Пенсионеры с ул. Чехова города Артемовский за расход электроэнергии на общедомовые нужды ежемесячно платят по четыреста с лишним рублей. Все потому, что старые бараки стали резиновыми — с нового года в них увеличилась площадь мест общего пользования (далее - МОП).
Старенькие развалюхи в районе бывшего промкомбината сразу не найдешь. Они затерялись между частными домами по ул. Пригородной и пятиэтажками. Но они существуют, ив них все еще живут люди.
Дом по ул. 33, согласно данным сайта «Реформа ЖКХ», был построен в далеком 1939 году, его сосед 35-й дом — в 1957-м. С тех самых пор здесь мало что изменилось. Местами зияющая дырами и вечно протекающая кирпичная крыша, кривые двери подъездов-тамбуров и деревянные туалеты во дворе с указателями «М»/«Ж».
Живут в этих домах в основном пенсионеры. Они-то и обратились в редакцию, пожаловавшись на беззаконие и несправедливость "управляшки", обслуживающей бараки. Говорят, смирились почти со всем: с тем, что платят за содержание домов, которого нет, и мусор, горами сваленный во дворе. Но когда жителям стали приходить заоблачные счета за электричество в местах общего пользования, терпение кончилось.
- В январе и феврале получили квитанции и ужаснулись, — рассказывает Елена Фефелова, - нам начислили по 400 с лишним рублей за электричество в доме каждому. Плюсом к тому, что мы оплачиваем за свои квартиры.
Стали разбираться. В 2018 году площадь общедомового имущества, судя по квитанциям, составлял 0 кв.м. С приходом УК «Большой Урал» каждому собственнику добавили по 33 кв.м. МОПов. В среднем жильцам пришлось оплачивать дополнительно по 60 кВт потраченной на барак электроэнергии.
- В 2020-м году аппетиты у УК разыгрались, - возмущается пенсионерка Нина Николаевна. - Площадь помещений в составе общего имущества у нас почему-то выросла до 377,76 кв.м., а потом взлетели ОДНы.
Вот только, за что платить, собственники квартир не понимают. Подвалов здесь никогда не было, чердаки не освещаются, потому что на зачем, а вместо подъездов — тамбуры на две квартиры. Возникает вопрос: чье электричество оплачивают несчастные пенсионеры? В бараках, конечно, есть заброшенные квартиры и есть жильцы, которые не платят за ЖКХ. Справедливо ли их долги раскидывать на остальных? Ведь, судя по счетам, где-то внутри бараков спрятаны огромные производства, производственные цеха, сжирающие электричество.
Косятся пенсионеры на одну из квартир, которая на фоне остальных выглядит презентабельной. С нее, говорят они, все и началось. Жилплощадь была муниципальной, прошлым летом ее выкупили. Новые владельцы, якобы близкие знакомые УК, КамАЗами вывозили отсюда хлам и делали ремонт, подключив оборудование к общей электросети. Когда закончили, остальные жильцы получили на руки бешеные квитанции.
Конечно, пенсионерки пытались найти правду. Ходили в городскую администрацию — бесполезно, требовали объяснений от УК — до сих пор ждут, и обращались к платежному агенту.
- В «Энергосбыте», - рассказывают женщины, - нам объяснили, что выставляют счета на основе данных, которые предоставляет УК «Большой Урал».
А вот начальник артемовского участка управляющей компании Николай Галиновский все же отсылает жильцов к тем, кто проводит начисления.
- Площадь мест общего пользования мы увеличили за счет чердаков и подвалов по требованиям «Энергосбыта». Они запросили эту информацию, так что ко мне обращаться бесполезно... Я ничего не начисляю! - говорит Николай Васильевич.
Разбираться в вопросах артемовцев, проживающих в бараках на ул. Чехова, теперь предстоит прокуратуре и Госжилинспекции. Пенсионерки в поисках справедливости обратились в надзорные органы. Наверняка, теперь собственникам жилья придется жестко контролировать и снятие показаний общедомовых электросчетчиков, сверять их, высчитывать разницу с показаниями поквартирными. Веселенькая жизнь наступает для пенсионеров в борьбе за сохранность кошельков. Но в наше время, видимо, по-другому никак.