С Надеждой Воропаевой в рубрике «Наш собеседник» размышляем о жизни на АТП и в АГО в целом.
Надежда Воропаева — личность в АГО известная. Она из тех, кто рубит правду-матку, не взирая на то, чиновник какого уровня перед ней стоит. Спрашивает по справедливости, ее же, эту справедливость, всегда пытается отстоять. Порой у нее это получается, но если нет, женщина не опускает руки и идет напролом. Такой у нее характер.
Грязь, мусор, тьма и бездорожье или «Почему наши дети должны так жить?»
С 2009 года Надежда живет в районе АТП и половину этого времени тратит на то, чтобы местные власти обратили внимание на микрорайон и сделали жизнь здесь лучше. Говорит, за последние 10 лет, единственное, что в этом русле было реализовано, это ремонт дороги от ул. Разведчиков до Вайнера. Плюс детская площадка во дворе многоквартирных домов с песочницей без песка. В остальном жизнь на атвобазе похожа на борьбу с суровой действительностью.
Белые ночи, чистый снег
Надежда Воропаева родилась в Артемовском. Здесь окончила школу и, выучившись в Ирбите, вернулась работать. Трудилась воспитателем в детском саду № 3, его, правда, недавно стерли с лица города, снесли. А затем судьба забросила ее на север, в Ухту, и 30 лет жизни прошло именно там. Если бы не обстоятельства, обратно она бы вряд ли вернулась.
- Помню, - говорит Надежда, - в 1980-м приехала ко мне мама. И ей стало не по себе — слишком чистым было все вокруг: снег, воздух казались прозрачными настолько, что она не могла дышать. Ей хотелось упасть в сугроб и лежать.
Надежда Воропаева работала сначала в детском саду, а потом замдиректора в огромной школе до тех пор, пока однажды не пришлось взять курс на малую родину.
- Это было больное возвращение? - интересуемся мы у нее.
- Больно было за город. - отвечает она. - Это было в 90-х. Я приехала, пошла в гости к подруге в микрорайон. И увидела грязь, завалы мусора кругом. Пришла и говорю: «Как вы здесь живете? Куда смотрите вы и где администрация?». Я жила в поселке городского типа с населением в 30 тысяч человек, но такого не было!
Система необходима, но не с этими нормативами
Надежду Воропаеву сильно шокировало отсутствие в Артемовском системы вывоза ТБО из частного сектора и то, что в целом АГО похож на огромную свалку. С этим нужно было срочно что-то делать, поэтому когда началась работа в этом направлении, женщина обрадовалась. Огорчали ее необоснованные цифры в 62 рубля за услугу по сбору и вывозу отходов. Куда она только ни ходила, чтобы ей пояснили, откуда тариф - бесполезно, ответов не было.
С таким же рвением, переписываясь и обрывая телефоны РЭК, МинЖКХ области и местной администрации, Надежда требовала разъяснить норматив накопления ТКО, введенный с 1 января 2019 года, предоставить доказательства, показать расчеты. Она, как и многие, считает, его завышенным, тариф необоснованным.
Чтобы доказать, что жители частного сектора не мусорят столько, сколько хотелось бы правительству и мусорным королям, она была готова лично сопровождать мусоровозы по АТП, как общественник фиксировать собранный мусор и взвешивать. Ее не услышали.
- Я не понимаю, - делится соображениями Надежда, - как могли сделать в АГО какие-то расчеты, если на полигоне в Буланаше даже весов не было? На глазок? Мы столько не мусорим. Вот серьезно. У нас в частном секторе стоит всего 8 баков, и обычно они все пустые. Ну нет у нас мусора.
Город в кучах компоста
По крайней мере так было до недавнего времени. Потом, когда людям навязали услугу с оплатой в сто с лишним рублей с человека, народ обозлился.
- Нам сказали, мусор жечь нельзя, компост — нельзя, он негативно влияет на окружающую среду, и постановили больше платить. Поэтому сейчас многие частники даже фантик от конфетки в печку не бросают, все несут в баки. Еще бы, за такие-то деньги! В итоге контейнерные площадки завалены ветками, сухарой и «огородным» мусором. И, если из баков отходы забирают, то рядом с ними горы мусора. Нам сказали, что мы не имеем права держать компостные ямы, вот и получите! Представляете, что будет? Весь город окажется в компосте!
Мусор разделил и озлобил людей
Норматив, уверена Надежда Воропаева, надо срочно пересматривать и снижать. Она убеждена, что это реально. Добились же снижения тарифа за ТКО до 80 и 90 рублей. Значит, уверена наша героиня, не зря везде писали, звонили, тратили нервы и время. Следующий шаг — убрать несправедливость, разделяющую жителей частного сектора и МКД.
Вообще, эта мусорная реформа — странная, она, как выяснилось, разделяет людей.
- Взять хотя бы эти мешки для мусора от ЕМУП. - говорит Надежда. - Почему на станции их выдавали, а на АТП нет. Мы не попали в список выдачи. Так что же, хуже других?
Не разобраться и в логики установки мусорных баков на АТП. Улицы длинные, контейнеров — по пальцам пересчитать. Как говорится, все для удобства!
- В августе 2018 года,- рассказывает Надежда, - глава АГО Андрей Самочернов мне ответил, что все контейнеры у нас установлены согласно Схемы генеральной очистки. И оборудуют площадки в соответствии с требованиями законодательства в 2019 году. На недавней встрече с населением я поинтересовалась у главы, в каком месяце их планируют оборудовать. А он мне ответил, что денег нет. Я не понимаю, зачем обещать людям, если не можешь сделать. Зачем говорить? Вот поэтому люди не доверяют местной власти. Да, мы много чего хотим, но и брехню надоело слушать.
Самые хорошие дороги
Мы садимся в пикап Надежды и направляемся на экскурсию по АТП. Преодолевая очередную яму, убеждаемся: передвигаться по здешним дорогам можно только на джипах. С учетом того, что здесь нет тротуаров, да и асфальта тоже нет, руководству АГО впору за свой счет снабдить местных жителей внедорожниками. Ну раз годами здесь не ремонтируют дороги и никто не обращают внимания на просьбы жителей.
- Вы представляете, как тут в дождь, весной, осенью, в слякоть? Резиновые сапоги не помогают, вездеходы нужны. А у нас дети, бедные, пешком идут в школу, утопая в грязи и лужах по пояс. - резюмирует Надежда.
Как выясняется, освещения на улицах тоже практически нет. Как и обустроенных мусорных площадок. Добраться до которых, словно поучаствовать в «Играх на выживание». Площадки установлены явно не для удобства граждан. Такое ощущение, что вопреки. И за это народ платят приличные деньги.
Пока едем с Надеждой, трясет так, что кажется, душа вот-вот покинет салон автомобиля.
- Это я вас еще по самым хорошим дорогам везу, - не унывает женщина.
Представлять, как передвигаются жители автобазы по плохим, не особо хочется.
- А ведь АТП — это объездная для большегрузов. - напоминает Надежда. - ул. Гоняков, Вайнера, 1-я Красноармейская, Восточная вообще должны быть в идеальном состоянии. Они соединяют старую часть города и новую, город с Буланашом. Случись что, все здесь поедут. В прошлом году они (власти — прим. редакции) засыпали улицы известковой щебенкой. Люди в противогазах ходили. Страшно, что было.
Хакамады на них нет!
«Пока матом не крикнешь, кулаком по столу не стукнешь, ничего не сделать в этой стране». - цитирует известного российского политика-женщину Надежда. - Так и у нас надо!Все беды, считает она, от руководства. От неумения главы управлять кадрами, ставить четкие задачи, контролировать их выполнение и строго спрашивать за провал.
- Чтобы руководить территорией, - размышляет Надежда, - не обязательно иметь кучу высших образований. Нужно быть хозяйственником, настоящим хозяином территории, болеть за нее и людей на ней живущих. Отстаивать их интересы. Я каждый день вижу тоннары из Ирбита с мусором. По четыре штуки в день с прицепом. К нам, что Ирбит все свои несанкционированные свалки везет? Мне кажется, если взять один такой тоннар и по городу проехать, мы столько мусора не наберем. Так как же можно было допустить это?