Новости

Новости

Артемовский помнит. Матери Победы. "Свет материнской любви"

Фото: © FREEPIK.COM

Ог согревал, спасал и светил детям всю жизнь.

 Мы вступаем в юбилейный год Победы и наш мысленный взор все чаще обращается в то далекое, жестокое время. Смотрим передачи, игровые и документальные фильмы о грандиозных сражениях, героях боевых действий, о ветеранах, детях войны, тружениках тыла, читаем книги, журнальные, газетные статьи.

Но среди этих материалов как-то скромно, недостойно куце озвучена роль женщины-матери. Страшно даже представить сегодня --  как им было мучительно тяжело пытаться не то чтобы поднять, а хотя бы сохранить детей, работая в тяжелых условиях, в полуголоде, в холоде, с утра до ночи. 

Давайте вспомним о материнском подвиге военных лет и расскажем друг другу. Соберем драгоценные крупицы их воспоминаний. Благодаря им многие из нас выжили в нечеловеческих условиях в оккупации, в блокаде, в тылу, поднялись, родили и вырастили своих детей. И жизнь продолжается.

Мало осталось людей, помнящих себя в военное лихолетье. Сами они были еще малышами, и им трудно сказать что-то о чувствах, переживаниях своих матерей, об их отчаянном сопротивлении навалившейся беде, о боли и страхе за жизнь маленьких ребятишек, муках ожидания воевавшего мужа. А ведь им приходилось оставлять детей дома одних, часто без присмотра совсем, или на старушек-соседок, которые уже не могли работать, приходилось самоотверженно трудиться в поле, цехе или госпитале как того требовало военное время.

Матери Победы -- такое имя мы дали новому проекту газеты, который будем вести в год 75 годовщины окончания страшной войны.

Подскажите нам героинь, про которых непременно нужно рассказать на страницах газеты, назовите их детей, кто может рассказать о маме, бабушке, сестре, тете, работавшей в годы войны. Это очень важно -- успеть. 

Ждем ваших сообщения по телефону 2-48-27 и 8-9000-428-444.

Сегодня -- наш первый рассказ о женщине, чьи трудодни на тяжком лесоповале  и в маленькой семье приближали Победу. О ней рассказала Светлана Орлова.   

 

Моря, а сегодня Маргарита Ивановна Шишканова, родилась в 1935. В год начала войны ей исполнилось 6. И самые яркие воспоминания детства -- эпизоды жестоких военных лет. То, что она осталась жива, не сгинула в водовороте бед и напастей, голода и болезней -- полностью, считает, заслуга ее хрупкой, но такой сильной духом женщины, ее мамы.   

Так сложилось, что ее мама Раиса Ивановна осталась к началу войны одна с двумя дочками 6 и 3 лет. Старшенькая помнит, что мама работала в лесу, на нелегкой даже для крепкого мужика заготовке и обработке древесины. 

Жили они в маленьком лесном поселке, у которого даже не было имени собственного. Именовался он Девяностый участок и был недалеко от Красногвардейского. 

Мама чуть свет уходила на работу, оставив дочкам 200-граммовый кусочек хлеба, свой паек, который выдавали ей в лесном ведомстве. Моря, как тогда называли Маргариту, оставалась в доме за старшую. Девочки, как могли, выполняли наказы матери. Когда поспевала ягода, они со здоровенным эмалированным ведром шли в лес, благо, брусничник краснел бордовой скатертью в шаговой доступности. 

Мама наставляла дочек: «Надо набрать полную бочку!». Девчонки очень старались. «Тащим это ведро, - вспоминает Маргарита Ивановна, -  загнусь, упаду, ягоды просыплются… И мы возвращаемся в лес, добираем до полного, опять волочим. Полную бочку натаскаем». А мама рада: зима все подберет. Спасала семью корова. Сначала ее доила соседская бабушка, потом Моря научилась сама. 

На сенокос Раису Ивановну, видно, отпускали на несколько дней с работы или сама она как-то управлялась, выгадывая время, -- теперь трудно догадаться. Сено ставила сама. Девчонки помогали как могли. Как маленькая, хрупкая женщина умудрялась сметать здоровый стог? Невозможно представить.  Я, наверное, не смогла бы. А она могла, потому что у нее были дети и надо было спасти их жизнь.

Потом семья с лесного участка перебралась в деревню Брагино. Вот тут военную беду бедовать пришлось по полной. Начался настоящий голод. Дети оставались дома с кусочком хлеба на весь день. Сердце матери, конечно, рвалось на части. Работала она телятницей. Как-то бригадир, понимая ее страдания и пожалев ее, предложил: «Не плачь, скажи девкам-то, пусть озеро обегут со стороны леса, ты овсяным киселем их напоишь». Кисель телятам варили. Их кормили лучше, чем ребятишек. 

Еще один случай вспомнила Маргарита Ивановна. Бригадир ее маме подсказал: «Пусть девчонки вокруг комков походят, пособирают по краю поля колоски, сваришь им кашу». Моря с сестренкой насобирали колосков, бегут с «трофеем» к маме. А навстречу женщина попалась: заругалась на девчушек, отобрала колоски, сказала, что доложит куда следует. Вот страху-то мама натерпелась! Не за себя, за детей: если ее посадят -- что с дочками будет?

Некоторое облегчение пришло ближе к концу войны, да и маму тогда в столовую работать перевели.

После Победы достатка в семье не сильно прибавилось. Начальную школу Моря хорошо закончила, а дальше учиться надо было ходить из Брагино в Писанец, за несколько километров. Побегала в тапочках, пока дорога не совсем раскисла, и все, на этом ее «университеты» закончились. А что могла сделать мать? Даже слез уже не было. Угроза голода минула, но оставался груз налоговой политики: есть куры, корова в хозяйстве или нет, а яйца сдавай, масло сдавай. 

Мама не могла это вытянуть, и старшая дочка пошла работать на железную дорогу. Четырнадцатилетние девчонки таскали шпалы на насыпь, а там путейцы укладывали их, ремонтировали путь. Все, что зарабатывала, Моря отдавала маме. Когда выплатили налоги, девочке выдали справку на получение паспорта и она уехала в Егоршино, устроилась на радиозавод…

Получилось, что я больше рассказала о человечке, который рос в войну, чем о ее маме. Могла ли тогда маленькая Моря помышлять о жертвенности и мужестве мамы? Кто из детей и вообще людей думал тогда об этом? Они просто выживали все вместе. Дети рано становились ответственными за свою жизнь, а матери делали все возможное, чтобы сохранить ее.

Мы можем сейчас попытаться прочувствовать все, что пришлось вытерпеть мамам военной поры, что пришлось пережить, попытаться понять -- через призму переживаний и событий военного и послевоенного детства.

Я всегда обращала внимание на то, что многие люди, чье взросление прошло через тот кошмар, отличаются необыкновенной стойкостью и жизнелюбием. Маргарита Ивановна, например, до сих пор сохранила оптимистичный, светлый взгляд на действительность, на жизнь такую, какая она есть. И в этом опять же проявляется могучее упорство, мужество матерей военных лет, сила и свет материнской любви.

Мы просто обязаны восстановить и сохранить память о них для потомков, как дань их незаметному, но такому большому подвигу.

 

Ещё по теме

08 августа 2024
В рамках реализации федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» Минздрав РФ внёс препараты для…
ЕГЭ оставить или убрать?
Баннер лесовоз
реклама
ООО «Газета «Егоршинские вести»

Адрес: 623785, Свердловская область, Артемовский, ул. Ленина, 12
E-mail: evest@mail.ru
Служба информации [корреспонденты]: +7 (34363) 2-43-92,
+7 (34363) 2-42-23, 8-9000-428-444
Служба тиража, приемная: +7 (34363) 2-48-27,
Рекламная служба: +7 (34363) 2-53-80, 8-9000-418-444.
E-mail: evest-reklama@mail.ru
Яндекс.Метрика

Найти

Отправка новости

Обратная связь

Спасибо, Ваше сообщение отправлено. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.