Как получили весть о войне и о Победе, как хитрили с ранеными и обманывали голод - узнали из первых рук
Семья Чехомовых - мама Елена, десятиклассник Дима и пятиклассница Даша побывали у Марии Андриановны Минеевой (Кузьминых). Рассказ свидетеля событий военной поры впечатлил их так, как ни фильм, ни книга, пожалуй, не смогут.
Елена Чехомова сделала запись беседы с 99-летним ветераном.
– Мария Андриановна, нам очень интересно и важно услышать о годах войны от человека, который пережил их, который знает цену Победы как никто другой. Расскажите о себе немного.
– Я родилась 6 января 1926 года в селе Килачевское Ирбитского района в обыкновенной крестьянской семье.
Нас было четверо детей, я старшая, а еще брат и две сестры. Уже с раннего детства у меня были свои обязанности. Помогала матери качать люльку с малышом, мыть полы, чистить картошку. Мама знала, что напоминать об этом мне не нужно. Когда родители уходили работать, я оставалась дома на хозяйстве и с тремя маленькими ребятишками.
В селе в те годы народу жило немало, потому что в каждой семье рождалось много детей, даже по десять было в некоторых.
Отец работал в колхозе, а вот мама умерла рано, в 35 лет. После ее смерти мы жили с бабушкой Женей.
В 14 лет я уехала в Нижний Тагил учиться на токаря в ремесленном училище № 28. А тут и война началась.
– Каким вы запомнили тот день, когда началась война? Как встретили эту страшную весть вы и люди рядом с вами?
– Вся молодежь была в тот день воскресный день на массовом гулянье. Когда молодой - всегда весело. Пели и танцевали. Вдруг наступила тишина и культмассовик Федор громко объявил о том, что началась война. Все заплакали и побежали по домам рассказывать своим родным эту ужасную весть. Страшно стало очень.
– Как изменилась ваша жизнь с наступлением войны?
– В годы войны тяжело было. Приходилось учиться и работать. Голодали, постоянно недосыпали.
Молодых девчонок, в том числе и меня, стали отправлять на санитарных поездах забирать раненых с поля боя. На фронте я не была, а раненных мы везли целыми вагонами с прифронтовых полевых лагерей в Нижний Тагил, перетаскивали их на плащ-палатках, лечили, ухаживали и кормили с ложки. Бинтов и лекарств часто не хватало, так, бывало, дадим солдату простую таблетку и говорим, что это очень хорошее лекарство, обязательно поможет поправиться. Вселяли надежду в парней хоть хитростью. И часто это срабатывало. Внушение, наверное.
Чтобы хоть как-то поднять настроение раненых солдат, мы приносили свои книги из дома, пели им песни, писали за них письма.
– С какими ранениями больше всего было солдат, которых вы перевозили в Нижний Тагил?
– Ранения были страшными: в голову, в живот, но чаще всего в руки и ноги. Многих везли с контузией и ожогами, а зимой с обморожениями. Бывали и ранения, которые солдаты сами себе наносили. Стреляли в ногу от страха войны, чтобы покинуть поле боя. Но их быстро разоблачали.
– Какое участие в войне, на фронте и в тылу принимали другие члены вашей семьи?
– В начале войны отец работал на крановом заводе, а когда призвали на фронт, был там стрелком. После тяжелого ранения на войне его привезли домой, но долго он не прожил и вскоре умер от ранений.
– Мария Андриановна, готовясь к встрече с вами и думая о том, что годы войны вы пережили совсем юной девушкой, я сочинила небольшое стихотворение:
Война накрыла страхом и тревогой,
Как черный ворон крыльями взмахнул.
Брела в потемках долгою дорогой,
Пока ты дверь мне в жизнь не распахнул.
Война - войной, но молодость сильнее.
В груди пылает сердце, как огонь.
И жжет любовь, и ранит все больнее,
Когда сжимаешь ты мою ладонь.
– Ведь правда война не была помехой для любви? Вы сказали, что ваш муж погиб после войны. Расскажите, как вы познакомились с ним.
- В ремесленном училище, где я училась, он работал мастером. Учил нас токарному делу. Мы тогда были совсем молодыми девчонками, ничего не понимали в любви, толком не знали о ней. А потом как-то само собой пошло, понравились друг другу. Он стал ухаживать, провожать домой. Так и полюбили друг друга. Женились, сына родила.
Муж первое время был с бронью и его не забирали на войну, но потом все равно ушел на фронт, а погиб уже после войны.
Потом еще раз замуж вышла. Родила еще одного сына и дочь.
– Вернемся к военным годам. Когда царил голод, как вы перебивались?
– Как и все. Бывало и гнилой картошкой приходилось довольствоваться. Сушили какие-то травы, мололи и делали подобие муки. Мешали с водой и яйцом, благо курицы были почти в каждом дворе, пекли лепешки.
Бывало, в поле бросишь платок на землю, конопляные семечки на него стрясешь с куста, съешь их горсточку и обманул голод.
Зерно было в совхозе, но добыть его можно было только воровством. Мало кто решался это делать, да и сажали за это в тюрьму. Спасала только скотина.
– Вам доводилось видеть немцев в те годы?
– Да, было дело. Мы с подружками часто бегали на немцев поглядеть. Лагерь для военнопленных устроили в общежитии и огородили колючей проволокой. Мы видели, как водили их строем на грязные работы. Охраняли пленных наши солдаты с винтовками наперевес. Не один лагерь там был в Тагиле, а несколько.
Глядели мы на немцев с замиранием сердца. Страшно было и не страшно одновременно. Трудно теперь описать те чувства, которые вызывали военнопленные. Больше ненависть мы к ним испытывали, звали фашистами, видели в них страшного врага. По их вине были наши мучения, столько погибло людей.
– Конечно, вы помните тот самый главный день. Расскажите, как вы узнали о том, что война закончилась, о том, что пришел долгожданный День Победы?
– Мы были в училище в то время, когда пришел мастер и сказал: «Девочки, война закончилась, будем жить теперь по-другому!». Сколько было радости и слез! Обнимались, прыгали, а потом все побежали по домам, по общежитиям разносить радостную весть.
После войны я осталась в Нижнем Тагиле. Работала на танкостроительном заводе токарем.
– Мария Андриановна, мы со школьниками сегодня у вас в гостях в доме, где так уютно и тепло. С кем вы живете сейчас, кто помогает вести хозяйство?
– Я живу в Артемовском у сына Анатолия и снохи Шуры уже давно. Часто приходят и приезжают внуки, правнуки и праправнуки. Две кошки у нас, скоро котята народятся. Некогда скучать.
– Покажите нам ваши медали, пожалуйста.
– Медалей много было, да ребятишки просили на память, я и отдала. Сейчас у внуков большинство из них. Как подрастут праправнуки, так последние медали им подарю, пусть помнят, что для них наши солдаты Победу ковали, ради них гибли на войне.
– Скажите напутственное слово моим юным спутникам и всему молодому поколению.
– Ребята, любите свою Родину, как мать, дороже этого ничего нет. Всегда поступайте по совести. Будьте добрыми, честными и порядочными людьми. Уважайте родителей, взрослых. Пусть небо над вами всегда будет чистым и голубым.
Трудно осознавать, но, тех, кто не понаслышке может рассказать о событиях Великой Отечественной войны, тех, кому мы обязаны своей жизнью, становится все меньше.
В 2025 году Марии Андриановне исполнилось 99 лет. В беседе с нами она рассказала лишь небольшую частичку своей интересной жизни. Сегодня она держится бодрячком, хотя годы немалые. Но поколение этих людей - настоящие герои, герои нашего времени, которые несмотря на нелегкую жизнь, сумели сохранить искренность, доброту, отзывчивость, доверие к людям.
Спасибо вам, Мария Андриановна, за беседу. От всего сердца поздравляем вас и других ветеранов вашего поколения с грядущим праздником Победы в Великой Отечественной войне и желаем всем крепкого здоровья и благополучия.