Владимир Иванович и Тамара Степановна Шайдуровы вместе уже 68 лет. Их самая главная гордость - это большая семья. А начиналась история не с красивых слов и ухаживаний, но с желания быть друг другу полезными.
Они относились к созданию семьи как к ответственному труду, а к рождению и воспитанию детей - как к своему основному долгу.
Встретились Владимир и Тамара в 1955 году на машзаводе. Молодая девушка работала токарем, а юноша приехал в то время к своему брату и тоже стал постигать все тонкости токарного мастерства. Так и работали всю жизнь: она в первую смену, он во вторую.
Заводской труд их, конечно, объединял. Самые памятные моменты рабочей жизни супруги бережно хранят в фотоальбомах. Владимир Иванович уже сделал не один такой семейный альбом, где есть не только снимки, но и душевные короткие подписи к фотографиям. В них -большая история двух жизней, начиная с первых лет и завершая настоящим временем.
Запомнилась такая фотография. На ней молодые супруги складывают дрова возле дома. Тамара на ней - с красивой открытой улыбкой. Оказывается, эта фотография была сделана в одно из самых трудных времен для молодых супругов. А так и не скажешь.
- Тамара Степановна из большой семьи. Родители ушли из жизни рано, после войны в маленьком домике в Паршино жило четверо детей. В моей семье тоже было девять человек. Никто разбойником не стал, - рассказывает Владимир Иванович. - Жили наши семьи небогато. Никакой свадьбы у нас не было. К Тамаре я пришел с одним армейским чемоданом в руках и сказал, что будем жить вместе. А у нее были только плитка да сковородка.
День 10 июня Тамара и Владимир считают началом своей семейной жизни. “Эта дата на табуретках наших была написана, когда мы сошлись”, - вспоминает Владимир Иванович.
Своего жилья у молодой семьи тоже долго не было, 5 лет жили в чужих квартирах.
Когда родился сын Саша, семья гостевала у бабушки в районе Красной горки: в одной комнате жили молодые с ребенком, на кухне вела быт хозяйка.
- Все бабушке помогали по дому. Спали вместе с сыном на односпальной койке. Мы не из барской семьи, берегли все, что было. Сейчас сын часто мне говорит: «Что старое вспоминать?». А как же не вспоминать? Трудно ведь было, и вся страна так жила. Как-то не говорили о любви, просто вместе трудились для себя и для наших детей.
Возможно поэтому Владимир Иванович так сильно чувствует связь с историей своей страны, со сменой ее главных руководителей. Каждый исторический виток оставил след на их быте, укладе, планах.
За их долгую супружескую жизнь люди у власти в Кремле менялись 11 раз. Но политические изменения и связанные с ними трудности, по словам Владимира Ивановича, не могли разрушить их семью: “Все это влияло на лодырей и лентяев, а мы с женой продолжали делать свою работу. Подстраивались под условия жизни”.
Когда сыну исполнилось девять лет, семья Шайдуровых стала больше, родилась дочь Елена. Воспитанием детей, в основном, занимался глава семьи.
- Честно сказать, растили детей в строгости. Я контролировал их. Говорил им, что пока мы с мамой живы, нас позорить нельзя.
С августа 1957 года по декабрь 1959 года супруги вместе со своими будущими соседями строили многоквартирный дом по ул. Физкультурников: “Вечерами собирались после работы и строили. Так тут и живем”.
В квартире Шайдуровых с обычными ремонтом и мебелью хорошо и по-домашнему уютно. На входе висит портрет Юрия Гагарина. И таких карточек с известными картинами, космонавтами, политиками на стенах квартиры много, они размещены вместе с семейными фотографиями.
- Как такими не восхищаться! Это наша гордость, наша история, на них равняться нужно, - говорит Владимир Иванович, а у самого глаза горят.
Быть увлеченным жизнью, брать пример с самых лучших, уважать свою страну и историю - в этом и есть секрет долгой жизни, как считает 93-летний житель Артемовского, ветеран труда и кавалер двух орденов Трудовой Славы.
А еще нужно уметь правильно относиться к деньгам. Не делать из них - божество. А понимать, что деньги - лишь средство для жизни.
- Я распределял семейный бюджет. Сначала выучили сына, потом дочь. Сейчас многие говорят, что хуже жить стали. А сами залезают в кредиты, чтобы купить машину или очень дорогую квартиру, а после денег не хватает. Я вот до сих пор на велосипеде катаюсь за 66 рублей и меня все устраивает, - рассуждает наш собеседник.
Долгое время семью Шайдуровых выручал сад - 50 лет супруги питались только своей картошкой и другими овощами.
Сейчас у дедушки с бабушкой четверо взрослых внуков и семь правнуков. Они не говорили много лестных слов про них, но их любовь к своей большой семье проявлялась, как и всегда, в желании быть полезными, помогать.
- Мы получаем хорошую пенсию, сразу все распределяем: на питание, за квартиру. Носить есть что, кушать тоже. А остальное все ребятам отдаем.
Если бы мы с бабушкой их не поддерживали, не давали бы денег, в стране еще бы прибавилось несколько бедных семей. Своим детям, я считаю, нужно помогать, чтобы они смогли идти дальше, жить лучше, чем мы. Радость наша, что дети живут нормально и в здравии.
Действительно, Александр и Елена, а затем и их дети выросли достойными людьми, у всех семьи и своя самостоятельная жизнь.
О бабушке с дедушкой никто из родных не забывает, приезжают, помогают.
- Почему еще мы долго живем? Потому мы не вмешиваемся в личную жизнь детей. Как они там? Ругаются или нет - это их дело. Главное, мы ни с кем не в ссоре. Тем более, с зятем или снохой. Между собой тоже живем мирно. Тамара у меня “рыба” по знаку зодиака: ругаешься - молчит, хвалишь ее - тоже молчит, - смеется Владимир Иванович.
В альбоме много фотографий из юности, когда супруги еще работали на заводе. На вопрос: "Какой вы запомнили Тамару Степановну в первую вашу встречу?" Владимир Иванович заулыбался, отыскал на старой фотографии со всеми заводчанами стройную женщину в рабочей одежде и с удивлением сказал: "Так вот же она! Обыкновенная".
Так и есть. Это обыкновенная история о самой простой семье. Поднимаю глаза на стену, увешанную семейными кадрами детей, внуков, правнуков, таких счастливых и любимых, и улыбаюсь. Так вот в чем настоящее необыкновенное богатство Тамары Степановны и Владимира Ивановича Шайдуровых - все понятно.