Какие профессии исчезнут, а какие появятся к 2030 году? Будут ли оперировать пациентов роботы вместо хирургов? Отправится ли «на пенсию» специальность инженера-радиоэлектронщика? На эти и другие вопросы пытаются ответить школьники во время форсайт-игры «Билет в будущее», которую проводят в образовательных учреждениях специалисты Артёмовского центра занятости.
В Свердловской области с 2018 года реализуется план мероприятий современной системы профориентации. В его рамках ведется активная работа среди учащихся в возрасте 14-17 лет. Занятия с элементами форсайт-игры проводятся с учащимися 8-11 классов.
Термин «форсайт» произошел от английского foresight – взгляд в будущее, предвидение. Игра построена так, чтобы ребята могли спрогнозировать своё профессиональное будущее с учетом потребности на рынке труда, проанализировать опасности и возможности для лавирования в процессе достижения поставленных целей.
На прошлой неделе игра прошла в двух школах района - №4 и №9. В Покровском предвидеть будущее учились восьмиклассники, в посёлке Буланаш верность своего выбора (у кого он сделан) проверяли 11-е классы. Ребята в формате командной работы занимались построением «Карты времени» - навигатора профессионального будущего специалиста конкретной профессии на основе оценки ее перспектив на рынке труда.
Сначала ведущий профконсультант Артёмовского центра занятости Елена Гаряева рассказала детям о ситуации на рынке труда и информационных ресурсах, где можно всё узнать о выбранной профессии.
Агентством стратегических инициатив разработан электронный ресурс «Атлас новых профессий» (http://atlas100.ru), где есть информация, какие трудовые действия будет выполнять тот или иной специалист примерно через 10 лет, какими умениями, навыками он должен будет обладать. А самое главное - не исчезнет ли профессия, которую будущие выпускники, может быть, уже выбрали.
Затем представитель центра занятости разделила учащихся на группы по типу профессии: человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек-знаковая система, человек-художественный образ. Каждой группе досталась одна востребованная на местном рынке труда специальность. Например, для группы «Человек-человек» определена профессия врача, «Человек-природа» - агроном, «Человек-знак» - программист, и так далее.
Используя ресурс, о котором говорилось выше, ребята узнали, какие новые профессии могут появиться до 2030 года: например, оператор медицинских роботов, ГМО-агроном, архитектор энергонулевых домов. Попробовали спрогнозировать, как будет меняться деятельность специалиста по конкретной профессии, а также продумать действия, которые помогут такому специалисту не пропасть на рынке труда через 5, 10, 15 лет. В конце каждая группа презентовала свою «Карту времени» профессии.
-Победителей в данной игре нет. Школьники в процессе игры учатся прогнозировать свое будущее, работать в группе, анализировать информацию, - поясняет специалист Артёмовского центра занятости Е.В. Гаряева. - Дети должны понять, что в условиях быстро меняющейся экономической ситуации, чтобы оставаться востребованным и конкурентоспособным специалистом, необходимо обучаться и самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. Ведь знания того же программиста не будут ничего стоить, если они останутся на том же уровне через пять, десять лет: каждый год появляются новые технические возможности. Это касается и других специальностей.
Школьные педагоги, наблюдавшие за занятием, отметили, что такая работа важна, так как помогает ребятам сделать осознанный выбор. Сами дети участвуют в игре с интересом. Тем более, что и в Покровском, и в Буланаше организованы «Точки роста», эти инновационные площадки уже сейчас помогают детям получать навыки профессий будущего.
Центр занятости продолжит вести системную профориентационную работу в образовательных учреждениях Артёмовского городского округа. Приглашайте специалиста в свою школу!