Почтить память репрессированных, вспомнить о них артемовцы собрались 30 октября у памятного знака на ул. Молодежи.
День памяти жертв политических репрессий в России отмечают каждый год в эту дату.
- Годы “Большого террора” (1937-38 гг.) унесли неизвестное до сего времени количество жизней наших соотечественников. Поражают даже официально опубликованные итоги этой компании: 1 344 923 арестованных, 681 692 расстрелянных. Мы должны чтить и помнить тех, кто незаслуженно пострадал и погиб в те страшные годы для нашей страны, - Ксения Михайлова, председатель Совета молодежи, выступила перед возложением цветов к памятнику жертвам политических репрессий 30 октября.
Говорить о тех страданиях и испытаниях, которые выпали на долю нашего народа, очень сложно. Поэтому люди молча подходили к памятнику и возлагали цветы. Эту боль за своих репрессированных или пострадавших от репрессий мам и пап, бабушек и дедушек они свято хранят в своих сердцах.
- Маму с папой отправили в ссылку из Сухоложского района в Уватский район в 30-х годах (это примерно 6-7 часов езды на машине, а в то время люди передвигались на лошадях, - ред). Такую поездку не всем по силам было выдержать, особенно маленьким детям. Многие заболевали. В дороге у мамы умерла дочка, - вспоминает Галина Алексеевна. - Я родилась в 1938 году во время ссылки. Потом папа ушел на войну, с которой уже не вернулся. В детстве, конечно, мы не так серьезно все воспринимали. Все-таки о нас родители заботились хорошо. До сих пор вспоминаю теплые и твердые валенки, которые мне купила мама за 4 ведра картошки.
Еще одну историю семьи, попавшей под колеса репрессий государственной машины, рассказала Нина Сергеевна Мантурова:
- Дедушка был коновалом (ветеринар-ремесленник, который традиционно обслуживал и лечил домашнюю скотину в русских деревнях - ред.). Помню дом, который он сам выстроил, большой, красивый. Все забрали у них. В 30-м году дедушка и бабушка были раскулачены. Дедушку отправили на один год в колонию в Свердловск. Мама моя тяготы ссылки избежала, так как вышла замуж. А бабушку с детьми отправили в Троицк Челябинской области и поселили в барак у кирпичного завода. Только начали там обживаться, как их отправили в Нижний Тагил. Туда уже вернулся дедушка. Потом началась война, где погибли два моих дяди и пропал без вести брат.
Память для ныне живущих — единственная связующая нить с родными, которые пострадали от массового террора в далекие 30-е годы.
—Я родилась в 40-м году. Детьми мы мало что понимали. После, когда уже мне мама рассказывала, когда писала свою родословную, начала узнавать историю своей семьи и своего народа, - говорит Нина Сергеевна.
Председатель Совета ветеранов Ольга Валентиновна Тунгусова вспомнила человека, благодаря которому в Артемовском появился памятный знак, посвященный жертвам политических репрессий - Галину Филипповну Наймушину.
Отец Гали был раскулачен, когда девочке было лишь пять лет. Всю семью выслали в Пермскую область. Там выживали в нечеловеческих условиях, в бараках. В 1937 году отца Галины Филипповны арестовали, а в феврале 1938 года расстреляли в Свердловске как врага народа.
Не один год Галина Филипповна безустанно боролась за реабилитацию и восстановление прав жертв политических репрессий, стала председателем местной ассоциации репрессированных и их родных.
Так складывалась история, что советский народ жил в постоянных испытаниях, перенес много лишений. Но сила духа, воля и характер, любовь к жизни и своей земле — это то, что всегда помогало россиянам переносить трудности, то, о чем мы сейчас не должны забывать.
- Ничего, мы будем жить, - говорит в конце нашего общения с улыбкой Нина Сергеевна Мантурова словно подводя итог воспоминаниям.
Минутой молчания и возложением цветов почтили память о погибших и пострадавших в годы политического произвола жители Артемовского района, члены Ассоциации жертв политических репрессий, студенты колледжа им. Н.А. Демидова, ребята из Юнармии, заведующая отделом по работе с детьми и молодежи И.Л. Автайкина, председатель Общественной палаты АГО Р.А.Калугина, заместитель начальника Управления социальной политики № 2 С. В. Харченко.