Почему-то сложилось так, что в основном учителями работают женщины. Мужчины же обычно трудовики, физруки либо учителя ОБЖ. Но сегодняшний герой не принадлежит ни к одному из вышеперечисленных. Денису Грицику 29, и он - педагог-психолог.
-Денис, вы всегда планировали стать педагогом?
-Нет, не всегда. Когда я поступил в педагогический, самой идеи работать в педагогике не было, она родилась в ходе обучения. На последних курсах университета работал в Министерстве социальных отношений, занимался развитием волонтерской деятельности по области, но всё-таки решил оттуда уйти. Работал проводником, официантом, барменом, то есть я пытался уйти от педагогики, но вернулся. Причём я много проработал в допобразовании, сейчас перешёл на основное.
-Кем работали ваши родители? Они как-то повлияли на выбор?
-Моя мама работает профессиональным парикмахером, папа строитель, бабушка врач, и только прабабушка была педагогом. Однако этот факт не оказал влияния на мой выбор.
-Трудно ли давалось обучение? Были ли мысли бросить?
-Обучение давалось легко, мне было комфортно, не хотел бросать.
-Чувствовали ли вы какое-то особое отношение, ведь большинство педагогов женщины?
-В педагогических университетах парней мало, поэтому прерогатива в зачислении именно парней имеет место быть. Их берут охотнее. И разница в отношении чувствуется, да.
-В чём заключается суть вашей работы в школе?
-Я педагог-психолог, то есть я занимаюсь с детьми: психо-коррекционными занятиями, совместно с коллегой помогаем адаптироваться ребятам из первого, пятого, девятого класса. Ну, и разумеется, занимаюсь научно-просветительской деятельностью. Как заместитель директора по правовому регулированию, решаю вопросы, связанные с сотрудничеством с социальными службами: подразделением по делам несовершеннолетних, территориальной комиссией по делам несовершеннолетних. Мои обязанности — это и профилактическая работа с детьми, попавшими в социально-опасное положение .
-Что вам больше всего нравится в работе?
-Дети.
-А есть что-то, что не нравится?
-Нет, пока что ничего такого я не наблюдал.
-С какими трудностями столкнулись в начале рабочей деятельности?
-Первое время идёт социальная адаптация, то есть привыкание к коллективу и поиск своей роли. Ещё немаловажный фактор — дети. Это не так легко, каждому нужен индивидуальный подход, но в рамках современного образования это практически невозможно: ограниченное количество времени и большая наполняемость классов. Сложнее всего было привыкнуть, но на данный момент адаптация прошла и никаких проблем не возникает.
-Каково работать в женском коллективе?
-Я думаю, что в женском коллективе, как и в чисто мужском, специфика работы сильно не отличается. Но когда женщин больше, есть небольшие отличия, в частности разговоры. Женщины гораздо открытее и разговорчивее мужчин.
-Если бы сейчас вам предоставилась возможность полностью сменить профессию с сопутствующими знаниями, вы бы это сделали? Почему?
-Нет, не сделал бы. Моя нынешняя мне очень нравится.
-Почему работаете именно в нашем городе? Вы здесь родились?
-Я родился в Челябинске, какое-то время жил в Санкт-Петербурге. Сюда переехал вместе с женой, это её родной город.
-А учились вы где?
-Основное образование получил в Челябинске.
-Вы туда и хотели? Или планировали поступить в другое учебное заведение?
-Как правило, выпускники подают документы в несколько ВУЗов, на несколько факультетов и несколько специальностей, а потом выбирают то, что более нравится. Я же подал документы только в один ВУЗ на одну специальность «педагог-психолог». Если честно, то только потом меня осенило, что если бы меня не взяли, а сроки подачи документов в другие университеты завершились, соответственно, я бы мог остаться на ещё год в подвешенном состоянии.
-Как получается установить контакт с ребенком? Говорят, что современное поколение сильно отличается от предыдущих.
-С любым ребенком можно установить контакт, если понять, что ему нравится, а что нет. Нужно постараться увидеть мир глазами ребенка. Нужно преподносить ребенку то отношение к себе, какое вы сами хотите видеть от него. Со временем дети раскрываются. И, если в частности говорить о трудных детях, детях группы риска, то я придерживаюсь мнения, что если с ребенком есть проблемы — значит, у этого ребенка есть проблемы, которые мы можем помочь решить.
С детьми складываются доверительные отношения, а грань между дружбой и субординацией я стараюсь не пересекать. Дети очень быстро привыкают, они очень быстро переходят эту грань, каждый день проверяют, насколько далеко на сближение могут зайти. Поэтому всегда нужно держать дистанцию, иначе наглость перевесит. Но это всего лишь специфика детей, они не могут иначе и все равно будут пробовать войти в личное пространство, тем более если нравится педагог. В этом случае они пытаются узнать больше и больше, добавляются в друзья в социальных сетях, начинают просматривать все странички, интересоваться, находиться рядом. И каждый раз их нужно держать на расстоянии «педагог-ученик», но при этом не отталкивать.
-Вы чувствуете пропасть между собой и одиннадцатиклассниками во взглядах и интересах?
-С учётом того, что я работаю в школе не так долго, я не очень хорошо знаю нынешних выпускников. Они весь свой путь образования прошли, у них уже сформировались устойчивые привычки, круг общения, взгляды и мнения. Своя атмосфера: идёт подготовка к сдаче экзаменов, к поступлению, к планированию жизни. И, думаю, без необходимости в этот омут лезть не стоит. С нынешними девяти- и десятиклассниками путь до одиннадцатого класса мы пройдем вместе, там и можно будет о чем-либо говорить. А навскидку — я не думаю, что есть прямо пропасть.
-Как относитесь к ЕГЭ? Стоит ли оказывать такое сильное давление на выпускников?
-К ЕГЭ отношусь скептически. Система единого госэкзамена есть практически в каждой стране. Англия сдает его более столетия, мы - всего полтора десятилетия. ЕГЭ стал неким социальным лифтом, который позволяет школьникам из всех регионов поступать в ведущие столичные вузы.
-А почему скептически?
-Потому что, я считаю, что систему натаскивания к ЕГЭ нужно ломать. Сегодня многие образовательные учреждения после девятого класса прекращают учиться и начинают готовиться к экзаменам. Если же не получается догнать знания, нужны репетиторы, но родители не должны оплачивать такое количество репетиторов. Дополнительные занятия, факультативы всегда были и будут при школах, их должно хватать.
-Как в жизни помогает знание человеческой психологии, или это, наоборот, мешает?
-Порой я вижу в характере людей какие-то сглаженные проявления того, с чем сталкиваюсь на работе, и заранее предполагаю, к чему это приведёт. Обычно так и оказывается.
Всё это не значит, что я смотрю на жесты или мимику. Достаточно видеть человека вживую. Видеть, как он ведёт себя, что говорит и что делает. Но, хочу сказать, что в этом помогает не только психология, а даже достаточный жизненный опыт. Психология помогает понимать людей, т.е не только то, что они сами о себе говорят, но также и причины некоторых их поступков.
-В психологии есть термин профдеформации, чаще всего ей подвержены полицейские, медработники, учителя. Чувствуете ли вы у себя её признаки? Может быть, у своих коллег?
-У себя я не замечал подобных признаков, но встречал это ранее у других педагогов. Если быть полностью откровенным, то колоссальная педагогическая нагрузка современного педагога, непременно к этому приведёт. Но всегда есть средства профилактики, которыми педагоги должны владеть, это нужно для их собственного психологического здоровья. Испытывая первичные симптомы выгорания, либо определив их самостоятельно, либо от откликов окружающих, необходимо пересмотреть свой распорядок жизни внутренне. Возможно, на выходных дня спать больше или же позволять оставаться наедине с собой, для того, что бы упорядочить мысли и собраться с духом. Позволить себе как можно открытее и искренне высказать свои эмоции и чувства, ведь это позволяет непременно снять психологическое напряжение.