«Да что ж ты у меня такой бестолковый!» — не выдержав, восклицает мама после восьмой попытки объяснить сыну, почему один землекоп копает землю в полтора раза эффективнее другого.
Ребенок впадает в полный ступор, мама злится ещё сильнее и в то же время винит себя за то, что сорвалась. Всем плохо, а желаемый результат не достигнут.
Как же быть? Отвечает Светлана Хабарова, врач-психиатр, руководитель филиала «Детство» Свердловской областной клинической психиатрической больницы и мама второклассника.
Не пустяк, а начало проблем
- На самом деле это очень важная тема, потому что последствия негативного общения с ребёнком за выполнением уроков могут быть очень печальными и повлиять на дальнейшую жизнь, — говорит Светлана Викторовна. — У родителей «крышечку с чайника срывает», а ребёнок в этот момент не понимает, чего от него хотят. Его состояние можно сравнить с тем, как если бы взрослого поставили в центр комнаты, а три человека, встав напротив, начали бы одновременно кричать ему каждый свою фразу: «Ты ничего не понимаешь!», «Тебе это не дано!», «Ты глупый!». Что будет со взрослым человеком? А здесь — ребенок.
Да, на него кричат не три человека, а один, но он фигура значимая, это любимый, родной человек. То есть добавляется ещё и это противоречие. Вообще, из-за таких, казалось бы, незначительных эпизодов возникает целый спектр проблем. Вы портите отношения с ребёнком, он может вообще от вас закрыться. Школа, уроки начинают у него ассоциироваться с негативом, и он будет стараться всячески этого негатива избегать. Если вы в своих высказываниях упоминаете учителей, которые «ничего толком объяснить не могут», то и ребёнок начинает так же относиться к педагогам. Ну, и плюс ваше чувство вины за несдержанность, эмоциональная усталость…
Запишите на подкорку
- Родителей отчасти понять можно: они устали за день, а тут ещё сидит их чадо и не может решить элементарную задачку. Но что изменится, если повысить голос? Как это улучшит качество выполнения домашней работы?
Ребенок не понимает, почему взрослый начинает кричать, а взрослый не понимает, что может быть непонятного в такой простой задаче, и кричит. Круг замкнулся.
Надо осознать, что давать волю эмоциям в данном случае непродуктивно. Как только повышаешь на ребенка голос, у него наступает запредельное торможение — он перестаёт вообще что-либо понимать и воспринимать.
Налаживайте диалог: «Скажи мне, что именно тебе непонятно, давай разбираться». Нужно понять, в чем именно проблема, и в этом моменте помочь. А кричать и нервничать бесполезно. Напишите это в своей голове на большом транспаранте.
Рядом, но не вместо
- Чтобы ребёнок не ждал, что вы ему заново объясните то, что он должен был усвоить на уроке, с самого первого дня обучения у него должен быть определенный уровень ответственности. Основную часть заданий он должен выполнять сам, а для этого нужно в школе максимально усваивать то, что дают учителя.
Контроль родителей должен присутствовать, но это не должно быть так: «Милый, пойдём делать домашнее задание!» Как будто это маме надо.
Многие родители считают, что сейчас такой большой объем домашних заданий, что они обязаны часть взять на себя. Некоторым проще выполнить работу за школьника, чем до ночи помогать ему. На самом деле это все гипертрофированно. Нормальный объем заданий, доступный для выполнения интеллектуально сохранным ребенком.
Моему сыну восемь лет, он во втором классе. Когда начали задавать домашнюю работу, он пришел ко мне: «Давай делать домашку».
Я говорю: «Это же тебе задано. Делай. Ошибешься – я тебе помогу». И он понял, привык делать сам. Я слежу, чтобы он занимался, потом получаю результат, беру в руки карандаш, подчеркиваю ошибки, он разбирается и исправляет.
Зашкаливающая гиперопека принесет только вред сыну или дочери и головную боль родителям. У вашего ученика должна быть самостоятельность и ответственность, даже у маленького. Он должен чувствовать, что вы рядом и вам не безразлично, как он справляется с учебой, но не надо учиться вместо него.
Нужна общая перезагрузка
- Некоторым детям действительно сложно усвоить материал, а иногда есть другие причины, что ребёнок «тормозит» при выполнении заданий дома. Например, у него не сложились отношения с учителем или одноклассниками. Тем более нужно разобраться, а не набрасываться с упреками. Крик не решит проблему, а только усугубит её. Чем уважительнее и доброжелательнее родитель относится к ребёнку, тем больше ребёнок к нему прислушивается.
Понятно, что взрослые устают на работе, у них случаются конфликты и неудачи. Сложно быть терпеливым и доброжелательным, когда ты в стрессе. Но всё равно надо стараться.
Если чувствуете, что готовы сорваться на крик, сделайте паузу, пусть ребёнок пока займётся более лёгким заданием, или вместе попейте чаю, успокойтесь. Делегируйте часть своих забот другим членам семьи — бабушка или папа тоже могут проверить, правильно ли решён пример, или послушать выученное стихотворение.
Важно помнить, что отношения с сыном или дочерью важнее школьных оценок. Дозируйте строгость и не путайте ее с агрессией. Ну, и не ограничивайте общение с детьми проверкой уроков. Хотя бы один выходной день проводите без разговоров о школе и зубрежки — например, отправляйтесь вместе на каток, в парк или в кино. И взрослым, и детям нужна перезагрузка.