Неделю, до 15 октября, в кинотеатре Центра досуга “Родина” демонстрировался фильм, отзывы о котором - самые противоречивые.
Картина «Джокер» произвела фурор. Кто-то отзывается о ней крайне положительно, а кто-то крайне негативно. Однако кинолента, в любом случае, заслуживает внимания.
С чем в первую очередь ассоциируется главный персонаж Джокер? С кинокомиксами - яркими, цветастыми, веселыми. Есть мрачный «Темный рыцарь» Кристофера Нолана, но там нет места раздумьям, это развлекательное кино. А фильм, названный именем героя, совсем не такой. Веселого здесь вовсе нет, лишь мрачный, чуть ли не нуарный Готэм, ситуация в котором отчасти напоминает Россию — малое количество среднего класса, люди беднеют, а на их возмущенные протесты политики лишь лгут.
Главный герой, Артур Флек — больной человек, он страдает психическим расстройством. Работает Флек в небольшой труппе клоунов, которым подворачивается нехитрая работенка: покрутить плакат на улице или станцевать в больнице. Для героя в ней мало положительного — подростки задирают и избивают хилого клоуна. Дома Артура ждет больная мать, за который необходим уход. С самого детства она твердила ему, что нужно быть позитивным и всегда улыбаться. Вместе с мамой они смотрят шоу, где популярный ведущий смешно шутит и приглашает гостей.
Со временем Артура поглощает идея стать таким же комиком, ну, или хотя бы попасть в зрительный зал. У него есть специальный дневник, в который он записывает свои депрессивные, черные шутки, а затем показывает его на приеме у психотерапевта, который проводит беседы с нездоровым клоуном и снабжает своего пациента необходимыми лекарствами. Но, увы, в городе сокращается бюджет на содержание подобных учреждений, поэтому больше лекарств Артур не получает. И он начинает медленно съезжать со своей обыденной оси вращения...
В этом фильме поднимается проблема маленького человека, столь традиционная для русской культуры. Нам показывают все аспекты жизни неудачника, которого давит общество, государство, собственные отклонения и все-все-все. Трудно увидеть в ней хотя бы что-то положительное, доброе. Артур накапливает в себе потенциальную энергию, которая превращается в кинетическую. По ходу фильма напряжение усиливаются, появляются все новые и новые проблемы, справиться с которыми психически больной не в силах.
Камера внимательно вглядывается в том, на чем сфокусирован Артур. Во время его приступов смеха мы не видим ничего, кроме смеющейся физиономии, ведь в этот момент все внимание героя сконцентрировано именно на этом. Цвета от начала до конца меняются, как меняется сознание Артура. Метафору можно увидеть даже в лестнице — в начале герой спускается по маленькой, тесной лестнице между этажами, а в финале фильма -- по огромной городской.
Чувствуется огромная работа режиссера Тодда Филлипса, предыдущие фильмы которого явно не отличались сложностью и наполненностью смыслом (“Мальчишник в Вегасе” и др). Актер Хоакин Феникс сыграл свою главную роль так, что фильм, несмотря на обилие персонажей, стал фильмом одного актера. Его мимика, хореография, даже худоба — все воссоздано для образа Джокера идеально, невозможно придраться. А ведь в кадре довольно большое время находится и Роберт Де Ниро, который, кстати, отсылает нас к кинокартине «Таксист» Мартина Скорсезе, так как по основным линиям этих фильмов заметно явное сходство.
“Джокер” — фильм о влиянии негативной среды на человека. Все мы приходим в мир примерно одинаковыми, а дальше нас, словно вода камень, точит общество и обстоятельства. Нам говорят: «жестокость порождает жестокость» на всем протяжении фильма. Но все же главному герою, несмотря на его злодеяния, сочувствуешь: его мрачная история полна страданий и боли. Это человек, а не комический рисованный клоун.