Новости

Новости

Свердловский врач составил психологический портрет жертвы и рассказал, как мошенники манипулируют нами и как от них защититься

В последнее время мошенничество приобретает все более изощренные формы. Сотни тысяч людей становятся жертвами обмана, теряя имущество и деньги.

Помимо материального ущерба, мошенничество опасно тем, что может оставить глубокий след в душе человека, нанести серьёзную психологическую травму. Как мошенники манипулируют нашими эмоциями и как защититься от их хитростей? На эти и другие вопросы ответил главный профильный специалист Минздрава Свердловской области, руководитель Свердловской областной клиники неврозов «Сосновый бор» Михаил Перцель.

— Михаил Григорьевич, телефонные мошенники, на ваш взгляд, владеют какими-то психологическими приёмами, которые позволяют им манипулировать жертвой?

— Конечно, телефонные мошенники используют целый арсенал психологических приёмов. Это не просто нечестные люди, а зачастую профессионалы, которые изучают человеческую психику и знают, как на неё воздействовать. Всё чаще мошенники стали играть на высоких чувствах: понятии о чести, чувстве долга, альтруизме, профессиональном тщеславии. Поэтому в лапы злоумышленников могут попасть и высокообразованные люди, и даже психологи порой оказываются жертвами манипуляторов.

Преступники используют такие приёмы, как создание ложного чувства срочности: якобы жертва должна действовать немедленно, иначе ей грозит ущерб или потеря, — это заставляет принимать решения импульсивно, без возможности рационально оценить ситуацию. Также манипуляторы могут использовать мифический авторитет, представляясь сотрудниками государственных органов или известных организаций. В ход идут различные эмоциональные рычаги: чтобы заставить жертву действовать в своих интересах, человеку могут угрожать, запугивать его, обещать богатство, известность или другие блага.

— Почему одни люди способны противостоять обману, а другие слепо выполняют все указания: диктуют коды, идут к банкомату даже ночью, отдают наличные незнакомцам? Есть ли какие-то личностные особенности, которые повышают сопротивляемость мошенникам?

— Это очень важный и актуальный вопрос! Действительно, способность противостоять обману может различаться в разных ситуациях. Речь не только об интеллекте или образованности — здесь задействован сложный комплекс личностных особенностей и жизненного опыта. Помимо критического мышления важна эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка (уверенность в себе, невосприимчивость к давлению, манипуляциям, угрожающим компетентности или безопасности). Имеет значение также уровень осведомлённости о современных видах мошенничества.

К сожалению, никто не застрахован от мошенничества, и даже самые осторожные из нас могут стать жертвой профессиональных манипуляторов. Однако развитие критического мышления, эмоциональной устойчивости и знания типичных схем обмана могут значительно уменьшить риск стать жертвой преступника.

— Правда ли, что люди, находящиеся в состоянии тревоги или стресса, максимально уязвимы как перед телефонными мошенниками, так и при личном диалоге с ними?

— Переживание тревоги в какой-то жизненной ситуации, а также общая тревожность могут снижать концентрацию внимания и способность критически мыслить. Человек меньше присматривается к деталям, способен пропустить «красные флажки» и легче поддаётся манипуляциям. В состоянии тревоги люди более чувствительны к эмоциональному давлению. Мошенники используют это, вызывая чувство страха, вины, жалости, чтобы заставить жертву действовать импульсивно. Находящийся в стрессовой ситуации человек, как правило, более доверчив, менее склонен сомневаться.

Всё сказанное подчёркивает важность заботы о своём психическом здоровье. Помните, что в сложные моменты жизненно необходимо обращаться за поддержкой к профессионалам.

Итак, если вы чувствуете сильную тревогу или стресс, постарайтесь не отвечать на звонки с незнакомых номеров, не вступать в беседы с незнакомцами на улице и особенно не совершать поспешных шагов, когда вам предлагают «быстрое решение» проблемы. Если нет разумного времени на обдумывание, на консультации с близкими или экспертами, следует насторожиться, взять паузу и попросить помощи у компетентных людей или своих близких.

— Пожилые люди и дети в силу возраста особенно доверчивы и потому уязвимы. Как с учётом особенностей их психики родственники должны говорить с ними, чтобы обезопасить от мошенников? Какие аргументы могут подействовать?

— Действительно, защищая пожилых людей и детей от мошенников, важно учитывать их особенности.

Людям старшего возраста нужно излагать информацию о мошенниках просто, не пугая, используя личные истории или истории знакомых и проявляя терпение. Важно выявлять их «слабые места» (страхи, устоявшиеся взгляды, предвзятое отношение) и помогать справляться с ними. Обязательно напоминайте, что важно перепроверить информацию: позвонить в банк, если речь идёт о действиях с деньгами, либо в полицию, если звонит якобы сотрудник правоохранительных органов.

Детям нужно объяснять ситуацию максимально доступным языком, использовать метафоры и примеры, говорить о правилах безопасности, проигрывать вероятные сценарии. Регулярные тематические беседы, предоставление информации о мошенниках из достоверных источников и построение отношений, основанных на доверии, — важнейшие шаги в защите от мошенников.

По материалам св.рф

Ещё по теме

21 ноября 2024
Антибиотики — мощные препараты для лечения болезней, но их бесконтрольное использование может привести к негативным…
04 ноября 2024
Записали очередной разговор с мошенниками.
28 октября 2024
Врач-кардиолог назвала пять действенных способов профилактики гипертонии.
ЕГЭ оставить или убрать?
Баннер лесовоз
реклама
ООО «Газета «Егоршинские вести»

Адрес: 623785, Свердловская область, Артемовский, ул. Ленина, 12
E-mail: evest@mail.ru
Служба информации [корреспонденты]: +7 (34363) 2-43-92,
+7 (34363) 2-42-23, 8-9000-428-444
Служба тиража, приемная: +7 (34363) 2-48-27,
Рекламная служба: +7 (34363) 2-53-80, 8-9000-418-444.
E-mail: evest-reklama@mail.ru
Яндекс.Метрика

Найти

Отправка новости

Обратная связь

Спасибо, Ваше сообщение отправлено. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.