Новости

Истории и легенды села Писанец и сегодня тревожат воображение

Истории и легенды села Писанец и сегодня тревожат воображение

Неразгаданные тайны, удивительные факты, неожиданные находки сопровождают жизнь нашего района и хранятся в памяти людей.

Анастасия Домрачева, руководитель музея школы № 16 п. Сосновый Бор и объединения юных музееведов «Телепорти! Вход свободный», собрала некоторые из них и предлагает  нам с вами попытаться разгадать одну географическую загадку. 

Старшее поколение, к которому уже принадлежу и я, пропитавшееся с детства сказами Павла Петровича Бажова о земле уральской, невольно все предания малой родины воспринимает сквозь волшебную призму «Малахитовой шкатулки».

Хочется верить, что дети, познающие мир сегодня, испытают незабываемые чувства и переживания от знакомства с этими историями, как и мы много лет назад. А поможет им в этом, написание проектов в музейном объединении сосновоборской школы № 16 — «Телепорти! Вход свободный».

Каждый раз, когда отец говорит, что мы живем как у Христа за пазухой, я понимаю — это чистая правда. У нас нет наводнений, сильных ветров, даже лесные пожары случаются реже, чем в других местах. Мы обитаем в самом центре России, куда врагу добраться непросто. А уж посторонних людей издалека замечаем — за три версты видно.

Так что трудно не согласиться со старшими: действительно живем словно «за пазухой». Несмотря на это, Уральские горы — словно железная скоба, прочно соединяющая в единое целое два края света — Европу и Азию вместе с их торговыми путями, которые необходимо поддерживать, развивать и охранять.

Это прекрасно осознавали и наши предки. Уже в середине XVII века, расширяя границы Российского государства, на территории нынешнего Артемовского муниципального округа были основаны такие населенные пункты, как Егоршино, Шогрыш, Липино, Мироново, Мостовское, Писанец.

Брод охраняли, дороги мостили

У каждого населенного пункта из этого списка своя богатая история. Открыв один из известных интернет-ресурсов, мы можем прочитать интересные сведения. Например, «село Липино основано в 1648 году казацким атаманом Андреем Липиным. Деревня контролировала Калмацкий брод через реку Реж, где проходил соляной путь из казахских степей на уральский север». Рассказывать подробно, как важна в те времена была соль, думаю, не стоит. Это — лекарства, консервация продуктов и выделка шкур.

«Село Мироново возникло как деревня Арамашевской слободы. Впервые Мироново, как и большинство других арамашевских деревень, упоминается в росписи крестьян Верхотурского уезда, пострадавших от башкирского набега в 1662–1663 годах. В списке деревни Мироновой 1680 года значится десять дворов, четыре из которых принадлежали старожилам — Мироновым (три) и Мантуровым. Еще в двух жили уроженцы Верхотурского уезда — Борисовы, переселенцы из Невьянской слободы, время прихода которых не показано, и Жулимовы, пришедшие в 1673 (74) году из Невьянского Богоявленского монастыря».

«Первое упоминание о Шогрынском поселении относится к 1662 году, когда жители пострадали от набега башкир. В это время деревня, видимо, была еще заимкой. В 1668 году Шогрыш стал уже полноценной деревней с постоянным населением. Этот год официально считается годом основания села. Первыми жителями были крестьяне из других деревень Невьянской слободы. По переписи 1680 года в деревне было учтено 26 дворов. Также Шогринское зафиксировано в переписи Верхотурского уезда 1680 года, где упоминается как «Деревня Шогрынская на речке Шогрыше».

«Известно, что в 1665 году беломестный казак Арамашевской слободы Егорша Кожевин получил участок земли на правом берегу реки Бобровки. В честь него это место стало называться Егоршиным повытком, затем Егоршиной деревней, с 1864 года — селом Егоршиным».

«К 1680 году возникло соседнее с селом Шогринским Мостовское, названное: деревня Мостовая на реке Режу. В ней насчитывалось пять дворов, в которых проживали представители четырёх фамилий. В ней поселились выходцы из центра Невьянской слободы и из Тагильской слободы. Село Мостовское получило название из-за необходимости мостить улицы и дороги мостами, то есть лесом вообще, к которому прибегают жители в ненастную погоду, когда вследствие слабости грунта улицы покрываются непролазной грязью. Основным занятием сельчан было хлебопашество и промысел на Егоршинских угольных копях».

Зачем Писанцу тайные ходы

«Еще 1 января 1699 года, вышел указ самого Петра I „…осмотреть и описать сколь велика и высока…“ Писаная Гора, или Камень, на Урале в Сибири, „…и в котором месте на камени писаны слова иль иные какие письма… Написать на чертеже ту гору и подписать слова слово в слово ничем не разно и во всем бы сходно“. Подьячий Яков Лосев и стрельцы Петрушка Сапожников и Петрушка Коптырев зарисовали рисунки с Ирбитского Писаного камня. Они и вошли в книгу Витсена».

Каждый из перечисленных фактов сегодня представлен в экспозициях музеев при образовательных учреждениях соответствующих населенных пунктов. Однако существуют истории, которые долгие годы тревожат воображение местных жителей. Примером служат легенды села Писанец, прославившегося своими, как сегодня сказали бы — авторскими названиями улиц, мест и прозвищами местных жителей.

Согласно преданиям, вдоль берегов реки Ирбит расположены тайные подземные ходы, служившие укрытием для жителей села во времена набегов кочевников. Когда беспощадный враг стремительно налетал на селение, оно погружалось в зловещую тишину — Писанец внезапно пустел.

Эти скрытые тропы также могла использовать и банда Катюхи, известная, согласно легендам, своими грабежами богатых купцов, направлявшихся на знаменитую Ирбитскую ярмарку. Я неоднократно слышала описания атаманши Екатерины — властная, жестокая, но необыкновенно красивая женщина. Добычу разбойники часто скрывали на близлежащих болотах либо прятали в земле, используя глиняные горшки.

Можно воспринимать эти рассказы как увлекательные сказания, однако факт остается фактом: вблизи села Писанец действительно сохранились заваленные пещеры и гроты, а одно из окрестных болот носит название «Катюхино». Захватывающе? Возможно, вас тоже охватит азарт разгадать тайны прошлого или отыскать легендарные потайные ходы и сокровища знаменитой банды. Но, делать этого не стоит, с годами такие поиски становится небезопасным. А вот помочь нашему музею разгадать еще одну писанскую загадку вы можете.

«Обереги нас на пути тяжком»

Большинство жителей Артемовского района знают или хотя бы слышали о роднике «Сертазан», расположенном на подъезде к селу Писанец. Однако лишь старожилы помнят, что ранее этот источник носил название Марамин ключ. Неподалеку от самого села раскинулся живописный лог, бережно хранящий старинное название — Марамин.

Откуда же взялись такие названия? Местные жители рассказывают, что названы окрестности были в честь семьи, которая занималась разведением скота и жила за чертой села. Были эти люди необщительными, резкими на словцо, да и внешностью они отличались от земляков, поэтому их многие опасались и прозвали «марамками». Можно принять такую версию, но тогда встают вопросы, почему именно так называли эту семью, что было раньше — название окрестностей Писанца или прозвище большого семейства? Вот что нам удалось выяснить в ходе исследования.

Мара — на разных языках производное от имен Мария, Марфа. Марама — женский головной убор у крымских татар. А также фата, расшитая цветочными орнаментами в национальном костюме у румын и молдаван. Связь с цыганами не определили, но она возможна.

Мара — с древнетюркского языка — «темная ночь», «батрак, соглашающийся на любую работу от бедственного положения», а Марёха — в определенных социальных кругах означает «изгой».

Марамка — с таким названием в Югре рядом со знаменитым кладбищем мамонтов течет река. А Нарьян-Мар в переводе с ненецкого означает «Красный Город».

Есть и такое значение: Мара — мараморох, морок — туман, мгла, мга, морось. Маракуша — плакса. Мара — марево, дымка, поднимающаяся от испарения. «Марит сегодня» -духота. Или марит — разморило — клонит ко сну.

Мара — во многих культурах сущность из потустороннего мира — призрак, привидение, кикимора. У буддистов — приводит к смерти, мешает всеми силами Будде. У народов Европы — злой дух, персонификация ночного кошмара.

Мара, по словарю Даля — мана, блазнь, морок, морока, наваждение, обаяние; греза, мечта. «То мара, не верю!» говорят о фокуснике. Слово заморочить берет начало от «мара». Маракосит или маркосит — кажется. Мара — в славянской мифологии почитаемая богиня смерти (холода, зимы) и земли, властительницы подземного мира.

«… Мара — Маренушка!
Княжна Смертушка!
Жизни да Смерти владычица
Прими почтение детей твоих
Пред тобою головы наши склоняем, да пред величием Твоим
Обереги нас на пути нашем тяжком,
Да надели мудростью Своею
Огради от хворей и напастей,
Велика Ты в деяниях своих —
Что ни рождение, что не болезнь, что не успение —
Все Ты Матушка…».

Славяне верили в то, что Марена живет где-то далеко на севере, среди вечных снегов. С приходом весны светлые боги заковывают ее в оковы, и она на некоторое время становится бессильной. Для того, чтобы зима не вернулась раньше срока, чучело богини и предавали огню.

«Мара тебя возьми!» — казачье ругательство. Среди донских казаков, в особенности преклонного возраста, было распространено это бранное выражение. По крайней мере, в повести Николая Лескова «Некрещеный поп» мара упоминается при магических обстоятельствах. Так, когда один из героев произведения Лескова, действие которого происходит именно в казачьем селе, говорит: «Що вы, дурни, за марою ходите? Я дома лежу со своею жинкою; а это вас мара водит!», другие начинают креститься.

Евграф Савельев в издании «Древняя история казачества» писал о том, что не только малороссы, но и донские казаки низовых станиц ругались: «Мара тебя возьми!». В данном случае прослеживается аналогия с бранными выражениями вроде: «Черт возьми!» или «Черт побери!».

Между тем большинство историков и лингвистов сходятся во мнении, что под «маской» Мары в этом ругательстве скрывался вовсе не черт. Например, Валерий Никитин, автор издания «Казачество: нация или сословие?», заявляет о том, что ругательство «Мара тебя возьми!» равнозначно выражению «Смерть тебя возьми!». Так же, как и Никитин, Евграф Савельев утверждает, что слово «мара» означает «смерть».

Мало того, Савельев пишет о том, что у сарматов, представителей древнего народа, состоявшего из кочевых племен ираноязычных племен, «мара» было своеобразным «ура». Бросаясь в бой, сарматы кричали: «Мара!» («Смерть!»). Также Савельев обращает внимание на то, что «мара», «мор» и «умер» на самом деле имеют один и тот же корень.

Мара — мор. В южных регионах России былинного богатыря называли не Ильей Муромцем, а Моровцем или Ильей Моровлином. Некоторые историки XIX века высказывали предположение, что его малой родиной могло быть не Карочарово у Мурома, а Карачев (Брянская область) и расположенный не так далеко от него город Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск Козелецкого района Черниговской области).

Родник хранит тайну?

Любая гипотеза проекта, какую бы мы ни выдвинули, исходя из обнаруженных материалов, нашла бы поддержку. Рассказы о том, что механизаторы в жару опасались пить воду из Мараминого ключа — настолько холодной она была, что можно было мгновенно заболеть, наводят на мысль, что источник получил свое название в честь богини холода и смерти Мары.

Можно предположить, что занятие разведением скота семьей Марама тоже относится к области мифологии. Ведь разводя скот, необходимо владеть искусством забоя животных, что предполагает наличие шкур и черепов около жилищ «марамок», вызывая страх среди местного населения и порождая слухи о связи семьи с потусторонними силами.

Резкий характер членов семьи, тяжелый взгляд и необычная внешность лишь укрепляли веру людей не только в подобные истории, но и рассказы о сглазе, порче, колдовстве.

Версия, связанная с мамонтами, также находит свое подтверждение. Известно, что на нашей территории часто находят их останки. Согласно воспоминаниям старожилов, при благоустройстве родника Сертазан (Марамин ключ) строители обнаружили бивень мамонта, однако решили оставить его на дне ручья у ключика до лучших времен. Где находится определенный знак, оставленный строителями на месте находки, они сообщили нам.

Возможно, название связано с туманностью и прохладой, присущими именно этому месту. Рядом и совсем недавно, с исторической точки зрения, располагалось поселение Белый Яр. Мы знаем легенду из советского художественного фильма «Белые росы», что славяне таким образом называли свои места жительства из-за большого количества утренней холодной росы, капли которой в лучах восходящего солнца создавали впечатление белоснежного покрова полей.

Несмотря на всевозможные сказочно-загадочные версии происхождения фамилии или имени «Марама», вполне возможно, что все гораздо проще. Ее носители были переселенцами из числа молдаван, румын или цыган. К слову сказать, в поселке Писанец раньше даже существовала улица с говорящим названием — Цыганская. Так что эта версия выглядит весьма убедительно!

Много лет наш музей пытается раскрыть тайну происхождения названия «Марамин ключ». Известно, что представители рода Марама с годами перешли жить в село Писанец, а значит оформляли какие-то документы. Быть может, вместе с читателями «Егоршинских вестей» именно нам удастся наконец-то приблизиться к разгадке?

Если вы что-то знаете о происхождении названия «Марамин ключ» или «Марамин лог» звоните и пишите на номер телефона 89126358537. Будем благодарны за любую информацию по данной теме.

На фото: На месте у ключа, где жила отшельниками жила семья Марама, давно распаханы поля. Но тайна так и не разгадана… Фото Анастасия Домрачева

На фото: Писаный камень известен. Но сколько еще неведомого хранит село Писанец. Фото: группа «Писанец» в ОК

На фото: Русло Мараминого ключа, который сегодня носит имя Сертазан. Фото: группа «Писанец» в ОК

По теме

Погода:
...
23 oC небольшая облачность
Ветер северо-западный, 3.82 м/с
Давление: 760 мм рт. ст.
Влажность: 37 %
ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Дзен
Яндекс.Метрика
Контакты

ООО «Газета «Егоршинские вести»

Адрес: 623785, Свердловская область, Артемовский, ул. Ленина, 12

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Служба информации [корреспонденты]: +7 (34363) 2-43-92, +7 (34363) 2-42-23, 8-9000-428-444

Служба тиража, приемная: +7 (34363) 2-48-27 

Рекламная служба: +7 (34363) 2-53-80, 8-9000-418-444 

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.


На самый верх!