекарства и сладости.
В центре периодически проводят анонимное анкетирование, где дети пишут, что понравилось, чему научились, чего не хватает. В основном, все дети указывали на то, что здесь безопасно.
Несколько человек отметили, что здесь есть душ, туалет, обстановка в комнате, чего дома не было. Ребятишки охотно делились своими навыками, приобретенными здесь: научился чистить картошку, писать под диктовку, играть на компьютере, читать, носки стирать, заправлять кровать. Все ставили галочку напротив ответа «Здесь мне нравится». Но в некоторых анкетах ниже было дописано: «Мамы не хватает».
- Они все равно любят своих родителей. За все время моей работы здесь, а это 13 лет, был только один случай, когда брат с сестрой хотели, чтобы их маму лишили родительских прав. Дома у них не было света, не было еды, им было стыдно за то, в каком виде они ходят в школу. Здесь они ходили в чистой одежде и им нравилось как вкусно она пахнет.
Но дети вырастают, а вместе с возрастом приходит и понимание.
- Мы хотим, чтобы дети росли в любящей семье, - говорит Юлия Нэфисовна. - У нас сохраняется хороший показатель по передаче детей в приемные семьи. В прошлом году в центре было 23 ребенка без попечения родителей, из них 17 детей мы отдали в приемные семьи, троих — под временную опеку. И сейчас дети, оставшиеся без попечения родителей, все хотят в приемные семьи. На данный момент «Школу приемных родителей» в центре проходят два кандидата.
Татьяна Евгеньевна Гетманская, директор «Центра социальной помощи семье и детям» сказала, что ее любовь к детям зародилась еще в детстве, во время просмотра фильма «Хозяйка детского дома». В фильме сказаны очень важные слова за каждого ненужного своему родителю маленького человечка:
“У нас вообще о детских домах говорят немного. Понимаю, что не очень веселая тема. Но если заговорят, такая сказочная картинка получается! Детский дом! Большая семья! У нас весело, уютно! Но я хочу, чтобы все знали: «Детский дом — это плохо!» Потому что мы, товарищи, не можем заменить детям семью! Я хочу сказать, что воспитывать нужно раньше! Родителей воспитывать! И не тогда, когда их в суде уже родительских прав лишают, это тоже поздно! А в школе, что ли, я не знаю, в классе, где они за партами сидят — все сплошь будущие родители. Вот тут главное не упустить момент! Вот тут нужно готовить к серьезным взрослым решениям!”