Самое большое препятствие на пути к успеху — это нежелание работать, считает Ирина Николаевна Гущина, учитель физкультуры школы № 56.
А где, как не на физкультуре, можно научиться преодолевать все свои страхи, ограничения и лень.
Ирина Николаевна проводит занятия для ребят 1-4 классов, а также для детей с ОВЗ. В этих занятиях есть большое сходство - необходимость преодоления. У каждого человека, согласитесь, в большей или меньшей степени есть невидимая скорлупа, мешающая развиваться и двигаться вперед. Учитель физкультуры помогает победить физические, а за ними и внутренние психологические ограничения, которые есть у детей, а значит - перебороть себя:
- Я учу ребят не конкурировать, не равняться на общие нормативы, а становиться лучше, расти над самим собой, - говорит Ирина Николаевна. - Если при сравнении результатов прошлых с настоящими заметен хороший рост, то всегда ставлю железную пятерку, даже если сам норматив сдан на два. Заметила, что дети все время ищут одобрения, внимания к себе. Поэтому я не скуплюсь на добрые слова, радуюсь каждой победе.
В школе № 56 Ирина Николаевна работает с 1995 года. Сейчас с улыбкой вспоминает, как до реконструкции здания приходилось проводить занятия в коридорах и классах, так как ни спортивного зала, ни отдельного кабинета тогда не было. Сейчас же созданы все условия для комфортного занятия физкультурой.
Правда, специального оборудования для выполнения упражнений с детьми с ограничениями в здоровье в школе нет. Здесь учителю помогает смекалка и сильное желание быть полезным ребенку:
- С особыми ребятами заниматься интересно. Первую мою ученицу зовут Маша. Конечно, сначала у меня был шок, - вспоминает учитель. - Я не знала, что с такими детьми можно делать, как им помочь. Но понимала, что для детей с диагнозом ДЦП нужна суставная гимнастика. Потому что у них все мышцы находятся в сильном напряжении. Начала изучать литературу и учиться по видеоурокам. При этом никаких специальных тренажеров и оборудования у меня нет. Использую подручные средства, обычные маты, мячики. Чтобы научить ребенка, например, перешагивать препятствие, нужны специальные дорогостоящие барьеры. Я же просто создаю препятствия из гимнастических палок. Для разминки рук использую контейнеры от киндер-сюрпризов. Но страха, что не получится или что-то сделаю неправильно, у меня нет - я чувствую возможности ребенка.
Занятия с Машей вселили веру в то, что долгим и упорным трудом можно прийти к цели. Даже если она казалась нереальной. Сравнимо с чудом, когда неходячий ребенок начинает делать первые шаги.
- Я шла спиной вперед, а Маша шла на меня. И так весь коридор мы могли пройти. А потом научились забираться по ступенькам, - с улыбкой вспоминает Ирина Николаевна.
В прошлом году закончила школу еще одна ученица с особенностями в здоровье - Анисия. Ирина Николаевна воспринимает каждый шаг таких детей как настоящую победу. Потому что чаще всего для этого им требуются годы усиленных занятий и реабилитаций.
- Я помню эти пять самостоятельных шагов, которые сделала Анисия. Ей очень нравились занятия, поэтому вместо 30 минут урок шел больше часа. Она всегда так радовалась своим успехам. Но азарт появился не сразу, а спустя два года занятий.
Сейчас Ирина Николаевна работает с тремя детьми с ОВЗ. Один из них - уже знакомый нам 10-летний Ваня Скутин с диагнозом ДЦП. В прошлом году он даже не давал притрагиваться к себе, а сейчас занимается и делает успехи. После занятия он так же, как все ученики школы, получает в дневник от учителя большую красную пятерку. И не важно, что Ванюше не угнаться за школьными нормативами. Он сегодня вновь совершил маленькую победу над своей болезнью.
- Сил на занятиях уходит много. Потому что приходится ребят поднимать, переворачивать, крепко держать. А приходят уже достаточно взрослые дети. Даже физически упражнение сделать бывает тяжело, - рассказывает о сложностях работы с неходячими детьми Ирина Николаевна.
И опять же справиться с трудностями помогает любовь к спорту, которая у учителя физкультуры зародилась еще в школьные годы.
- Когда еще сама была школьницей, проводила для местных ребят соревнования, устраивала веселые старты между командами разных дворов. Сама лыжню натопчу, детей на лыжи поставлю и объявляю лыжные гонки. Мама на обед деньги давала, а я не ела в школе - копила ребятам на призы, - вспоминает Ирина Николаевна.
После детское увлечение переросло в большую любовь к своей профессии:
- Родом я из небольшого поселка Бисерть Нижнесергинского района. В Артемовский отправили по распределению после окончания Свердловского техникума физической культуры.
Вне стен школы Ирину Николаевну можно встретить в лесу на прогулке, на спортивных мероприятиях, на лыжне или на сплавах.
- Стараюсь держать себя в спортивном ритме. Больше всего люблю легкую атлетику, лыжи и гимнастику. Но игровые виды спорта тоже приходится проводить в школе по плану. Но все же возраст берет свое, с годами мы утрачиваем превосходные физические способности.
Ирине Николаевне удается передать интерес к здоровому образу жизни своим ученикам:
- В начальной школе нужно успевать увлечь детей, задать им нужный темп. В это время они хотят развиваться, им нравится быть активными. Главная цель занятий - чтобы дети научились поддерживать и сохранять свое здоровье.
Бывает, что большая рабочая нагрузка на учителя и постоянные отчеты сбивают с намеченного курса.
- Если не успеваю вовремя сдать какой-то отчет, начинаю винить себя. А потом сама себя успокою — я же работаю, в первую очередь, для детей.
Успехи ребят, их достижения — это лучшее лекарство для учителя от усталости и профессионального выгорания.
- Когда я вижу результат, у меня появляется желание работать дальше. Во всех классах есть дети-звезды. Например, Витя в третьем классе может метнуть гранату аж на 37 метров. Он скоро дойдет до рекордов школы. Или вот Сережа занимался лыжами, а после школы стал кандидатом в мастера спорта по триатлону. Обижаюсь только на детей, которые способные, но ленятся. А так, в основном, меня дети радуют.
Ирина Николаевна обучает ребят до 4 класса, а после они переходят в большую школу. Бывает трудно расставаться,привыкают друг к другу И к своему первому учителю физкультуры даже старшеклассники при встрече бегут с объятиями:
- Всегда с теплом вспоминаю нынешний 11-й класс. Когда они выпускались из начальной школы, я дома плакала.
Наверное, когда тренером или учителем физкультуры становится женщина, то это может произойти только по зову сердца. Потому что профессия требует большой выносливости, силы воли, требовательности, прежде всего к себе. Но Ирина Николаевна считает, что ей в работе как раз помогает чуткость и внимание к мелочам, умение проявить заботу о каждом ребенке:
- Я всегда обращаю внимание на то, по погоде ли одет ребенок на физкультуру. Может быть, потому что я, в первую очередь, всегда остаюсь женщиной, мамой.
5 октября в стране отмечается День учителя. Мы от всего сердца поздравляем наших педагогов и наставников с этим праздником!
Ваши любовь и вера в детей способны творить настоящие чудеса. Именно вы учите не сдаваться и идти вперед, преодолевая любые препятствия на пути. Учите принимать поражения, как опыт, а победы встречать с открытым сердцем. Благодарим каждого учителя за те бесценные пять первых шагов детей, на которые у вас уходили годы.