Татьяна Валентиновна Пустовалова - медсестра, которая всегда отдавала свою любовь без остатка: семье, родным, работе, своим пациентам. 40 лет она проработала на одном месте - в кабинете онколога Артемовской ЦРБ.
Узнаешь Татьяну Валентиновну поближе и удивляешься, как же эта женщина все успевает? О ней с радостью рассказали нам коллеги по работе и ее родные.
На улице ее редко можно было встретить без больших сумок. Татьяна Валентиновна с самого утра спешила на рынок, чтобы к обеду купить для своей большой семьи из трех мужчин что-нибудь поинтереснее.
За ее столом каждый почувствует себя знатным гостем, потому что она умеет вкусно готовить. Баловала своих мужчин, родных, друзей не ради взаимной отдачи, а просто потому что иначе не умеет. Уж такой она человек - старается для людей.
А жизнь словно каждый раз проверяла Татьяну Валентиновну на искренность, на ее безграничную любовь, терпение, силу. Как будто после очередной утраты спрашивала: "А не обозлишься ли сейчас? И не опустишь ли рук?".
Но Татьяна Валентиновна считает, что в любом, даже самом сложном деле, важно сохранять позитивный и добрый настрой, веру и надежду. И тогда есть шанс одержать победу.
Такой философии она придерживалась в течение 40 лет работы медицинской сестрой онкологического кабинета №1 в Артемовском. Пришла Татьяна Валентиновна на свое единственное за всю жизнь место работы молоденькой 24-летней девочкой.
За годы ее работы медсестрой в кабинете онкологии сменилось шесть врачей. Но были ситуации, когда доктора, например, болели, уходили в отпуск и вести прием было просто некому:
- Тане приходилось сидеть на приеме одной. Можно подумать - да что тут такого! Но это, прежде всего, большая ответственность перед онкобольными. А пациенты многие были тяжелые, - говорит ее сестра Ольга Валентиновна Тунгусова.
Работа в кабинете онкологии - это постоянная встреча с несчастьем, депрессией, страхами.
- Татьяна Валентиновна знала всех пациентов: диагноз, как переносит болезнь и лечение, что назначено и как действовать дальше, - говорит врач дневного стационара Светлана Брониславовна Евдокимова, которой приходилось работать с онкобольными в дневном стационаре.
Для человека, который впервые заходит в кабинет онколога, нужно подобрать правильные слова, поддержать:
- Когда к нам приходили пациенты, то чаще всего сначала у них был шок. Мы старались не давать пациентам унывать. Пытались ухватиться за любую надежду, которую поможет улучшить их состояние здоровья. Никогда не говорили о плохом. На психологов нас не учили, но мне кажется, именно понимание психологии нам помогало настроить пациента на лечение, - о непростой работе врача-онколога и медсестры говорит Ольга Оруджаговна Евдокимова, в прошлом онколог Артемовской ЦРБ, коллега Татьяны Валентиновны.
И медсестра онкокабинета за десятки лет работы не зачерствела душой, не считала свою работу “от сих до сих”, не отвечала равнодушием своим нелегким, порой капризным и нервным пациентам. Их переживания, их состояние и самочувствие она всегда понимала, со временем научилась снимать напряжение, которое едва не физически чувствуется в кабинете онколога.
- Когда пациент уходил из жизни, то родственники приносили в кабинет гигиенические и расходные материалы для людей с онкологией. Так как всегда были те, кто ждет своей очереди на получение, например, бесплатных памперсов. Татьяна Валентиновна звонила со своего телефона и предлагала людям помощь, - рассказывает ее сестра Ольга Валентиновна.
В кабинете онкологии была своя большая картотека. Но для Татьяны Валентиновны - это были не просто карты пациентов. Тетради она аккуратно распределяла по своим местам, бережно относилась к историям, написанным в них.
- Не только знала, у кого где карточка находится, но и даже запомнила, какого цвета тетрадь у пациента, что изображено на ней. Проблем с картотекой, с записями никогда не возникало, - отмечает Светлана Брониславовна Евдокимова.
Большие очереди на прием всегда вызывают у людей негатив и плохое настроение. Для тяжелых онкобольных долгое ожидание в коридоре больницы дается еще сложнее. Также и у врача с медсестрой непрерывный поток тяжелых пациентов забирает много душевных и физических сил. Только представьте: на прием в кабинет онколога бывало по 30-40 человек в день.
И при такой нагрузке профессиональная, грамотная, ответственная медсестра для доктора - первый надежный помощник. Татьяна Валентиновна уважала пациентов, старалась не задерживать их в больших очередях. Сама нередко выходила к пациентам в коридор: кому-то выдаст направление на анализы, чтобы не ждали долго, другого попросит пройти без очереди, так как обратит внимание на его плохое самочувствие. Таким образом время приема сокращалось, и люди не засиживались долго в больнице.
- Иной раз придет вечером и даже говорить не может, так сильно устает, - рассказывает ее сестра.
Врач дневного стационара Светлана Брониславовна Евдокимова считает, что без такой полной душевной самоотдачи медсестры и врача пациентам было бы труднее выздороветь. А в работе с тяжелыми онкобольными затраты дополнительного времени, внимания, участия дают надежду вопреки всем диагнозам и прогнозам.
Не только врач с медсестрой создавали определенную атмосферу для своих пациентов, но и сами онкобольные влияли на настрой специалистов:
- Вспоминали Татьяна Валентиновна с онкологом Ольгой Оруджаговной о молодом человеке, который лечился у них. Заходил в кабинет всегда с улыбкой, "как солнышко", сравнивали они, - рассказывает Ольга Валентиновна Тунгусова. - Еще всегда что-нибудь вкусное приносил. Хозяйственным каким был! Невзирая на свою болезнь, все по дому делал для родителей. Беседку очень красивую из дерева смастерил. Не обозлился на судьбу из-за онкологии. Но все же болезнь его победила…
Когда такое случалось, то Татьяна Валентиновна до последнего момента была рядом со своим пациентом, приходила попрощаться с каждым человеком, которого забрал на небо рак.
А ведь после таких событий, прощаний нужно было вновь находить силы на дальнейшую борьбу за жизни других пациентов. И даже сейчас Татьяна Валентиновна переживает за судьбу онкобольных:
- Газету "Егоршинские вести" она открывает на последней странице, где некрологи, иногда кратко комментируя фотографию, увиденную там: "Это наш пациент", - говорит Ольга Валентиновна Тунгусова.
Когда на работе “и в горе, и в радости”, то коллектив становится, как одна семья. Конечно, доктора ценили в медсестре надежность и опытность. Но долгое сотрудничество с таким жизнерадостным, веселым и общительным человеком, как Татьяна Валентиновна, всегда переходила в крепкую дружбу:
- До моей работы в онкокабинете Татьяна Валентиновна казалась такой строгой, требовательной женщиной, не очень разговорчивой. Но когда я стала работать онкологом, то поняла, что первое мнение о ней сложилось ошибочное, - с теплотой вспоминает Ольга Оруджаговна. - Для меня должность онколога была новой, так как раньше работала терапевтом. Татьяна Валентиновна щедро поделилась своими знаниями. В нашем небольшом коллективе мы никогда строго не распределяли обязанности. Я помогала ей по какой-то медсестринской работе, а она мне. Помню большие годовые отчеты, которые должен сдавать доктор. Татьяна Валентиновна мне всегда помогала их сделать. Она не любила новшества в работе. Когда появлялись новые программы, Татьяна Валентиновна всегда мне говорила "Оля, я уволюсь". Но самое поразительное: она все осваивала, в нескольких программах работала одновременно, не хуже молодого специалиста ориентировалась в них.
Возможно, именно работа, постоянно требующая понимания и терпения, а также онкобольные, продолжающие улыбаться и строить планы на будущее, помогали Татьяне Валентиновне стойко выдерживать невзгоды в личной жизни.
- Моя сестра умела подстроиться к потребностям других людей, к их характерам. Ее муж, когда пришел со службы, был ранен в плечо. Татьяна помогла ему восстановить здоровье. Подняла на ноги двоих сыновей. Ухаживала за больной лежачей свекровью. Утром постряпает оладушек для нее, к обеду все приготовит, а потом бежит к своим пациентам. По выходным мы с сестрой по очереди ухаживали за родителями. Утром я сидела с мамой, а вечером она ехала после работы к ним, - рассказывает Ольга Валентиновна о жизни своей сестры вне работы.
Просто иначе Татьяна Валентиновна не могла. Уж такой она человек, сестра милосердия по своему призванию.