На катке школы №1 шум: крики и удары по бортам. Оказывается, это ребята играют в хоккей.
Маленькие парнишки летают по льду, а за ними носится тренер Вячеслав Вадимович Лебедкин. Он на всю площадку кричит команды: советует мальчишкам как ловчее обвести соперника, указывает, что они делают не так и на ходу перестраивает игру.
У бортиков очередную игру обсуждают верные болельщики -- родители ребятишек. Но вот по сигналу свистка на льду выстраивается стройная шеренга хоккеистов, а затем неохотно ползет в раздевалку. Тренировка кончилась, а это грустно…
Сразу на смену «малявкам» приходит взрослая команда -- хоккеисты вместе чистят лед и надевают форму. А мы с Вячеславом Вадимовичем идем на интервью в уже опустевшую раздевалку...
Несколько часов тренировок почти каждый день, почти два десятка мальчишек, которые ждут наставления, похвалы или критики, соревнования каждые выходные, родители с массой вопросов — специфика работы Вячеслава Вадимовича. Его сын - тоже хоккеист с малых лет, и весьма успешный. О том, с какими трудностями (а их много) сталкивается сегодня тренер по хоккею и родители юных спортсменов в Артемовском - наш рассказ.
-Вячеслав, расскажите о себе и своей команде.
-Мне 39 лет, я тренер в штате «Снежинки». Учу детей играть в хоккей, участвуем в разных турнирах. Сейчас, например, заявились на «Золотую шайбу» и на турнир Кубок Березовского городского округа. Результат есть, но пока не такой, какой хотелось бы. Наша хоккейная команда называется «Барсы». Финансируют нас «Снежинка» и комитет по спорту администрации. Основной двигатель — инициатива и энергия родителей, детей и тренера. В нашем городе нет ледовой арены, поэтому готовиться к турнирам мы можем только тогда, когда есть естественный лед. У нас разбивка такая: в субботу играем по «Золотой шайбе», а в воскресенье -- Кубок БГО. У детей тренировки с понедельника по четверг на корте школы №1. Много детей хотят заниматься, но хоккей — физически и материально затратный вид спорта, не все остаются. Часть формы мы даем, если есть, а другую часть нужно уже докупать родителям. Спонсоры нам майки закупили, а «Снежинка» -- комплекты формы. Родители -- шайбы, клюшки. Папы и мамы ребят помогали ремонт делать.
-Любовь к хоккею у вас с детства?
- Да. Я был совсем маленький, года четыре, когда отец привел меня в хоккейную секцию. С тех пор и занимаюсь. Был, конечно, перерыв: уезжал в Екатеринбург учиться, потом и работал там, 10 лет не играл в хоккей. Никогда не думал, что стану тренером, но потом появилось желание и в 2007 году устроился в ДЮСШ.
-Почему так назвали команду - «Барсы»? У нее уже есть своя история?
- Если честно — просто такое название в голову пришло. Проводили голосование родителей, был еще вариант «Ветерок». Ну, это в честь «Вентпрома», они наши спонсоры. Хочется поблагодарить их и коллектив «Артемовск-газсервис» -- очень помогают. Майки нам купили, предметы экипировки.
- Как к вам в команду попадают дети? Есть какие-то критерии отбора?
- Я не провожу отбор. Кто-то приходит, тому и рад. Потом, в ходе на тренировок, уже смотрю, кто как играет. Тех, кто посильнее отправляю на более серьезные турниры, тех, кто похуже тоже пытаюсь заявить куда-нибудь, хочется, чтобы игровая практика имелась у всех. Хотел создать нынче команду 6-7 летних ребят, но их не набралось, к сожалению. В основном сейчас ребята лет 12 играют. Малыши тоже ходят, но их мы только учим кататься, играть им пока что нельзя. Из всех школ обращаются, кстати. Только сельских ребят нет, неизвестно, почему: может, не знают, может, просто нет возможности. Детей приходит немало, но не все родители могут потянуть расходы на ту же форму: нормальные коньки стоят от десяти тысяч рублей, клюшка - от трех тысяч.
-Как находите контакт с мальчишками? Они нынче смелые.
- К каждому - индивидуальный подход. Где-то как родитель смотрю, где-то как педагог. Все ребята разные, некоторые приходят только поразвлекаться, а мне нужна дисциплина, труд.
-Какая у вас цель как у тренера? Достичь высот с ребятами?
- Я ставлю в приоритет воспитание и тренировку характера, а это гораздо важнее наград. Хотя победы тоже важны, дети они отлично мотивируют. Игра для мальчишек -- удовольствие. Да и для родителей тоже. Ой, вы бы слышали, как кричат мамы и папы на соревнованиях! Дают советы, болеют за парнишек. Сами погружаются в игру настолько, что им экипировки разве что не хватает, а то бы выскочили на лед.
-А насколько вообще важно, чтобы родитель принимал участие в увлечении ребенка?
- Чрезвычайно важно! Я бы сказал, что занятие в секции -- это своего рода спорт и для взрослых. Помимо кучи денег для обмундирования спортсмена, которые еще нужно заработать, родитель должен прогуляться и привести хоккеиста на корт, притащить тяжеленную сумку с формой, помочь надеть защиту и прочее, а потом ждать на воздухе пока идет тренировка или матч.
На соревнованиях юные спортсмены при любом счете в игре ждут поддержки от мамы и папы. Почти все родители становятся фанатами хоккея, важной частью детской команды. Я даже знаю пап, которые пить бросили, когда ребенок стал спортсменом. В выходные им свозить сына на соревнования, по вечерам с тренировок забирать... Какая тут выпивка?
-Как, на ваш взгляд, развит детский спорт в нашем городе? Есть для него условия?
- Для хоккея - популярного вида спорта - условий в Артемовском нет. Мы просим ледовый дворец, а нам говорят: «А кто там будет заниматься?». Как мы узнаем кто, пока его нет? На примере Режа, где есть искусственный лед мы видим — много кто будет ходить, даже из ближайших городов, сел и деревень. Там лед занят с восьми утра до трех ночи. Он рентабельный, можно и хоккеем, и керлингом заниматься, и фигурным катанием. Во всех городах, кстати, хоккей — “подвальный” вид спорта. Раздевалки и склады для инвентаря всегда в подвалах. Хотя хоккеистам нужен, в основном, лед, где они проводят почти все время, но комфорта хочется тоже. В ледовом дворце предусмотрены нормальные раздевалки, душевые, туалет… У нас вот нет его на катке. Хорошо еще, что директор школы нас поддерживает и пускает наших ребятишек и гостей. Нам тоже очень хочется проводить большие соревнования, но мы связаны по рукам и ногам -- нет условий. А так — у меня есть связь со всеми тренерами из других городов, можно кинуть клич и легко собрать на турнир несколько команд. В нашем случае, когда льда нет, мы ездим в Реж в ледовый дворец раз в неделю на два часа. Администрация выделяла нам на это 100 тысяч рублей, но этой суммы хватает лишь на 20 часов занятий: час аренды льда стоит 5 тысяч. Мы обращались к нашему депутату Госдумы Сергею Чепикову, но пришел официальный ответ, что Реж не может предоставить нам бесплатно ледовую площадку, так как мы не режевские. Теперь многие родители записали своих детей в секцию в Реже и возят в соседний город. Когда администрация оплачивала лед -- человек 40 ездили из нашего города, а сейчас только команда 15 человек. Не все готовы к таким материальным затратам -- платить за аренду льда.
- Как проходят ваши тренировки?
- Сейчас уделяем много времени катанию, ведь это 70% игры. Технику оттачиваем, тактику. Тактические упражнения в маленьком возрасте непросто воспринимаются. Еще учу, что хоккей — командная игра, нужно видеть друг друга, взаимодействовать, чувствовать, где каждый находится. Сложно рассчитывать нагрузки, следить за каждым, в хоккее важно уметь распределять силы и возможности. Все эти навыки, кстати, пригождаются в жизни — спорт дает не только физическое развитие, но и психологическое. Хотя ребята пока маленькие, но все равно вбирают этот дух сплоченности. Один лопатой что-то делает, устал — подошел другой, сменил первого. И так по очереди.
- А как ребята относятся к тренировкам?
- Они в них полностью погружаются. Ходит парень первый сезон, например. Ему хочется догнать по уровню других, он каждую свою свободную минуту старается тратить на хоккей. Пришел со школы, уроки сделал — просит папу отвезти на тренировку. Папа не может — попросит дедушку. Другой спросил сразу про форму, но ему сказали, что нужно сначала показать, что намерения серьезные. И он выкладывается, очень много усилий прилагает. Некоторые пренебрегают школой, мы проверяем оценки, ругаем за плохие, потому что учеба и хобби должны работать на общее благо, а не в ущерб одно другому. На соревнованиях команда показывает потрясающие результаты. Например, в прошлом году мы проиграли в соседнем городе со счетом 9:2, а в этом у нас счет уже сравнялся — 4:4. Все нам сказали: «Мы не думали, что ваши ребята смогут это сделать». А они смогли. И я ими горжусь.