Два общежития есть Буланаша: это две почти одинаковых 9-этажных здания - башни, но не близнецы.
На весь Артемовский – три многоэтажки. Одно, семиэтажное здание недостроенной поликлиники, уже практически снесено, две башни-близнецы в девять этажей высятся на Буланаше.
Оба здания когда-то бывшие общежитиями, сегодня по статусу – обычные многоквартирные жилые дома. Комнаты в них жильцы перепланируют в квартиры.
Между домами при внешнем сходство последние десяток лет растет разительное отличие – их состояние и ухоженность.
В доме по Максима Горького, 26, как и много лет подряд, нас встречает настоящий кошмар. Даже возле дома чувствуется дискомфорт: разбитые стекла и раздающиеся из окон крики гнетут и отсекают желание зайти внутрь. Но задание редакции заставляет шагнуть вперед.
В здание ведут две двери: слева на такой домофон, а справа его нет. И это обстоятельство, оказывается, в корне влияет на обстановку в двух соседних блоках бывшего общежития. «Домофонный» блок выкрашен свеженькой краской, но стены коридора, лестничных площадок покрыты ровным слоем грязи, на подоконниках тут и там торчит мусор. Здесь установлен новый лифт, но он отключен около года назад из-за отсутствия управляющей компании, которая готова взять дом на содержание.
Другой блок и вовсе – без освещения. Здесь, кажется, каждый сантиметр стен покрыт нецензурной лексикой и неприличными рисунками. Грязи в несколько раз больше, чем в соседнем блоке, мусора тоже. В нос бьет резкий запах испражнений. Подниматься вверх совсем не хочется. Лифт тоже есть, но у него деревянные двери, выглядят они жутко, заметно, что подъемником давно никто не пользовался и вряд ли станет.
Как здесь живут люди – непонятно. Об этом и спросили встретившихся.
Женщина средних лет подошла ко мне, когда увидела, что я фотографирую здание.
-Как вам обстановка? Все коридоры примерно так выглядят?
-Не все.
-Шумно по вечерам?
-Не очень, раньше было хуже.
-Бывало, что приезжает полиция?
-Бывают, конечно, во всех домах бывают такие случаи.
-А у вас чаще, чем обычно?
-Есть некоторые семьи, к которым часто приезжают. Полиция едет сразу после звонка им.
Молодая девушка спускалась по лестнице.
- Когда несколько семей отсюда выселились – стало нормально, -- рассказала она. --Их пытались выселить за долги, но безуспешно, потом сами соседи-мужчины меры предприняли и только тогда получилось выгнать. У меня на этаже стоят камеры. И прямо на виду у этих камер наркоманы стояли и кололись. Их и выселили. А так спокойно.
- Часто приезжает полиция?
-Каждый день. Обычно по ночам. Поэтому рядом всегда дежурит наряд. Начиная с 6 этажа здесь живут алкоголики, по ночам эти люди ходят и пристают с просьбой дать денег на выпивку, при этом кричат и ругаются на всех.
-А почему так много мусора и грязи?
- Друзья алкоголиков приходят и мусорят, наверное.
Пожилая женщина с двумя маленькими детьми встретилась нам на лестничной площадке «убитого» блока бывшей общаги.
- Не сказать, что хорошо здесь, – говорит пенсионерка. – По вечерам совсем худо. Полиция не каждый день, но часто приезжает. У нас тут двери не закрываются, ничего не делается. Ходят, кто хочет, не знаем, кто такие, поэтому по вечерам страшно выходить – убьют, и все.
- А надписи на стенах сделаны «посетителями»?
-Да, пакостят уже много лет. Мы никак не можем этому помешать. Дом не обслуживается, деньги на новые двери надо собирать жильцам. А как мы соберем, если нас мало? Все отсюда стараются побыстрее уехать. Живем тут, как в свинарнике.
-У вас, получается, жильцов меньше, чем в блоке с домофоном?
-Да, там набралось 25, а у нас всего 15, поэтому не смогли собрать деньги. Дом стоит полупустой. Есть и молодые, а есть как я. Некоторые не работают, но живут с детьми. Полиция, в основном, в наш блок и приезжает.
Довольно неплохое здание, которое можно отремонтировать и заселить, остается невостребованным, никому не нужным. За годы ничего в нем не меняется. Отстой, одним словом.
Антиподом зданию-бедолаге можно считать девятиэтажку по улице Александра Невского, 2. Снаружи отличий практически нет, разве что во второй отсутствуют разбитые окна. Внутри здесь обычный подъезд, аккуратный и чистый. Мыть лестницы, рассказали жильцы, приходят уборщицы, а коридоры убирают они сами. Два года назад установлен новый лифт, внутри нет жженых кнопок и изрисованных стен, он выглядит как новенький.
Здесь опрошенные нами не отметили ни одного негативного момента, кроме оторванного рубероида на крыше, из-за чего вода после дождя немного капает на чердак. «К ЖКХ у меня есть претензии. На крыше в мае ветром оторвало кусок рубероида, вода затекает на чердак, а коммунальщики не хотят кровлю делать», – возмутился житель Валерий Федорович. Вместе с ним мы прошли в офис компании «Темп», которая управляет домом.
Там и рассказали о проблеме. Директор Ольга Юрьевна Ивановская отправила вместе с нами мастера Андрея Санникова. Втроем мы забрались на крышу. Валерий Федорович показал дырявое место, и мастер пообещал починить кровлю.