Ложные надежды по этому поводу питать не надо - предупреждают соцработники.
Об организации работы транспорта Комплексного центра социального обслуживания населения Артемовского района шел разговор на совещании в администрации. Он в числе прочего коснулся работы социального такси. Точнее, его отсутствия.
Проблема это давняя, наболевшая. Тему необходимости запуска социального такси по многочисленным просьбам матерей, воспитывающих детей-инвалидов, впервые подняла инициативная и неравнодушная Варвара Дресвянникова.
С тех пор прошло около пятнадцати лет. Во всяком случае, более десяти лет точно. И вот мы в очередной раз с удивлением узнаем, что проблема есть. Востребованность есть. А социального такси как не было, так и нет.
Как же так получается? И далеко ли мы уедем, дорогие граждане, если острый социальный вопрос на территории будем по десять-пятнадцать лет решать?
Вопросы риторические. Наверняка есть сто одна причина, почему эту проблему на нашей территории решить ну никак невозможно. Однако вряд ли кому-то от этого полегчало.
Но давайте будем объективны. С 2019 года в КЦСОН на улице Чайкиной осуществляется другая полезная деятельность - доставка сельских жителей старше 65 лет в Артемовскую ЦРБ — чтобы они, эти жители, могли пройти в городском медучреждении диспансеризацию, профилактические медицинские осмотры, в том числе узкими специалистами. Немаловажно, что специалист Комплексного центра сопровождает людей в поликлинике при прохождении медицинских осмотров.
- За девять месяцев 2024 года в Артемовскую ЦРБ доставлены 440 граждан старше 65 лет, проживающих в сельской местности, - информирует Наталья Сильченко, директор Комплексного центра. - Работа ведется с использованием специализированного транспорта, приобретенного в рамках национального проекта «Демография». Машина для доставки граждан в медицинскую организацию полностью оборудована для перевозки людей с ограничениями жизнедеятельности. В ней имеется одно место под инвалидное кресло- коляску и одно место для размещения кресла-коляски в сложенном виде. В проеме задней двери установлен электроподъемник с пультом управления для подъема кресла-коляски, а также крепления для нее. Автомобиль вмещает до 7 пассажиров. Хочу особо подчеркнуть, что использование данного автотранспорта в иных целях не допускается.
В последнее время очень часто возникают вопросы об оказании услуги «социальное такси», признается Наталья Алексеевна. И ей бы очень хотелось донести до каждого из руководителей, до всех «консультантов», которые обнадеживают людей и отправляют за этой услугой в КЦСОН, что у нас в городе социального такси нет. А тот транспорт, который имеется, таковым не является - от слова совсем. Нет возможности для реализации этой услуги, к сожалению.
Услуга «Социальное такси» предоставляются:
- детям-инвалидам, инвалидам первой и второй группы, которым в индивидуальной программе реабилитации установлена первая, вторая или третья степень ограничения способности к самостоятельному передвижению, а также лицам, нуждающимся в постороннем уходе, частично или полностью утратившим возможность самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к передвижению, и сопровождающих лиц (до двух человек).
В городе транспорта для этого направления социальной помощи нет.
По состоянию на апрель 2024 года, программы «Социального такси» работают в 37 регионах России. По количеству автомобилей для социального такси лидирует Санкт-Петербург, где работают 1772 единицы техники, из них 41- специально оборудованные машины, в Москве действует 175 автомобилей, в Московской области — 95, в Свердловской области количество машин (на всю область) составляет 41.
- Эта услуга, в принципе, предусмотрена для людей с очень выраженными ограничениями в передвижении. То есть это люди, передвигающиеся в кресле-коляске, которых не могут с помощью обычного такси добраться сами либо с помощью родственников до социально-значимых объектов, - поясняет Наталья Сильченко. - Требования к организации, предоставляющей эту услугу, очень серьезные. В первую очередь, организация должна иметь в своей структуре специально созданное подразделение, оснащенное специальными транспортными средствами для перевозки людей. У нас в учреждении нет такого подразделения. И нет достаточного количества транспорта для того, чтобы удовлетворить потребности всех граждан, имеющих выраженные ограничения в передвижении на территории Артемовского городского округа.
Тем не менее специалисты муниципальных учреждений, органов местного самоуправления ориентируют людей обращаться в КЦСОН за получением такой услуги.
- И, по сути, дезинформируют жителей, - говорит Наталья Алексеевна. - Это достаточно острый вопрос для граждан нашего города. И когда человек получает информацию от представителя официального учреждения, то это дает некую ложную надежду. И нам потом очень сложно после этого вести разъяснительную беседу. Я сама лично не менее одного-двух раз в неделю провожу такие беседы, когда люди уже не слышат наших специалистов и приходится мне подключаться. Иногда люди просто хотят дополнительного внимания к себе. Иногда ситуация требует нашего вмешательства. И мы не бросаем таких людей в беде.