Есть в полиции профессия, призванная ежедневно превращать тайное в явное.
Ее сотрудники должны уметь распутывать самые замысловатые следы, оставленные преступниками на месте происшествия.
А еще - учитывать психологию людей и движение солнца на небосклоне. Профессия сыщиков современности называется эксперт-криминалист и в этом году важная служба отметила уже 105 лет со дня создания.
О том, в чем заключается работа эксперта-криминалиста, как в нее попасть и с какими трудностями приходится сталкиваться, нам рассказал ее представитель, майор полиции Евгений Баченин.
- Евгений расскажи, как ты пришел в эту профессию?
- Когда я учился в Артемовском колледже точного приборостроения, отец подарил мне книгу «Век криминалистики». В ней рассказывалось как развивалась криминалистика, какие методы используются для раскрытия преступлений. Можно сказать эта книга определила мой выбор профессии в будущем.
Затем, в 1992-1993 годах, была служба в армии, которая проходила на космодроме Плесецк. Вернувшись в Артемовский, поступил на службу во вневедомственную охрану. Впоследствии закончил Уральский юридический институт МВД, что позволило мне перейти работать по специальности, к которой я стремился — экспертом-криминалистом.
- У каждой профессии есть свои особенности. Какие требования предъявляет твоя профессия?
- Самое главное требование к эксперту-криминалисту — это внимательность.
Работа сотрудников полиции по преступлению начинается всегда с осмотра места происшествия. Приехав на место, сотрудники полиции начинают работать каждый по своей специализации. Следователь руководит работой всех сотрудников, оперуполномоченный устанавливает свидетелей и личности самих преступников, мы, эксперты, должны найти улики и правильно их зафиксировать.
От того как будут взаимодействовать сотрудники полиции различных служб между собой, от их профессионализма, зависит результат раскрытия преступления.
Сначала мы разговариваем со свидетелями и потерпевшими. Это для того, чтобы создать "картинку" преступления, чтобы ответить на вопросы: что произошло, кто и как проник в дом, как выходили, что выносили, какие следы оставили и так далее.
И постепенно, постепенно идешь по следам преступника, находишь и изымаешь те объекты материального мира, которые он после себя оставил.
Могу привести яркий пример из практики, когда внимательность к мелочам позволила раскрыть серию краж в Артемовском, Алапаевске и Ирбите.
Серия краж из квартир произошла в начале 2000-х на территории Артемовского района. На одно из таких преступлений выехал наш эксперт-криминалист Родион Бабкин. Хозяин ограбленной квартиры, осмотрев свое жилище, сообщил: «У меня в туалет кто-то сходил».
При осмотре уборной и был найден отпечаток пальца, по которому и вышли на преступника. Как оказалось, он справляя свои надобности, снял перчатку с руки и «наследил». По этому отпечатку и вышли на него.
Тогда были раскрыты 27 эпизодов квартирных краж. Преступник передвигался на машине и за день успевал 2-3 квартиры «выставить». Краденое он сбывал в Екатеринбурге. Совокупность собранных доказательств - такие, как идентичные следы орудий взлома, следы обуви и перчаток, привели к тому, что вор признал все совершенные преступления и рассказал куда сдавал краденое.
- Как ты оцениваешь экспертно-криминалистическую службу Артемовского района?
- Наше подразделение считалось в свое время одним из лучших по криминалистическому сопровождению уголовных дел.
В конце 70-х годов в Артемовскую милицию пришел Александр Иванович Семенов, отучившийся по очной форме обучения в Волгоградской школе МВД на криминалиста. У него было семь допусков на проведение различных экспертиз - от почерковедческой до трасологической. Ему выделили помещение и криминалистическое оборудование для перефотосъемки, для изъятия следов.
В начале 90-х в Отделе милиции работали четыре техника и три эксперта. И они всегда были загружены работой «по самое не могу».
В 2004 году, благодаря поддержке руководителя Артемовской милиции Виктора Юрьевича Молдована, у нас появилась система «Сеть», позволившая использовать единую всероссийскую базу учетов МВД. «Сетка» тогда была только в Тагиле и в Екатеринбурге. А в Алапаевске, например, только через 5 лет смогли этого добиться.
- Со стороны, так скажем обывателей, работа криминалиста представляется в основном в поиске отпечатков пальцев, следов, микрочастиц на месте преступления. Так ли это?
- Конечно, поиск отпечатков пальцев на месте преступления, улик и их идентификация - это большой объем работы эксперта-криминалиста, но существуют и другие направления нашей работы.
Специалисты нашей профессии проводят не менее значимые почерковедческую, портретную, фототехническую и трасологическую экспертизы, от результатов которых нередко зависит дальнейшая судьба человека.
В 1998 году в ночное время по дороге с Лесной в поселок Буланаш мужчина на «Волге» насмерть задавил человека. Водитель вызвал ГАИ. Приехала оперативная группа, криминалист провел фиксацию следов на месте происшествия. По ним провели комплекс трасологических экспертиз. В результате это позволило установить, что водитель не виновен. В ночное время освещение было ограничено, водитель не мог из-за этого и из-за погодных условий объехать лежащего мужчину. Тогда был вынесен оправдательный приговор.
Или вот пример из работы эксперта-автотехника, во время моей службы в городе Каменске-Уральском. Перед экспертом стояла сложнейшая задача по установлению обстоятельств ДТП. Тогда мужчина в вечернее время насмерть сбил на машине молодого парня.
Мы выезжали на место через сутки после аварии. Эксперт на месте, в определенное время после заката солнца, замерял расстояние, на котором видно препятствие на дальнем и на ближнем свете фар. Благодаря тому, что мы провели необходимые следственные действия, того водителя оправдали. А мужик уже с котомкой сидел дома и собирался в места не столь отдаленные.
- Сложна ли работа криминалиста?
- Криминалисту всегда приходится учиться, учиться и учиться. Все в мире, в нашей профессии меняется: технологии, преступления, жулики. Сейчас, например, нужно проводить экспертизы, связанные с IT-преступлениями.
Эксперт каждые 5 лет должен подтверждать свою квалификацию, сдавать экзамены на то, что знаешь, понимаешь и можешь работать в этой профессии.
На наших коллегах по закону лежит и повышенная ответственность. В отличии от всех служб, когда расследуется уголовное дело, эксперт единственный, кто дает подписку о неразглашении данных предварительного расследования (статья 310 Уголовного кодекса) и за вынесение заведомо ложного заключения эксперта (статья 307 Уголовного кодекса).
Но хочу еще раз отметить, что раскрытие преступлений зависит всегда от того, как профессионально отработали сотрудники всех служб полиции.
Как пример, расскажу такой случай из практики. Неизвестный проник в квартиру и забрал золотые вещи. В квартире жили мама с дочерью и ключи были только у них. Приехавший на место преступления следователь грамотно организовал работу сотрудников других служб полиции.
При осмотре замка эксперт установил, что он открывался недавно выполненным дубликатом. Оперуполномоченные установили - где был изготовлен ключ. И мужчина из мастерской смог вспомнить, кто заказывал такой ключ. Так вышли на несостоявшегося жениха дочери и смогли доказать его причастность к преступлению.
- Какие плюсы этой профессии видите?
- В моей практике были случаи, когда человек сам себя оговаривал в совершении преступления. Он был пьян и не помнил, что произошло, а свидетели и факты указывали на него. Но, проведя экспертизу, мы устанавливали по уликам, по отпечаткам пальцев, действительного преступника. Подозреваемый был освобожден, а виновный задержан.
Считаю, что если я хотя бы одного человека спас от тюрьмы, значит, уже свою миссию выполнил.
Если ты качественно выполнил свою работу и преступление было раскрыто, а виновный был привлечен к ответственности по закону, то заслуженно получаешь и уважение людей. Причем и от обратившихся в полицию, и от преступников.
- Какой совет дашь молодым людям, которые захотят освоить профессию эксперта-криминалиста?
- В первую очередь необходимо, чтобы у человека было желание работать в этой профессии и понимание - какой груз ответственности лежит при принятии решений. Это, повторю, может определить судьбу человека, и часто не одного, а нескольких.