На ремонт улично-дорожной сети в городе в 2019 году было выделено свыше 30 млн рублей. Они ушли на асфальтирование, строительство тротуаров, грейдирование и восстановление дорожного полотна в частном секторе. Три десятка миллионов рублей - сумма не маленькая. Однако этих денег не хватает, чтобы решить проблему раз и навсегда.
От месяца до двух лет
В список объектов, по которым в этом году «»ЖКС заключил муниципальные контракты на грейдирование, в том числе с подсыпкой, попали больше десятка дорог частного сектора. Восстановление дорожного полотна было запланировано на ул. Некрасова, Свердлова, Технической, Строителей, Тяговиков, Пролетарской, 2-й Парковой, Рабочей, Нахимова, 1-й Красноармейской, Чернышова, Машинистов и т.д.
На днях мы проехались по некоторым из них, посмотрели, как изменились дороги. Поговорили с местными жителями. Артемовцы заботу местных властей ощутили. И почти все, с кем нам удалось побеседовать, особенно старожилы, заявляют: «Жить стало лучше! Ездить - спокойней, потому что дороги теперь ровней. А еще намного чище!» Однако на этом оптимизм у многих заканчивался.
- Впервые за двадцать лет нам сделали дорогу. - делится впечатлением хозяин дома по ул. Нахимова Владимир. - До этого было просто ужасно, мы сами подсыпали дорогу как могли. Но щебенка, конечно, быстро скатается. Хватит ее года на два, наверное.
На ул. Нахимова, как на ул. Крылова и других, ремонт дороги закончился в июле. Прошло всего два месяца, а на дорогах местами уже стоят глубокие грязевые лужи. Грузовики, особенно тяжелые мусоровозы, давят и разрушают покрытие.
Даже не профессионалу понятно, что слой щебенки на отремонтированных дорогах очень тонкий, подушки практически нет, расклинцовка — по минимуму. Но главная проблема в том, что вдоль артемовских дорог нет кюветов. Вода скапливается на поверхности дороги, не уходит, и разрушает дорогу.
Показательны в плане отсутствия дренажа улицы Крылова ближе к ул. Механизаторов, Западная и Некрасова. Последние грейдируют чуть ли не каждый год. Но хватает на месяц.
- Летом было более-менее, - рассказывает владелец дома по ул. Западной, - сейчас опять все разошлось. Болотина — дорогу пучит... А проблема только в том, что ее надо сделать один раз, но хорошо. Вот и все. А так только деньги насмарку.
Без гарантии, но с доверием
В АГО есть несколько фирм, специализирующихся на ремонте дорог. В этом году чаще других тепндеры выигрывал предприниматель Игорь Попов. Его ИП, кстати, занимается содержанием главных и второстепенных городских дорог и давно сотрудничает с местной администрацией. Только с «ЖКС», по данным сайта «Руспрофиль», за последние девять лет предприятие заключило 89 контрактов на 66 млн рублей.
Фактически ИП Попов стал местным королем госзаказа, как только с рынка на федеральные дороги ушло ООО «Перспектива». Кроме него в 2019-м году за ремонт дорог боролись всего пара-тройка фирм. Но после того, как предприниматель ронял стоимость работ вдвое, они оставались ни с чем.
К слову, фирма Попова ремонтировала дорогу к главе АГО Андрею Самочернову в с. Б. Трифоново (она была в списке еще нескольких). Цену контракта в один с небольшим млн рублей на торгах предприниматель снизил до 576 тысяч рублей. А когда закончил работы, предъявил заказчику дополнительные расходы на 50 с лишним тысяч рублей.
Подобное было в случае с ул. Нахимова, контрактом на ул. Тяговиков, Пролетарской и 2-й Парковой.
- Возможно, это случайность. Но зачастую, - говорит депутат артемовской Думы Владимир Арсенов, - стоимость контракта занижается специально, чтобы нужная фирма выдавила конкурентов. Потом с ней заключается дополнительный контракт, и выходят на ту сумму, которая была первоначально заложена.
Подрядчики АГО уходят работать на другие территории именно в связи с этим. Директор одной из фирм в частной беседе пояснил: сметы составляются впритык, порой не окупают работы, только материалы. В том же Алапаевске стоимость ремонта 1 км дорог выше, чем у нас. А между тем на ремонт грунтовых дорог не устанавливается гарантийный срок. Будь, это работы на 100 тысяч рублей или на миллион. Удобно.
«Дешевый авторитет на популизме»
Депутат Думы АГО, председатель постоянной комиссии по ЖКХ Владимир Арсенов отслеживает ход ремонта дорог. Вместе с представителями подрядной организации и заказчика он инспектировал парковый район города, но сигналы от жителей поступали ему и из других районов.
- Я не мог сказать замечание подрядчику, - говорит народный избранник, - потому что он выполняет работы в рамках Техзадания: прогрейдировал, добавил посыпочный материал, укатал, все! А то, что обочины выше полотна дороги, его не касается.
Конечно, соглашается Владимир Арсенов, жители почувствуют изменения, ямки присыпят, но это пустая трата денег. Через год-полтора вода смоет щебень, покрытие расползется. Придется искать средства снова, миллионы бюджетных денег...денег налогоплательщиков.
- Нам выделили деньги, - резюмирует депутат, - а мы не знаем, куда их девать. Власти решили заработать дешевый авторитет и отчитаться наверху, что отремонтировали такое большое количества дорог. Фактически же просто израсходовали средства. Бездарно. Я считаю, пусть мы сделаем меньше дорог, но качественнее, на года. Делайте сначала проекты, потом дороги.
С тем, что нужны проекты и, как следствие, качественные ремонты, асфальтирование дорог в частном секторе соглашаются в «Жилкомстрое». Правда, пока мы получаем то, что имеем. Размазываем средства, чтобы как можно большее число горожан улучшили условия своей жизни в Артемовском. Ненадолго...