Администрация Артемовского отозвала свое предложение увеличить с 15,2% до 18% предельный индекс роста платы коммунальных услуг с 1 июля 2025.
Обсуждать повышение планировалось на внеочередном заседании Думы 7 ноября, проект обращения губернатору о об этом разослали депутатам.
Несколько депутатов рассказали “ЕВ”, что до заседания в общении друг с другом, с председателем Думы выразили свое категорическое несогласие с еще одним увеличением тарифного индекса.
Возможно, именно это повлияло на решение администрации отозвать свое предложение. Ранее, на внеочередном заседании Думы 24 октября, предельный индекс депутаты увеличили до 15,2%.
Но уверенности, что к этому вопросу не вернутся вновь - нет. В области общая тенденция голосовать на Думах за повышенный индекс. Помимо прочих, негласной причиной этого называют желание местных властей угодить губернатору в надежде на лояльность и получение дивидендов в виде финансирования.
Оправдание второго скачка индекса и убеждения, что без этого ну никак, в пояснении депутатам были указаны администрацией АГО все те же, что раньше: коммуналку надо срочно спасать, повышать надежность и качество ЖКУ, выполнять некие инвестиционные программы.
В тексте обращения губернатору есть и такая формулировка: «в целях...соблюдения долгосрочных тарифов и долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в рамках заключенных концессионных соглашений».
При всем желании не знаем мы о каких-то новых концессионных соглашениях, о серьезных результатах прежних, не видим развития, обновления коммунального комплекса в АГО. А если и исполняется большой инвестиционный проект как «Чистая вода» на Буланаше, то финансируется он не за счет увеличенного индекса на тариф, не за счет инвестиционной добавки к платежам за воду, а по двум программам в рамках нацпроекта.
И у меня, бывшего депутата Думы Серова, есть печальный опыт: в этом городе люди два года платили инвестиционную добавку к тарифу, чтобы частник по концессионному соглашению сделал то и это. Но частник ничего не делал: то цены растут, то техники нет. И так ничего и не выполнил по концессии, и денег тю-тю.
Нас не раз убеждали, что финансирование перемен, реконструкций и т.п. идет проектное, по конкретным программам, что нужен проект, а потом с ним и в программы области и федерации попадать для его финансирования.
Теперь же песня другая: хотите обновления коммуналки — вкладывайтесь, потребители (жители, в основном), сами, платите по тарифу с повышенным индексом.
Состояние коммуналки в АГО вызывает большую тревогу. Больше всего - ситуация с теплокомплексом в Артемовском. Сегодня основная часть города снабжается теплом от одной большой котельной. Протяженность теплосетей, которые нужно обслуживать, немалая: в обслуживании ОТСК 68 км сетей (от Ключей до станции). Тариф на услугу отопления для города очень высокий, долги населения за нее немалые.
Из-за больших тарифов практически все предприятия Артемовского отключились от централизованного отопления с Артемовской ТЭЦ. Каждое наладило свои котельные и отапливается от них.
В потребителях услуги отопления остались лишь соцкультбыт и население (скромные, малоденежные, по сравнению с производством). Народу и приходится расплачиваться за то, что теплоснабжающее предприятие потеряло плательщиков (в том числе и за соцкультбыт – подорожавшими билетами в ДК, платой за садик, на поездки на соревнования и т.п.).
Тариф на тепло в АГО очень большой. В городах области и при повышенном с июля 2025 года индексе плата за теплоснабжение остается в пределах 2500-2800 рублей за Гкал, у нас же она уже 3333 рубля 94 копейки, а при индексировании на 18% будет в полтора раза выше, чем в большинстве городов области.
На примере нашей ТЭЦ видим: решать коммунальные проблемы, которые копились десятилетиями и находятся в острой фазе, предлагают не владельцам и арендаторам предприятий ЖКХ, а потребители их услуг.
Повод, которым объясняют настойчивые просьбы увеличения тарифов в Артемовском ГО, тоже вызывает вопросы. Это нужно, аргументируют власти, ради выполнения инвестпрограммы Буланашского ЖКХ.
Но программа это скромная: по ней планируют поменять всего-то около двух км труб (из 50 км имеющихся ветхих) в поселке Буланаш. И для этого индекс увеличения тарифа вначале увеличили до 15%, а потом выкатили цифру аж в 18%! При этом в прошлом году муниципальное БЖКХ и без космического индекса поменяло 1,6 км старых труб на новые.
Больше никакого обновления на дополнительные денежки, полученные за счет выросшего тарифа, артемовцам не обещают.
Зато есть у нас примеры, когда МУП деньги получает, а народ в обслуживаемых домах выполнения элементарных услуг добиться не может. Это я про муниципальную УК «Наш дом», которой жильцы платят по строке “за содержание жилья”. Эта услуга по стоимости у многих в квитанциях - на втором месте после услуги отопления. Платят люди, а потом к коммунальщикам приходит Счетная палата с проверкой и выясняется, что народные денежки УК тратила, но куда-то не туда, мягко говоря.
Обновлять коммуналку надо, давно пора - об этом спору нет. Но какой план-программа модернизации этого комплекса есть в АГО? Например, что и когда планируется сделать в связке с получившей в концессию артемовский теплокомплекс компанией ОТСК? Неизвестно. Есть лишь эфемерное «вот примем предельный индекс, а там и в программы модернизации, глядишь, попадем».
Ну или не попадем. И здесь есть примеры: уже 7 лет наблюдаем, что при активном голосовании населения за объекты благоустройства АГО не попадает в программу «комфортная среда». А в Волчанске, где населения всего 8,5 тыс человек, по этой госпрограмме, в рамках нацпроекта «Формирование комфортной городской среды» построили супернабережную вокруг городского пруда за 463 млн (!) рублей. Этот городской округ много лет подряд получает финансирование на благоустройство.
И в программу переселения из ветхого/признанного аварийным жилья наш округ тоже все никак не попадет. А в Камышлове в первой очереди большого нового дома получили квартиры 65 семей переселенцев из аварийных бараков. В области строят дома для переселенцев в 15 городах.
Тенденция, однако: не удается администрации попасть в важные программы и развиваться за счет них.
И хотелось бы, но слабо верится, что увидим в районе серьезную модернизацию ЖКХ за федеральные и областные денежки. Нет у нас современной комплексной программы развития АГО (такие с выделением большого финансирования утверждены губернатором в Реже, Алапаевске и других МО), нет проектов модернизации объектов ЖКХ.
«Повышение было неизбежно, во многом это обусловлено тем, что дорожают поставляемые ресурсы, на которых основаны тарифы», - говорят эксперты про ЖКХ. И добавляют, что для эффективности изменений властям следует учесть в индексах уровень социально-экономического положения каждого муниципалитета.
Уровень Артемовского, где нет добывающих природные ресурсы компаний, предприятий военно-промышленного комплекса, высокооплачиваемых производств - учитывают?...
Приведу примеры возможного увеличения общей платы по квитанции с 1 июля 2025 года при индексации тарифа на 18%.
«ОТСК»: сейчас 3 333,94 за Гкал, а будет при 18% индексе — 3 904, 4 рубля за Гкал.
Размер платы за квартиру в 53 кв метров при трех проживающих в Артемовском: сейчас 13 557, а будет 15 834,56. То есть увеличение платы за коммунальные услуги на 2 277,56 рублей.
Да, есть меры социальной поддержки – жилищные субсидии и т. п. Но условия их получения довольно жесткие, оформить субсидию и получать ее не всем удается.
Вернутся ли к обсуждению повышенного индексирования тарифов в Артемовском - узнаем, думаю, скоро. И как тут не вспомнить звучавшие ранее обещания. Так, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов называл условия областной концессии, в которую в 2018 году компании ОТСК - “дочке” АО “Облкоммунэнерго” - передали объекты нескольких муниципалитетов, и АГО в том числе:
"Срок действия договоров рассчитан на 7 лет и охватит девять муниципалитетов. Общая сумма планируемых инвестиций в системы жизнеобеспечения составит 3,63 млрд рублей. Одним из главных условий каждого из соглашений является недопущение роста платы граждан за коммунальные услуги сверх установленного на тот или иной годовой период индекса инфляции".
Но вот поворот: индекс можно сделать и повыше - если “население” в лице представляющих его избранников-депутатов попросит об этом губернатора. И он не оставит просьбы-обращения без внимания.