1 сентября вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации, утвердившее новую редакцию Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Это постановление вызвало волну возмущений с стороны автовладельцев, в связи с тем, что в новом Перечне они усмотрели ограничения, показавшиеся слишком жесткими. В связи с чем 5 сентября глава ГИБДД России Михаил Черников и официальный представитель МВД России Ирина Волк провели пресс-конференцию в пресс-центре МИЦ (мультимедийный-информационный центр) «Известия», где разъяснили некоторые неоднозначные с точки зрения трактовки положения нового перечня неисправностей.
Михаил Черников отметил, что подготовка новой редакции Перечня неисправностей была обусловлена необходимостью приведения существующих положений к нормам законодательства Евразийского союза в данной сфере. Редакция, действовавшая до этого, была сформирована еще в 1993 году и не учитывала темпов развития конструкции автомобилей и применяемых в них современных систем и компонентов, таких как антиблокировочные системы тормозов, шины с индикаторами износа, инерционные ремни безопасности, средства автоматического контроля автомобильных систем и т.д.
Шины
Установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств с зимними шинами весь летний период (июнь, июль и август). Запрещена эксплуатация легковых автомашин категории М1 (пассажирские автомобили с числом не более 8 посадочных мест без учета водительского места) и небольших грузовиков категории №1 (массой не более 3, 5 тонн) без зимних шин весь зимний период (декабрь, январь, февраль).
За нарушение грозит штраф в размере 500 руб., но Михаил Черников пообещал, что инспекторы будут принимать решение, исходя из здравого смысла и особенностей региона: в Сочи, к примеру, в декабре может быть плюсовая температура, зимняя резина не нужна, и штрафовать за ее отсутствие не будут.
Тормозные системы
Отражена норма о запрете эксплуатации транспортного средства с неисправной антиблокировочной системой тормозов (АБС) в случае, если она предусмотрена заводской комплектацией автомобиля. Такая неисправность выявляется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния антиблокировочной тормозной системы.
При этом, отмечается в сообщении МВД, данная неисправность и ранее была обязательной к устранению при допуске транспортного средства к участию в дорожном движении согласно положениям Технического регламента.
Двигатель
Более подробно сформулированы виды неисправностей систем питания и выпуска отработавших газов транспортного средства. Конкретизированы требования к системе питания двигателей, работающих на газобаллонном оборудовании (ГБО). Например, на каждый газовый баллон должен иметься паспорт, оформленный его изготовителем (выдается при продаже вместе с баллоном). При этом не допускается утечка газа, использование газовых баллонов с истекшим сроком их периодического освидетельствования и нарушение креплений системы ГБО.
Обзорность
В части детализации видов нарушений обзорности транспортного средства в новом перечне, по сравнению с ранее применявшимся, изменений не произошло. Положение, согласно которому эксплуатация автомобиля запрещается в случае, если на его лобовое стекло установлены предметы, ограничивающие обзорность, кроме зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла, применялось и прежде. Запрета на использование видеорегистратора, если указанное техническое средство не мешает обзорности, оно в себя не включает.
Руководитель российской Госавтоинспекции еще раз напомнил, что растиражированная новость про запрет ограничения обзорности для водителя не соответствует действительности. Такое требование существовало и ранее. Это не означает запрет использования различных устройств, но при этом они должны устанавливаться так, чтобы не мешать водителю контролировать движение в процессе управления автомобилем, - например, непосредственно перед его лицом.
Кроме того, вступившим в силу Перечнем неисправностей установлены дополнительные требования к автобусам, в том числе запрет на их эксплуатацию при наличии сквозной коррозии и разрушения пола в салоне, а также требования к специальным и специализированным ТС (таким как автоэвакуаторы, автоцистерны для перевозки опасных грузов, автомобили коммунального хозяйства и др.).
- Хотелось бы акцентировать внимание, что запрет эксплуатации автомобиля, в случае наличия неисправности, не подразумевает под собой полный запрет движения. Водитель может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. Исключение — это неисправность тормозной системы, рулевого управления, тяга сцепного устройства, но и фары, и габариты в ночное время, здесь, конечно, двигаться на транспортном средстве опасно, и это может привести к очень тяжелым последствиям, — подчеркнул глава силового ведомства.
По словам Черникова, из перечня неисправностей было исключено более 50 требований. В этот список вошло отсутствие медицинской аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя, неисправность спидометра или индикаторов исправности двигателя. Не будут являться неисправностями, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства, ситуации, когда запасное колесо просто лежит в багажнике и не закреплено стандартным крепежом, повреждения бампера. Так, только из раздела, устанавливающего требования к тормозным системам, исключены более 10 параметров. Аналогичный подход был применен и к иным требованиям.
- Основная задача у нас - это выявить, подсказать. (...) Привлечения здесь не должно быть. Здесь должно быть устранение и помощь оказана сотрудником Госавтоинспекции тому или иному водителю, - подчеркнул Черников.
- Если какие-то вопросы появляются, обжаловать можно в установленном порядке, в том числе и через сайт Госавтоинспекции, - дополнил глава ведомства.
В завершение Михаил Черников отметил, что с 1 сентября для обычного автомобилиста в целом ничего не изменилось ни в части административной ответственности за нарушения, ни в части требований к автотранспорту при его участии в дорожном движении — транспортное средство, как и раньше, должно быть в исправном состоянии. Внешние световые приборы, тормоза, рулевое управление и иные элементы конструкции должны быть исправными и работоспособными.