С начала года за медпомощью обратились 9 артемовцев, пострадавших от укусов собак. По факту таких в 3-4 раза больше - не все покусанные идут к медикам.
Собаки нападали и домашние, и бродячие (в большинстве случаев). И деньги на отлов псов закончились, а год - еще нет. По информации “Жилкомстроя”, к началу ноября в АГО по муниципальному контракту отловлено 115 бесхозяйных собак. Осталось вроде как еще с десяток.
Денег дадут - отловят еще 20
Очередной “разбор отловов” случился на последнем пресс-часе в администрации, где руководитель “Жилкомстроя” около 40 минут отвечал на вопросы журналистов.
- По случаям с агрессивными собаками в районах станции, автобазы и поселка Березняки “Жилкомстрой” собрал коммерческие предложения на отлов, - рапортовал Андрей Шуклин. - В администрацию направим письмо о выделении дополнительных денег на отлов двадцати агрессивных собак и их содержание в течение шести месяцев.
Директор “ЖКС”, выразив крайне негативное и взволнованное отношение к случаям нападения собак на детей и пожилых людей, отметил, что нужно увеличивать расходы по статье “отлов и содержание бездомных животных”.
- На территории области нет ни одного официального приюта для бездомных животных. Денежных средств на их отлов и содержание не хватает. Все, что были выделены Артемовскому, закончились в этом месяце, - посетовал руководитель “ЖКС”.
Закон велит выпускать на свободу
Но для кардинального решения проблемы необходимо устранить пробелы в законодательстве.
- По закону отловленных собак после стерилизации и чипирования (метка в ухе говорит о том, что четвероногое уже было отловлено - ред.) нужно возвращать туда, где их поймали, - напомнил Андрей Шуклин.
Но после проведенных с ними процедур отловленные и выпущенные на свободу собаки не становятся менее опасными. Скорее наоборот.
И что делать? Участники бурной дискуссии видят выход в массовых наступательных обращениях к законодателям с предложением изменить закон.
Попытки отредактировать неладные положения закона уже были, так как жалобы на собак в Госдуму поступают почти из всех регионов страны. “Нейтрализовать”, а не выпускать обратно отловленных собак недавно предложила одна из фракций Госдумы. Предложение не прошло.
Руководитель “ЖКС” считает, что решение вопроса возможно и при действующем законе.
- Самый лучший вариант - если зоозащитники пойдут в бизнес, создадут ООО или ИП и будут участвовать в аукционах, - говорит Андрей Шуклин. - Тогда им, а не приюту Камышлова, куда сейчас свозят собак, будут выделять средства на обращение с животными. Но я понимаю, что они этого боятся. Конечно, со стороны критиковать намного легче, чем самим идти и отвечать по всем этим законам. Ну и правда, что на предусмотренные финансы много не сделать. Но я же говорю, что администрация пойдет им навстречу и будет всячески помогать вплоть до еды собакам.
Андрей Юрьевич напомнил о совещании в администрации, на котором присутствовала представитель зоозащитников из Екатеринбурга. “Владимир Степанович Арсенов предлагал проговорить вопрос с детскими садиками и школами по поводу отходов для кормежки собак. То есть питание было бы обеспечено”.
На это предложение знающие ситуацию лишь улыбнутся: на отходы столовых стоит очередь, их передают “своим” и благополучно откармливают на них свиней.
Еще одно предложение - учесть и чипировать всех хозяйских собак, штрафовать хозяев за самовыгул псов - Шуклин подверг критике: “Как определить, чья именно собака? Вы побежите за ней следить и выяснять кто хозяин?”
Учет, контроль и штрафы
Справедливости ради скажем, что законодатели своими решениями, а власти некоторых регионов - практическими действиями, все же пытаются обезопасить людей от нападений бродячих четвероногих.
Недавно были внесены поправки в четыре статьи КоАП: по жестокому обращению с животными, свободному выгулу, нарушению содержания животных в приютах. Кроме того, прописаны штрафы для юридических и физических лиц. Уполномоченным органом назначены Департаменты ветеринарии.
Светлана Седухина, общественный инспектор Уральского отделения Росприроднадзора по обращению с животными, участвовала в том памятном совещании в Артемовском. Она рассказала нам свое видение ситуации.
- Механизм есть, нужно просто работать. Со стороны субъекта в связи с изменениями ФЗ №377, в который внесли поправки о дополнительных полномочиях субъектов, у нас, получается, бездействуют наши региональные законодатели. В стране ряд регионов - Московская, Ленинградская, Мурманская области ввели обязательную регистрацию животных.
Отличный пример Москвы: здесь введено обязательное чипирование собак, говорит общественный инспектор. Те, кто заводит собаку обязаны зарегистрировать ее в течение полугода и занести данные в единую базу. “На законодательном уровне регионам дали право разрабатывать дополнительные меры по безопасности граждан и гуманному обращению с животными. Вопрос - когда мы получим эти механизмы”, - размышляет Светлана Седухина.
А вот еще в регионах
Общественный инспектор рассказала об опыте регионов.
- Когда хозяйская собака попала в отлов на самовыгуле и поступила в пункт краткосрочного содержания (ПКС), там чип сканируют, получают все данные о хозяине и его штрафуют. В ХМАО такая практика уже есть, там выписали первый штраф владельцу. Оштрафовать могут на сумму от 3 до 5 тыс рублей. Если собака попадается повторно, штраф удваивается. Регионы механизмы принимают, а у нас пока все молчат.
В Свердловской области полномочия по отлову и содержанию переданы муниципалитетам. Субвенции на их исполнение выделяют через Департамент ветеринарии Свердловской области.
Единственное, что изменилось - методика расчета. Ранее сумма субвенций рассчитывалась по численности населения и умножалась на 23 рубля, выделяемые на собаку. Сейчас методика иная, расчет будет зависеть не от населения, а от количества животных без владельцев. При этом муниципалитеты обязали проводить мониторинг численности безнадзорных четвероногих методом обхода и объезда территории и подсчета увиденных животных. “А деньги выделяют примерно те же самые”, - отмечает зоозащитник.
Раз в квартал областной Департамент публикует данные, поступившие от муниципалитетов. Так, мониторинг по АГО гласит: за 2 квартал - количество маркированных животных без владельцев - 14, количество не маркированных животных без владельцев - 0, количество животных без владельцев, находящихся в местах массового пребывания людей в границах теплосетей и мест накопления отходов, а также в местах, на которые запрещается возвращать животных без владельцев - 0, показатель напряженности ситуации с причинением животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан - 0.
По данным мониторинга за 3 квартал в отчете АГО перед Департаментом ветеринарии СО: количество маркированных животных без владельцев - 4, а все остальные строки с прочерками.
Возникают вопросы по числу отловленных в АГО и чипированных собак: “Жилкомстрой” отчитывается журналистам за 115 отловленных, а Департаменту - за 18 (без учета 1 квартала). То есть варианта два: или в 1 квартале поймали 97 собак, что маловероятно, или, что, скорее всего, нет никаких 115 собак. А иначе где бы их содержали все это время? В Камышлове на 13 ноября есть 16 артемовских собак.
“А постройте свой приют!” “Нет, лучше вы постройте!”
Юлия Лукина, представитель артемовских зоозащитников, напомнила:
- Нашим предложением администрации было создание муниципального приюта. А мы как зоозащитники со своей стороны помогали бы этому приюту, оказывали содействие. Пристраивали так же, как сейчас, собак, помогали в уходе за ними. На заседании в администрации обещали в течение месяца создать комиссию, в которую и нас включат. И на этом все закончилось. С нами никто на контакт так и не выходил.
Сейчас на передержке у местных зоозащитников 25 бездомных собак. Волонтеры содержат их и стараются пристроить в семьи. Но процесс это сложный.
Почему артемовским зоозащитникам не построить приют, спросили мы общественного инспектора Светлану Седухину.
- Легко нас обвинить, что мы вроде пообещали разработать план решения проблемы и молчим. Но за это время со мной никто не связался и не сказал, что вот подобрали вам земельные участки на выбор, что встречи с бизнес-сообществом провели о поддержке в решении этой городской проблемы, - отвечает Светлана.
Можно, конечно, и НКО открыть, и ИП, но вопрос в другом, считает наша собеседница. Как вести отлов собак зоозащитникам и на чем, где специальный транспорт взять? На участке, который может когда-то выделят, нужно построить двухметровый забор с фундаментом и цоколем, карантинную зону, изолятор послеоперационного содержания, зону длительного содержания и так далее. Даже если это сделать на начальном этапе на 20 собак, на это потребуется 2 миллиона.
- Мэр Красноуфимска поднял вопрос на заседании гордумы, обратился к бизнесу и они решили вопрос. Организовали муниципальное бюджетное учреждение для решения проблемы с бездомными животными. Взяли здание, реконструировали его и работают, а зоозащитники им помогают, - приводит пример Светлана.
У нас пока все ограничивается совещаниями, обсуждениями, рекомендациями.