После внесения изменений в приказ Министерства здравоохранения Свердловской области жизнь артемовских онокобльных изменилась.
Звучит в документе распоряжение так: для “... организации оказания медицинской помощи взрослому населению Свердловской области по профилю «онкология» пациенты Артемовского городского округа для проведения противоопухолевой лекарственной терапии маршрутизируются в “Алапаевская ЦРБ”.
О причинах перемен для онкобольных редакция направила запрос в АЦРБ. Суть ответа главврача Андрея Владимировича Карташова: есть приказ свыше — на этом все.
Показатель заболеваемости онкологией в Артемовском районе за шесть последних месяцев составляет 354,7 на 100 тысяч населения. Как отмечают в АЦРБ, в этом году наблюдается снижение этого показателя на 18% в сравнении с показателями прошлого года.
При этом ежемесячно на химиотерапию в дневной стационар, работающий в поликлинике Буланаша приходили 120 онкобольных. 100 из них - из Артемовского района, остальные приезжали из Алапаевска и Режа. Сейчас ситуация изменилась.
Приказ усложнил лечение не только пациентам Артемовского района. Такая же ситуация сложилась в соседнем Режевском городском округе, где онкобольные также были перенаправлены в Алапаевскую ГБ.
- Лечение в Артемовском районе для режевчан намного удобнее и ближе, чем в Алапаевской больнице. Онкобольные были в восторге от дневного стационара на Буланаше и, в частности, от работы Светланы Брониславовны Евдокимовой, - рассказывает Надежда Владимировна Шорикова, онколог Режевской ЦРБ. - Мы готовы проводить лечение для онкобольных по месту жительства, условия все есть. Но причина в другом. А именно в финансировании, так как лекарства дорогостоящие и они направляются тем больницам, которые выбраны для маршрутизации больных. В данном случае - в Алапаевск.
Это подтверждают и областные СМИ:
- Как сообщили в пресс-службе Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области, «в бюджете фонда в соответствии с программой госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи таким пациентам на 2023 предусмотрено 8,2 миллиарда рублей. При этом, по расчетам, необходимо не менее 10,7 миллиарда, - читаем на сайте «Российской газеты» 5 июля.
С чем связан такой разрыв?
Во-первых, с ростом заболеваемости злокачественными новообразованиями.
Во время пандемии многие люди не обращались к врачам при возникновении болезненных симптом. Сейчас, по словам Надежды Владимировны, благодаря диспансеризации и профилактическим осмотрам, количество пациентов с онкологией возросло.
Во-вторых сами методы лечения заболевания — дорогие.
Так, стоимость одного лекарства нового поколения, которые воздействуют на «молекулярные мишени» (определенные молекулы в опухолевых клетках) составляет больше 200 тыс. рублей.
- В месяц таким пациентам на инъекцию нужно около 250 тысяч рублей, - говорит режевской врач-онколог.
Нашим пациентам в Артемовском районе оставили небольшой список лекарств всего из 14 позиций, которые они смогут продолжать получать по месту жительства. Но эти препараты не так часто используются. Остальные, самые основные, в нашу больницу закупать прекращают. При этом, некоторым пациентам назначено по несколько схем лечения, которые предусматривают получение двух и трех препаратов.
У артемовского пациента Виктора (имя изменено - ред.) метастазы, мужчина очень плохо передвигается, “еле доползал” до стационара на Буланаше. Здесь ему ставили укол с лекарством, которое укрепляет кости. До Алапаевска на это лечение мужчине самому не доехать. Мы поинтересовались, сколько стоит такое лекарство, если приобрести самостоятельно. Одна ампула — 11 700 рублей.
Лекарства для химиотерапевтического лечения нашим пациентам назначают онкологи в Свердловском областном онкологическом диспансере. Поэтому в АЦРБ не ответили, есть ли у пациентов с онкологией какие-то трудности с заказом и получением лекарств для химиотерапии. Сейчас, как понимаем, это не входит в обязанности медиков нашей ЦРБ в соответствии с тем же самым приказом.
Не все так просто и в подготовке к химиотерапии. Нужно сдать все необходимые анализы и взять направление у онколога. Но что делать, если таких специалистов в Артемовской районной больнице теперь нет?
«В настоящее время должность врача-онколога вакантна, ведется поиск специалиста, - отвечает на запрос Андрей Карташов. - Для привлечения кадров руководство «Артемовской ЦРБ» сотрудничает с учреждениями высшего и среднего профессионального медицинского образования по трудоустройству выпускников, участвует в ярмарках вакансий медицинской академии и колледжей, размещает вакансии на сайтах «Работа в России», работает с Центром занятости населения, с кадровыми агентствами областного и федерального уровня».
В июле расторгла трудовой договор с АЦРБ фельдшер Наталья Юрьевна Минуллина, ранее, в ноябре прошлого года, ушла с должности онколога Ольга Оруджаговна Евдокимова.
Поэтому сейчас пациенты с онкологией за направлением на анализы заранее записываются к участковому терапевту:
«Пациенты со злокачественным новообразованием в настоящее время принимаются врачами-специалистами в соответствии с установленным диагнозом», - сообщает главврач.
На Буланаше сейчас работает только один врач дневного стационара, Светлана Брониславовна Евдокимова. Второй специалист этого отделения - Олег Леонидович Елфимов, не так давно уволился. А работы здесь много. Всего в дневном стационаре 55 коек. Из них для онкобольных было выделено 10. Помимо онкобольных, здесь наблюдаются пациенты с другими заболеваниями, ход лечения которых контролируют невролог, хирург, окулист.
Перед курсом химиотерапии пациенты сдают анализы по месту жительства, действительны они всего пять дней. Были случаи, когда пациенты не успевали пройти все обследования и получить готовые результаты. А если еще учесть то, что все находится в разных городах, то успеть за пять дней кажется фантастикой.
Пациент Андрей Андреевич приезжал в буланашский стационар на лечение из Алапаевска, у мужчины меланома. 11 июля он сдал анализы, но приехал только на девятый день после сдачи. В таком случае анализы уже считаются недействительными. Но медики понимают, насколько страшен каждый пропущенный день лечения, поэтому не отказывают пациентам в необходимых процедурах. Хотя за проявленную человечность им могут выписать большие штрафы.
Такие “гонки на выживание” сейчас ждут и артемовских онкобольных.
- Логистики между городами никакой. Допустим, утром рейс есть, а вечером на чем возвращаться? Никого не волнует ( последняя электричка из Алапаевска идет в 16:39 - ред.) Чтобы это решить, нужно обращаться за помощью к депутатам, - считает Надежда Шорикова.
«Организация транспортировки не входит в перечень медицинских услуг, осуществляемых «Артемовской ЦРБ» на основании лицензии», - отмечает в ответе Андрей Карташов.
Да, против приказа не пойдешь, но обеспечить пациентов доступной медпомощью, учитывая тот факт, что она им жизненно необходима, - это ли не самое важное в любой медицинской услуге?
- Пациенты надеются на транспорт до Алапаевска, который будет курсировать хотя бы два раза в неделю, чтобы они смогли подстраиваться под его движение. Пусть и за деньги, - говорит врач дневного стационара Светлана Брониславовна.
У артемовских онкобольных не остается выбора, они все равно будут ездить в Алапаевскую больницу, ведь это для них вопрос жизни и смерти. А борьба за жизнь - стоит всех испытаний. Тому пример - сами люди.
Врачи вспоминают молодого человека из Артемовского, который прошел 32 курса химиотерапии (приезжал на лечение раз в месяц). Боролся с болезнью до последнего дня своей жизни. Его звали Николай.
Привыкнуть можно не только к болезни, плохому состоянию после лечения в коридорах и ожидания в очередях, но и к долгим дорогам. Сложно привыкнуть лишь к своей беззащитности, к тому, что когда кричишь о помощи, тебе не протянут руку.