Есть в Артемовском районе школа, где педагоги, рассказывая о своих учениках, буквально светятся от счастья. Глядя на их энтузиазм, и не подумаешь, что работать им приходится с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В этом образовательном учреждении все необычно. Поздравления в День учителя здесь принимают педагоги-психологи и социальные педагоги, учителя-дефектологи и логопеды.
Детишки с первого по четвертый и с пятого по девятый классы обучаются здесь вместе, но для каждого из ребят действует своя, индивидуальная программа и требуется особый, очень осторожный и вдумчивый подход.
Главная цель — помочь родителям и школам
Центр психолого-педагогической помощи детям, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, работает в школе №18 села Мостовского.
Это единственное в Артемовском городском округе такого рода учреждение, встроенное в систему общего образования. Сказать, что здесь работать сложно — вообще ничего не сказать. Но как же здесь уютно и душевно!
Те, кто работает с детьми в школе, знают, как это непросто. Отдавать силы, время, энергию, эмоции, передавать знания и подавать пример. Быть воспитателем и наставником, вникать в конфликты и восстанавливать мир, быть на постоянной связи с коллективом и родителями.
- Наш Центр был создан семь лет назад,- рассказывает Татьяна Евгеньевна Хрупало, руководитель Центра, педагог-психолог с десятилетним стажем. - Мы помогаем родителям и школам. Многие родители, многие педагоги не знают, как правильно выстроить программу сопровождения ребенка с ОВЗ, то есть ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Только я хочу сразу сказать, что ребенок с особенностями развития и ребенок-инвалид — не одно и то же, статусы это разные. Хотя бывает, что совмещаются особенности развития и инвалидность - у нас есть и такие ребята.
На базе школы № 18 был создан Центр, в котором работают психологи, дефектологи, логопеды. И сотрудники других образовательных учреждений нашего района могут обращаться сюда для диагностики, обследования детей, участия в школьных консилиумах.
“Мы помогаем родителям, проводим семинары, учим наших деток. По завершении обучения выдаем им документы. Это, конечно, не аттестаты, но и не справки об окончании школы, с которыми дальше, по сути, уже никуда, а свидетельство об окончании школы. Имея на руках такое свидетельство, ребенок с ОВЗ, при желании, может поступить в училище, колледж, техникум, расти дальше, получить профессию. Я думаю, это очень важно”, - отмечает Татьяна Хрупало.
“Одного обнять, другому скомандовать”
А кому-то - дать четкие команды. Педагоги этой необычной школы несут двойную ответственность: от их методов работы, умения находить подход к каждому ребенку во многом зависит, станет ли он в будущем полноценным членом общества, сможет ли адаптироваться в мире, где царит понятие нормы и каждый, кто не соответствует ей, рискует быть подвергнутым нападкам.
Они работают с детьми, у которых медицинская карта гораздо толще, чем у других, и уверены, что главное — принимать каждого ребенка таким, какой он есть.
А дети здесь очень милые. Трогательные в своей наивности, открытые, беззащитные какие-то. Мы сходили на урок к Ирине Гусевой, педагогу коррекционного класса, специалисту с большим опытом и с большим сердцем. Ирина Витальевна преподает предметы так, чтобы детки с 1 по 4 класс поняли тему в рамках своих особенностей. Это очень сложно. Но у нее все получается.
Также Ирина Витальевна ведет театральный кружок, и ребята в конце урока с большим старанием и энтузиазмом показали нам фрагмент из своего спектакля.
Занятия здесь в основном проводятся в игровой форме. Так детям проще, да и играть им нравится. Здесь хороший баланс опытных педагогов-стажистов и молодых, легких на подъем, на лету подхватывающих прогрессивные технологии и передовые идеи.
Марию Олеговну Коновалову, педагога коррекционного класса, советника директора, дети просто обожают. С удовольствием бегут на занятия и к Ирине Сергеевне Березиной, к Елене Викторовне Упоровой, учителям-логопедам. А учитель-дефектолог Алена Андреевна Ковпак так умеет зарядить позитивом, что настроение сразу повышается.
- Каждый ребенок здесь особенный. К каждому нужен свой подход. Один любит обнимашки, его надо по голове погладить, к себе прижать, шепнуть что-то ободряющее, и день задался. А другому это все категорически не нужно: не подходи, не трогай, не хвали. Ему нужно давать четкие, конкретные разъяснения, проговаривать все-все действия до мелочей, - говорят педагоги. - Нам бы очень хотелось, чтоб о нашем Центре люди больше знали. Мы хотим дальше развиваться, находить новые направления, и очень надеемся, что все получится.
Ну даже элементарно в плане того, что, допустим, мама, воспитывающая ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ, и сутками напролет кипящая в собственном соку, могла бы оставлять его здесь, где гарантированно ребенок присмотрен.
И мама может хоть на какие-то считанные часы перевести дыхание, глотнуть кислород, за справками куда-то съездить, по городу погулять, в конце-концов. Или, например, педагоги знают случаи, когда родители возят детей с глубокой умственной отсталостью в соседний город Реж. И ждут там, чтобы потом забрать обратно. То есть время просто-напросто выпадает в никуда.
А здесь, в Центре, они могли бы оставлять ребенка и спокойно съездить по своим делам. В общем, потребность есть, желание есть, но все опять же в финансирование упирается.
Каждый второй — с нарушением речи
Что тревожит сейчас педагогов больше всего? То, что практически каждый второй ребенок сейчас - с нарушением речи, с задержкой речевого развития. Причин такого опасного явления несколько.
Но главное зло, по мнению большинства учителей, это современные гаджеты. В них залипают и родители и дети. А еще глобальная проблема в том, что люди в семьях перестали разговаривать, общаться, делиться. Каждый лишь тычет пальцем в свой телефон, и тишина… Может, утопить к чертям все эти гаджеты, пока не поздно?
В Центре сейчас обучается 40 детей с ОВЗ, 22 из них — в коррекционных классах. Детей в эту школу привозят со всего района. Дети с расстройством аутистического спектра учатся по одной программе, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата — по другой, с умственной отсталостью — по третьей.
Собираясь на работу, учителям приходится учитывать массу нюансов, вплоть до цвета своей одежды. Потому что на тот или иной цвет ребенок с определенным диагнозом может очень болезненно отреагировать.
Что волнует руководителя Центра в преддверии Дня учителя? То, что зачастую родители отказываются переводить ребенка в коррекционную школу. Сказываются стереотипы общества, а иногда — нежелание принимать тот факт, что ребенок «какой-то не такой». В итоге упускается время и школа с трудом переводит ребенка из класса в класс, пока на сдаче Всероссийских проверочных работ в четвертом классе не становится ясно: не справится. Так вот: чем больше времени упущено, тем сложнее дается коррекция.
Подумайте, родители. Может быть стоит привезти вашего “не такого”ребенка в Мостовское просто на консультацию к опытным специалистам? А там уже решать дальше - как быть-жить.
Педагогов и сотрудников Центра, всех школ и учреждений образования Артемовского района от души поздравляем с наступающим Днем учителя! Пусть достойно ценится и оплачивается ваш нелегкий и такой нужный обществу труд, пусть не подводит здоровье, а ученики и родители относятся с пониманием и уважением. Благополучия вам и вашим близким и пусть все у вас будет хорошо!